Улететь в стратосферу: как Сергей Бойцов бьет рекорды на воздушном шаре

В октябре 2014 года Алан Юстас, в то время занимающий должность старшего вице-президента научного подразделения Google, прыгнул с воздушного шара, парящего в верхних слоях стратосферы в 41,42 км от поверхности Земли — на высоте, куда из-за слишком разреженного воздуха не могут подняться самолеты. За четыре минуты и 27 секунд свободного падения технический магнат разогнался до скорости более 1320 км/ч, вызвав небольшой звуковой удар, который услышали наблюдатели на земле. Двумя годами ранее нечто подобное совершил каскадер Red Bull Феликс Баумгартнер из Австрии, прыгнувший с высоты 39 км. Он стал первым человеком, преодолевшим звуковой барьер без двигателя, — в его скорость достигла рекордных 1357,6 км/ч.
Со времен подвигов Юстаса и Баумгартнера, любители адреналина стремились прыгать все с больших и больших высот. Однако ни одному из них пока не удалось преодолеть планку в 41,42 км, покорившуюся Юстасу. Для организации таких прыжков нужен ни один год подготовки и немало спонсорских денег. И Юстас, и Баумгартнер добирались до слоев стратосферы на специально созданных для их трюков гелиевых аэростатах, где шар поднимает себя на высоту самостоятельно, а экстремалам из-за разреженного воздуха необходим герметичный скафандр подобный тому, что используют астронавты.
Существует среди экстремалов и другой вид прыжков — менее затратный, но не менее опасный. Тепловому аэростату, поднимающемуся в небо благодаря воздуху, нагнетаемому внутрь его оболочки, добраться до планки Юстаса и Баумгартнера невозможно, но попасть в стратосферу по силам. Именно на нем российский экстремал Сергей Бойцов собирается прыгнуть с рекордной для этого типа воздушного судна высоты.
«В следующем году я хочу установить мировой рекорд, прыгнув с 12 км. Чтобы добраться до стратосферы очень важна техника и подготовка. Если на гелиевом аэростате у тебя нет пилота, то на тепловом он нужен, так как все время нужно работать с горелками и газом, потому что на большой высоте можно поймать обледенение», — объясняет Бойцов.
Мировой рекорд по дальности полета на тепловом воздушном шаре составляет 2 368 км, а рекорд России по высоте полета — 10 678 м. Если Бойцову удастся подняться выше этой планки и прыгнуть с парашютом, то в его кармане могут оказаться сразу два рекорда — национальный и мировой.
За плечами профессионального парашютиста уже более 2000 прыжков. Он стал первым и на данный момент единственным, кто совершил прыжок с небоскреба «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге — самого высокого (462 м) здания в Европе. Но большую популярность у широкой публики спортсмен обрел с тех пор, как решил объединить прыжки с разными видами спорта, транслируя свои достижения в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), где на спортсмена подписано почти 4,5 млн человек.
Поиграем на воздушном шаре?
В начале марта 2024-го Бойцов организовал и реализовал необычный проект — на куполе воздушного шара был закреплен боксерский ринг, на котором на высоте 1600 метров устроили выставочный поединок. Уже через год Бойцов вместе с альпинистом Владимиром Мурзаевым стал первым в мире, кто сыграл в настольный теннис на высоте 2450 метров на платформе, установленной под воздушным шаром. А самым популярным в соцсетях стало видео, на котором Бойцов на высоте полутора тысячи метров без страховки и парашюта выполняет 34 оборота на перекладине турника.
О достижениях россиянина писали ведущие СМИ вроде Fox News, Sky Sport и CNN, видео с его рекордами репостили популярные паблики в социальных сетях, а гимнастические обороты под воздушным шаром были признаны организацией по сертификации мировых рекордов World Record Certification.
«Особенно много писали популярные зарубежные блогеры как раз после рекорда с турником. Эмилио Пьяно (9,1 млн подписчиков в Instagram) написал, что хочет, чтобы мы подняли его на платформе с пианино. Но позже выяснилось, что его команда боится сотрудничать с русскими, и ему запретили прилетать к нам», — делится Сергей.
Президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван Меняйло, который и сам принимает участие в проектах Бойцова, отмечает, что повторить такие трюки за пределами нашей страны будет сложно:
«Единицы стран могут похвастаться такими возможностями, а в целом, наверное, и ни одна другая. В России с ее огромной территорией есть условия для полетов в любой климатической зоне. В проектах Сергея сочетаются не только сила, ловкость, выносливость, креативность, талант управления летательными аппаратами, но и традиционная русская черта, как смекалка. Зачастую мы какие-то технические моменты доделываем прямо в последний момент в поле. И у нас есть люди, которые готовы взять ответственность и найти решение в кратчайшие сроки и зачастую с ограниченным набором технических возможностей. Все наши итоговые сборки происходят не в теплых ангарах, а в поле, откуда взлетает шар. И это зачастую нетривиальная задача, которую тоже не так легко решить».
В октябре Бойцов организовал футбольный матч на высоте 1800 метров. Поднять полноразмерное футбольное поле на воздушном шаре было решено в первое холодное утро осени со стабильной погодой. 1 октября в Ясногорском районе Тульской области в небо поднялся гигантский шар, на который повесили самую большую в мире платформу (16 на 10 м) с зеленым искусственным газоном и футбольными воротами.
На монтаж конструкции ушло 700 часов работ, а ее общий вес вместе с тепловым аэростатом и присутствующими на нем участниками составил рекордные 2,5 тонны. В небо также подняли второй воздушный шар с операторами, фототехникой и зрителями. Полет обоих аэростатов длился 1,5 часа, в которые уместился футбольный матч между Бойцовым и еще двумя соавторами рекорда — блогером Михаилом Литвиным и Виктором Чаловым.
После всех своих рекордов Бойцов и участники его перформансов прыгают с воздушных шаров с парашютами, что в условиях полета аэростата — задача не из простых. «Если самолет летит с большой скоростью, и тебя во время выхода из него сносит потоком, то с воздушного шара мы прыгаем в штиль и ловим поток только спустя 5-7 секунд после прыжка, что усложняет контроль и управление телом», — уточняет Бойцов.
Скайдайвингом Сергей увлекается уже почти пять лет. Экстремалу приходилось самому собирать команду для организации рекордов и искать поддержку у спортивных федераций. Как отмечает Меняйло, в воздухоплавательных кругах были люди, которые находили повод для критики проектов Бойцова, но «эгоистичный подход» Сергея позволил ему реализовать все задуманное: «Чтобы сделать что-то новое, нужно немножко наплевать на то, что было, и не оглядываться ни на кого. Поэтому я думаю, что у всех первооткрывателей, рекордсменов немного эгоистичный подход, но без него ничего бы и не получилось».
После первых рекордов к Бойцову в спонсоры пришли бренд энергетических напитков Lit Energy, Yamaguchi и др., а уже в 2024 году Сергей открыл свою компанию под названием «Создан небесами», в честь в которой в августе этого года назвали самый большой тепловой аэростат в России.
Воздушный шар объемом 10 тысяч кубических метров (примерно четыре 50-метровых бассейна), высотой с 12-этажный дом и вместимостью 19 человек обошелся Бойцову в 10 млн рублей. К шару черного цвета, который может пролететь при определенных условиях (загрузка и время года) без остановки около двух суток, можно присоединить не только корзину, но и специальные платформы для каскадерских трюков, рекордных полетов и прыжков парашютистов, для крепления баннеров и съемочного оборудования. При его производстве был учтен опыт рекордных полетов Бойцова. Благодаря ним стало возможным и то, что с февраля 2025 года к любому аэростату в России можно законно крепить внешние подвесы.
