Тигр прыгнул: Япония хочет выйти из азиатской футбольной федерации и создать свою

С каждым годом влияние ближневосточных стран на АФК растет
На данный момент официального подтверждения информации нет, а сами болельщики справедливо указывают на невозможность проверить источники, которые использовал иракский телеканал UTV. Однако вполне возможно, что переговоры действительно ведутся, и журналистам данные слили представители Федерации футбола Ирака.
Как отмечает UTV, именно возросшее влияние монархий Персидского залива — прежде всего Саудовской Аравии и Катара — может сподвигнуть Японию выйти из АФК и создать свою конфедерацию. Иракские журналисты заявили, что японцы считают, что коррупция в конференции достигла максимума. И клубы этой страны жалуются на календарь и «непоследовательные решения АФК».
Азиатский футбол из-за географии давно разделен на две части. Это отчетливо прослеживается на примере местной Лиги чемпионов. Клубы разделены на две половины — Восток и Запад. Ранее в финал проходили лучшие команды из обоих «дивизионов», но в прошлом сезоне АФК решила объединить плей-офф.
И обширная география в прошлом также становилась конфликтной темой. Например, переход Казахстана из АФК в УЕФА отчасти был связан именно с такими преференциями отдельным странам. Так, в свое время «Аль-Наср» отказался выходить на матч Лиги чемпионов против местного «Елимая» из-за заснеженного поля. Но АФК вместо того, чтобы присудить саудовцам техническое поражение, зафиксировала игру как не состоявшуюся со счетом 0:0.
Но в последние годы лоббизм АФК в пользу самого богатого региона конфедерации только усилился. Так, два последних Кубка Азии прошли на Ближнем Востоке (в 2019-м в ОАЭ и 2024-м в Катаре). Следующий турнир также пройдет в Саудовской Аравии. Это будет четвертый из пяти чемпионатов, которые примут западные ассоциации.
Реформа Лиги чемпионов тоже негативно сказывается на восточных командах. Теперь четвертьфиналы, полуфиналы и финал проходят в формате мини-турнира в одной стране. И второй год подряд его примет Саудовская Аравия. А это потеря дохода с билетов, несмотря на рост призовых. К тому же, АФК расширила лимит на легионеров в местной Лиге чемпионов (раньше можно было заявлять четырех иностранцев, теперь восемь), что тоже пошло на пользу богатым командам с Ближнего Востока.
И именно во время Лиги чемпионов-2024/25 и случился первый большой скандал. Перед последним матчем «регулярного сезона» снялся китайский «Шаньдун Тайшань» из-за проблем с составом. Из-за этого АФК аннулировала результаты всех матчей команды, благодаря чему в плей-офф прошел «Шанхай» Леонида Слуцкого.
Но вместе с этим случился и перепосев мест. «Виссел Кобе» после восьми матчей шел на третьем месте, однако лишился трех очков от «Шаньдуна». Команда упала на пятое место, потеряв преимущество домашнего поля. Как итог, в 1/8 финала японцы уступили корейскому «Кванджу». АФК отклонил протест «Виссела», сославшись на свой регламент. Из-за этого потенциально клуб лишился несколько сотен тысяч, а то и миллионов долларов.
И создание мини-турнира пошло на руку клубам из Саудовской Аравии – сразу три команды Про Лиги дошли до полуфинала. Четвертым стал «Кавасаки», который затем в финале проиграл «Аль-Ахли». Если бы не реформа, и состав финалистов был таким же, то команды играли два матча — по одному в Японии и Саудовской Аравии.
После создания Клубного чемпионата мира ценность побед в континентальных турнирах резко возросла. Ведь клубы только за приезд на КЧМ-2029 получают почти $10 млн (если призовые останутся на том же уровне, что были в 2025 году). А теперь и без того богатые команды Ближнего Востока получили дополнительное преимущество, благодаря тому, что решающие матчи будут играть у себя дома.
Благодаря решению АФК на ЧМ-2026 поедут Саудовская Аравия и Катар
По данным UTV, Япония хочет создать независимую «Восточноазиатскую конфедерацию». В нее будут приглашены все ассоциации с побережья Тихого океана, плюс некоторые другие страны. Например, отдельное место будет предложено Ираку — именно это и стало поводом для публикации иракских журналистов.
Страны могут принять приглашение, так как и они тоже могут быть недовольны возросшим влиянием Ближнего Востока. Так, все матчи третьего отборочного раунда к ЧМ-2026 прошли в Саудовской Аравии и Катаре. Здесь разыгрывались две путевки, которые отошли странам-организаторам. Обе страны также получили почти неделю отдыха между матчами. В ноябрьские азиатские стыки пробились Ирак и ОАЭ — тоже команды западной части Азии.
Из восьми путевок на ЧМ-2026 сразу три достались сборным стран Персидского залива — командам Ирана, Катара и Саудовской Аравии. Еще две — Узбекистану и Иордании, географически относящимся к западу АФК. Лишь три страны с Востока поедут в США — Япония, Южная Корея и Австралия (австралийцы стали членами АФК менее 20 лет назад, перейдя в эту конфедерацию из Океании).
И все это на фоне огромной разницы населении. Западная половина Лиги чемпионов АФК представлена Саудовской Аравией, Катаром, ОАЭ, Ираном, Ираком и Узбекистаном. В этих шести государства суммарно живет примерно 225 млн человек. В то время как в шести восточных странах-участницах ЛЧ, даже если вынести за скобки Индию и Китай (Япония, Южная Корея, Австралия, Таиланд и Малайзия) — свыше 300 миллионов.
АФК этот аспект не учитывает, что особенно было заметно при составлении расписания Лиги чемпионов. Финал между «Кавасаки» и «Аль-Ахли» начался в 19:30 по времени Саудовской Аравии, удобном для местных болельщиков. Но в Японии было 01:30 ночи. Конфедерация ничего не сделала для удобства большого рынка, хотя его представлял один из финалистов.
Как выход Японии может изменить футбольный мир?
Пока нет ни одного официального подтверждения новостям о сенсационном плане Японии, труджно оценивать, насколько этот план реалистичен. Возможно, это просто угроза, но она может оказаться вполне реальной, если к Японии присоединятся другие страны Тихоокеанского региона. Новая конфедерация может выторговать несколько квот на чемпионат мира, отобрав часть путевок у западной Азии. Тем более, что тихоокеанские страны могут похвастать огромной и платежеспособной аудиторией, которая интересна спонсорам ФИФА.
Но для потенциального раздела необходимо разрешения Международной федерации футбола. В истории еще не было подобных прецедентов, соответственно, в регламенте нет порядка действий. Однако есть один важный пункт: страны могут поменять конфедерацию. Например, если ведущие страны Тихоокеанского региона захотят объединиться с Океанией, финансово стимулировав местные федерации, то это станет возможным выходом для всех сторон.
Интересно,что в случае реализации такого сценария, новые возможности появятся у Российского футбольного союза. Пока европейские федерации отказываются возвращать российский футбол в свою систему турниров, и в случае ухода дальневосточных стран из АФК, переговоры о возможном переходе российского футбола в Азию могут возобновиться. Тем более, что исчезнет один из главных факторов, отпугивавших от такого перехода прежде — больше не нужно будет летать на Дальний Восток.
Вот только если подобное произойдет, то одним или двумя переходами дело не ограничится. Ассоциации стран Ближнего Востока давно обсуждают идею совместных турниров со странами Северной Африки — для Египта, Алжира и остальных стран этого региона монархии стран Залива намного ближе стран субэкваториальной Африки. И таких примеров можно отыскать немало.
