«Более 90% вероятности»: российское водное поло может первым выйти из изоляции

Главное, что следует знать — российское водное поло, как надеется глава Федерации водных видов спорта Дмитрий Мазепин, уже в 2026 году может выйти из изоляции. По словам Дмитрия Аркадьевича, для этого созданы все предпосылки и есть рабочие договоренности, несмотря на отсутствие официального решения. «Оцениваю вероятность в 90% и даже больше», — заявил он. Если это случится, то возникнет новый приятный для нас прецедент с допуском командного вида на мировую арену.
При этом, ватерполисты в ближайший год будут под самым пристальным вниманием федерации. «Откровенно скажу, что в российском водном поло мы утратили очень многое, начинаем почти с нуля, поэтому 2026 год посвятим работе именно с этой дисциплиной, предстоит большая реорганизация», — признается Мазепин. До Олимпиады-2028 в Лос-Анджелесе остается меньше трех лет, и если задуманное возвращение все-таки состоится, то времени на подготовку сборной топ-уровня практически нет. Поэтому глава федерации раскрыл план по приглашению одного из лучших иностранных специалистов. «Фамилию не назову, но переговоры ведем, — говорит он. — Мы поняли, что в нашей большой стране не можем найти подходящего специалиста, способного с нуля построить сборную за три года. Сейчас нет времени растить своих, сейчас надо брать лучшего специалиста, который в короткий срок может вывести наше водное поло на высокий уровень».
Водное поло пока остается также единственной дисциплиной, в которой пока российские представители не вернулись в технические комитеты World Aquatics — во всех остальных наше присутствие восстановить за прошедшие 12 месяцев удалось. «И это очень важный момент, — объясняет Дмитрий Мазепин. — Техкомы разрабатывают правила и критерии оценок, а, например, в синхронном плавании и прыжках в воду они очень важны. За время нашего отсутствия мы перестали понимать многие судейские нюансы. Не скажу, что это было основной причиной такого выступления наших синхронистов в Сингапуре (наши «нейтральные атлеты» в синхронном плавании заняли второе место в медальном зачете с тремя золотыми, тремя серебряными и двумя бронзовыми наградами, уступив первое место Китаю — Forbes Sport), но отчасти именно поэтому. Хотя и остальные страны сильно подтянулись в последние годы».
Важным возвращение в техкомы считается еще и потому, что именно они аккредитовывают судей. В субъективных видах спорта состав судейской бригады может сильно сказываться на оценках.
Еще одной из главных задач, но уже, скорее в долгосрочной перспективе, станет для федерации решение вопроса инфраструктуры. Как оказалось, в стране мало воды. Той самой, которая короткая или длинная. «В стране 22 000 футбольных стадионов и всего 2500 бассейнов, причем только 220 из них 50-метровые, — говорит Мазепин. — При этом водные виды — это самое медалеемкое направление. На Олимпийских играх разыгрывается 55 комплектов наград, на чемпионатах мира — 70 комплектов. Если мы хотим бороться с такими странами как США, Китай, Австралия, то мы не должны уступать им в инфраструктуре».
Уступая в десятки раз по инфраструктуре, водные виды практически не уступают футболу в количестве занимающихся — 3,9 млн «футболистов» против 3 млн «водников». В России есть только три города с инфраструктурой, подходящей для проведения соревнований относительно высокого уровня — в Казани, Екатеринбурге и Южно-Сахалинске. И даже если бассейны где-то есть, то там нет трибун. «Нам трудно провести не только чемпионат России по водным видам спорта, но и даже просто соревнования по плаванию. По хорошему, для полноценного чемпионата нужны два, а лучше три типа бассейна. По международным требованиям, нужны трибуны не менее чем на 4000 — 5000 мест», — объясняет Мазепин.
Рекордсменка мира Евгения Чикунова тренируется в Санкт-Петербурге и говорит, что для их группы в 18 человек в бассейне есть только две дорожки — на остальных плавают по абонементам. Чемпион мира Климент Колесников рассказывает, что ему повезло — он тренировался в «Олимпийском». В юности, конечно, ведь теперь на месте спорткомплекса строят новый, но уже на деньги частных инвесторов. Климент считает, что те ребята в сборной, которые воспитывались в регионах, заслуживают особого уважения из-за тех условий, в которых им приходилось расти как спортсменам.
«А еще многие из тех, кто тренировался вместе со мной, оставили спорт ради учебы», — вспоминает Колесников, считая, что останься некоторые из них в плавании, у тренерского штаба сборной выбор был бы больше. И тут открывается еще одна великая цель Дмитрия Мазепина — развитая инфраструктура в крупных городах, в том числе и в Москве, просто необходима, чтобы детям не приходилось выбирать — получать высшее образование или продолжать спортивную карьеру.
«Этот выбор стоит перед каждым родителем старшеклассников, а я считаю, что перед таким выбором ребенка ставить нельзя. В США все они тренируются без отрыва от учебы, тот же Майкл Фелпс был студентом», —- говорит глава федерации.
Сейчас же для тех, кто выбрал спорт высших достижений и все-таки пробился в состав сборной страны, улучшают условия на базе «Озеро Круглое» — по словам Чикуновой, там в столовой появилась стойка с мясом, а в номерах — новые матрасы, подушки и шторы блэкаут. «Возможно, кому-то это покажется мелочью, но все эти мелочи помогают тренироваться в комфортных условиях, а это очень важно», — говорит спортсменка.
В ближайшей же перспективе федерация планирует прокачивать продвижение своих спортсменов в социальных сетях. Сейчас в качестве эксперимента заключили соглашение со спортивным агентством для ведения аккаунтов самого титулованного синхрониста мира Александра Мальцева. Тем более, что после введения KPI для федераций по охвату соцмедиа, это уже не просто желание, а конкретная задача. В планах — медиа-тренинги для желающих, потому что, как говорит чемпион мира Колесников, спортсмены вообще не представляют, как это правильно делать. С другой стороны, все социальные сети российских спортсменов рассматривают под лупой — каждый лайк может привести к отказу в нейтральном статусе. Нейтральный статус нашим спортсменам понадобится на чемпионате Европы по водным видам спорта, который пройдет в Париже в июле 2026 года. А вот на чемпионат Европы по короткой воде в Польше в декабре этого года россияне не поедут — по словам Мазепина, не пускает их в страну именно Польша, а не World Aquatics.
