Дети гор: как атмосфера альпийских курортов изменила мир моды

Современная мода — отражение того, как живет общество. Такая проекция складывалась годами: социальные и экономические изменения, исторические события, географический передел мира — с древних веков люди определяли своим внешним видом все то, что окружало их. В том числе и те аспекты повседневности, из которых складывается рутина. Например, спортивные состязания, которые из ритуалов и обрядов превратились в стиль жизни. Особенно ярко это проявилось в прошлом веке, когда почувствовать себя атлетом захотелось и типичным обывателям. Как часто случается, едва увлечение стало массовым, как высшие классы захотели отделиться, выбрав свои забавы для богатых и избранных — и фаворитом почетных господ стали горные лыжи.
Светский мир стал важным фактором в становлении горнолыжного вида спорта как настоящего модного мероприятия. Именно общество, которое пыталось превратить отдых на заснеженных вершинах в фэшн-событие, ответственно за появление стиля après-ski, что в переводе с французского означает «после катания на лыжах». Мода на гардероб, который необходим непрофессиональным лыжникам, начала формироваться после 1924 года — именно тогда в программу зимних Олимпийских игр во французском Шамони были включены лыжные гонки.
Уже в тот момент многие кинозвезды, селебрити, аристократы стали присматривались к этому спортивному движению. Послеспортивные активности, на самом деле зародившиеся еще в XIX веке, были популярны среди британского высшего общества, которое любило проводить зимние каникулы в швейцарских Альпах. Насладившись лыжными спусками, они собирались в шале не только для обсуждения насущных проблем, но и для представления собственных нарядов — уже в тот момент они стремились дополнять функциональную униформу модными предметами гардероба: начиная с фактурных свитеров и заканчивая необычными аксессуарами. Самое главное — показать свою причастность к роскошному образу жизни.
Популярность горнолыжных курортов привела к тому, что модная индустрия уже не могла закрывать глаза на столь важное для социума явление, ведь именно постоянные клиенты главных модных домов могли себе позволить подобную рутину. Именно тогда на спортивную сцену впервые вышли дизайнеры. Чтобы сделать катание женщин на лыжах комфортнее, бренды начали делать специальные утепленные юбки, а после и вовсе переодели дам в комбинезоны и брюки (за что стоит благодарить Chanel). У кутюрье начали заказывать наряды, которые будут соответствовать атмосфере люксовых курортов, на которых начали проводить вечеринки и светские встречи.
Не остановила процесс даже вторая мировая война: альпийские вершины были закрыты, но тогда стиль апре-ски переместился на американские горнолыжные базы в Сан-Валли, где марки подошли к гардеробу модников с особой ответственностью, предложив им одежду из технологичных и водоотталкивающих материалов. Именно тогда Eddie Bauer представил куртку на гусином пуху, силуэт которой стал символом горных лыж.
Вторая половина XX века ознаменовалась союзом моды не только со спортом, но и с кинематографом — это трио также помогло выйти апре-ски на первый план. Первая попытка случилась еще в 1941 году, когда на экраны вышел музыкальный фильм режиссера Брюса Хамберстоуна «Серенада солнечной долины», с участием норвежской фигуристки Сони Хени и оркестра Гленна Миллера.
Спустя 22 года зрители увидели романтический детектив «Шарада» с Одри Хепберн, который вновь пробудил особый интерес к апре-ски. Модная икона появилась в каноничном образе с коричневым боди с балаклавой Givenchy, в меховом свитере и необычных солнцезащитных очках — можно сказать, что именно этот комплект стал отправной точкой в развитии лыжного гардероба как устоявшегося тренда. К марафону модных высказываний на склоне присоединились Christian Dior, Vionnet, André Courrèges, Pierre Cardin, которые представили свои собственные линии спортивной экипировки.
Так, в 1947 году в Санкт-Мориц дизайнер Эмилио Пуччи вместе с невестой попали в объектив фотографа Тони Фриселла, когда спускались по склону в ярких костюмах. Эти кадры оказались у главного редактора Harper’s Bazaar Дианы Вриланд, которая опубликовала фото. Позже, увидев снимки, менеджер универмага Lord & Taylor заказал у Пуччи те самые горнолыжные наряды.
Спустя несколько лет мир увидел творения профессиональной лыжницы и дизайнера Марии Богнер, которая выпустила первые эластичные лыжные штаны, идеально сидящие по женской фигуре — они были выполнены из нейлона и шерсти в ярких нетривиальных оттенках, которые привлекли лыжников, уставших от черных, синих и серых комплектов. А затем марки обратили внимание на такой материал, как спандекс — из него стали делать облегающие костюмы, в которых было комфортно даже на самых сложных поворотах. Технологичную ткань особенно полюбили Пьер Карден и Андре Курреж, которые не только начали создавать футуристичные наряды в космических оттенках, но и предлагали дополнять их странными очками-масками.
Софи Лорен, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, Шер, принцесса Диана с удовольствием появлялись на склонах в куртках, мунбутах и комбинезонах, забыв о вечерних платьях и бриллиантовых колье. «К популяризации стиля апре-ски привел тот факт, что многие знаменитости, не рискующие кататься на лыжах, приезжали на горнолыжные курорты и носили соответствующую одежду. Так мода и техническая горная экипировка начали сливаться. Эта тенденция распространилась и на людей, не имеющих отношение к горнолыжному спорту. Например, плотные свитера с воротником стойкой и молнией до половины изделия и сейчас присутствуют во многих коллекциях известных брендов», — поясняет Евгений Грибченков, ведущий байер сети бутиков итальянской люксовой одежды «Кашемир и Шелк», подтверждая тот факт, что après-ski укрепился во многом из-за интереса светских героев, за образами которых следило и модное сообщество, и обычные потребители.
Очевидно, что с годами интерес к апре-ски не стал меньше, ведь клиенты модных домов не отказались от привычки проводить зимний сезон на горнолыжных курортах. Наоборот, это желание только усилилось — о чем говорит обилие релизов, посвященных горнолыжным видам спорта. Например, для шоу осень-зима 2019/2020 Chanel воссоздали на подиуме альпийский склон с искусственным снегом. В 2022-м Michael Kors и Ellesse представили капсульную серию, включающую аксессуары для катания. Рекламная кампания Gucci полноценной коллекции Après-Ski совместно с adidas в финале 2022-го как раз была посвящена ретро-эстетике: она выразилась в уютных кардиганах, меховых ушанках, ярких пуховиках, которые сочетали с шелковыми платками и лыжными ботинками. Им в противовес — линия Resort 2023 бренда Khaite с кашемировыми свитерами, дутыми куртками, пушистыми балетками и балаклавами, созданными по традициям палитры Old money. А DiorAlps и вовсе предлагали полноценный гардероб для тех, кто не может представить свою жизнь без горных склонов: в ассортименте можно найти все — начиная со стеганых брюк и заканчивая теплыми наушниками.
К началу нынешнего зимнего сезона, бренды уже успели подготовить свежие релизы по стандартам après-ski. Так, фактурные свитеры и кардиганы доступны в капсуле Fedeli (представлена в сети «Кашемир и Шелк»), а в преддверии зимних Олимпийских игр 2026 в Италии Boggi Milano запустили технологичную линию с универсальными предметами гардероба, уместными и на склоне, и в городе. Brunello Cucinelli и вовсе показали коллекцию Ski Resort, в которой фирменные натуральные ткани, высокотехнологичные элементы и спортивный крой воплотились в куртках, комбинезонах, брюках, анораках (для российских клиентов изделия представлены в ЦУМе).
«В наших коллекциях очень популярен стиль après-ski: Doucal's регулярно совершают путешествие по самым эксклюзивным курортам, популярным среди любителей лыжного спорта и отдыха на свежем воздухе — от Куршевеля до Сен-Мортица, от Кортины до Китцбюэля. Эта дань уважения Альпам и служит воплощением их аутентичности, благополучия и культового стиля apre-ski», — рассказывает креативный директор и совладелец итальянского бренда Doucal's Джанни Джаннини. — «Наша новая капсула посвящена поиску баланса между высоким качеством и элегантностью, зашитыми в ДНК Doucal's, и непринужденностью тех, кто любит головокружительные ощущения от снежной погоды и чудесных пейзажей. Обувь, созданная на века, такая же прочная и благородная, как скалы альпийских вершин, которые восхищают взгляд».
Ва последние годы интерес к апре-ски успел подогреть и фильм «Дом Гуччи»: сцена с Адамом Драйвером и Леди Гагой в комплектах в стиле 1980-х до сих пор будоражит как дизайнеров, так и их клиентов. «Стиль après-ski уже давно вышел за рамки исключительно горнолыжной моды — это настоящий социальный феномен. Например, длинные шубки идеально передают атмосферу après-ski и позволяют выделяться, не вставая на лыжи. Сегодня это — повод для встреч, общения, и особенно он популярен среди молодежи. В Италии après-ski часто ассоциируется с аперитивом в горах, вечеринками, музыкой и диджеями. Это настолько распространенное явление, что во многих регионах организуются специальные автобусные туры для участия в этих мероприятиях», — подтверждает Мануэла Бортоламеолли, совладелица Diego M.
Модники со всего света (даже те, кто не привык проводить время на альпийских курортах) зимой так или иначе возвращают в свой гардероб элементы апре-ски. Доказывает это и статистика: согласно данным Pinterest, поиски по запросу après ski style были в 12 раз больше в декабре 2022-го по сравнению с этим же периодом 2021-го, а исследование Google Trends подтверждают стабильным интерес к этой эстетике на протяжении последних лет.
В 2025 году платформа Pickle, занимающаяся арендой горнолыжной экипировки, рассказала Vogue Business, что уже к началу сезона траты клиентов на эту категорию товаров увеличились на 635%, а количество запросов оказалось в пять раз выше, чем в 2024-м. Интерес подтверждают и в компании By Rotation, которые также заявляли изданию о том, что лыжная форма и соответствующие аксессуары занимают половину раздела с трендовыми изделиями в период активной работы курортов.
«Я думаю, что люди не перестанут ездить на дорогостоящий горнолыжный отдых, поэтому стиль après-ski останется олицетворением роскошного образа жизни. Скорее всего, он начнет как-то трансформироваться: будут немного меняться хиты, расцветки, изобретаться новые изделия, но основная концепция сохранится», — делится Евгений Грибченков. Соглашается с ним и Мануэла Бортоламеолли, которая считает, что если раньше это был нишевой тренд, то сегодня — это событие, объединяющее моду, стиль жизни и социальную активность.