Меняйло отмечает, что поддерживает проекты Бойцова, поскольку это расширяет аудиторию воздухоплавания — особенно зумеров, внимание которых сложно привлечь, если ролик в социальных сетях длится более 8 секунд:
«Демонстрация проектов Сергея как раз подразумевает сжатый и динамичный показ. Поэтому я надеюсь, что мы привлекаем внимание молодого поколения этими проектами. Внимание не столько к себе, сколько к авиации как таковой — к полетам, к преодолению человеческих возможностей, к креативу, к созданию чего-то нового. В этих проектах каждый может найти для себя что-то свое. Адреналинистость, парашютизм, динамика самолета или вертолета, плавность и красота воздушного шара и сила человеческого тела и духа, представленная Сергеем, будь то на ринге, турнике, или футбольном поле. В каждом из этих моментов человек может найти что-то для себя. В этом и есть его уникальность».
«Создан небесами» — Red Bull от России?
Идея, что крупным брендам выгоднее самим производить контент, а не платить СМИ и владельцам прав за рекламу или размещать свои логотипы на футболках и рекламных щитах, обсуждается уже давно. Успешнее других это получилось у производителя энергетических напитков Red Bull. Компания стала первой, кто отказался от обычного спонсорства команд «Формулы-1» и вместо этого купил собственную, которая стала завоевывать титулы. Позже этот же метод был использован в футболе, где Red Bull выстроил целую систему собственных футбольных команд из разных стран — «Ред Булл Лейпциг», «Ред Булл Зальцбург» и другие.
Но большая часть инвестиций Red Bull пришлась все же на экстремальные виды спорта и создание долгосрочных связей с отдельными спортсменами. Компания привлекла армию бейсджамперов, фрираннеров, сноубордистов, скалолазов и райдеров BMX, которые участвовали в специальных мероприятиях, контент откуда полностью контролировал Red Bull.
«Суть Red Bull — это единство и экстрим. В России мало компаний, которые так мыслят. В основном, у них все завязано на собственном маркетинге с целью заработать. Поэтому я хочу взять все в свои руки — привлекать и продвигать талантливых экстремалов», — говорит нам Бойцов.
Баумгартнер — первый экстремал, прыгнувший из стратосферы, — начал сотрудничество с Red Bull еще в 1988 году, когда ему было 19 лет, а компании — всего год. Порядка пяти лет австриец и подразделение Red Bull Stratos планировали его прыжок с воздушного шара из стратосферы, на который ушло порядка $20 млн. Расходы Сергея Бойцова на один проект пока скромнее — около 20 млн рублей.
«Где-то суммы могут быть больше, где-то чуть меньше», — признается спортсмен. Над проектами Бойцова работает от 30 до 80 человек, в зависимости от уровня сложности трюка.«В следующем году будет подороже, потому что в нашей авиации все дорожает. Мы еще нередко сталкиваемся с «коврами» — это когда вводят запрет на полеты. Например, можно приехать на поле, где у тебя все собрано и готово для нового рекорда, но у тебя «ковер». Это, конечно, сказывается на бюджете».
25 ноября «Создан небесами» исполнится год и, со слов Бойцова, компания уже работает в плюс, несмотря на то, что именно первый год требовал больших финансовых вложений. В компании, помимо организации рекордов спортсмена, работает несколько направлений: авиамаркетинг, который включает в себя крупные спецпроекты для рекламодателей, а также редкие для российского рынка прыжки с парашютом из воздушного шара в тандеме для любых желающих.
Как отмечает Бойцов, кроме внутреннего туризма «Создан небесами» привлекает все больше иностранных туристов, особенно из арабских стран, а также инвесторов. В следующем году они примут участие в покупке воздушных шаров для его компании. В октябре «Создан небесами», владеющая самым большим в мире тепловым аэростатом, приобрела за 5 млн рублей судно меньшего размера, рассчитанное на шесть человек, а также подготовила брендированную форму для пилотов, ранцы и куполы.
«Уникальность проектов, инвестиционная привлекательность и популярность воздухоплавательной сферы, а также предварительный экономический и маркетинговый прогноз моих специалистов дают мне все основания полагать, что в дальнейшем «Создан Небесами» ждет и финансовый рост, и рост масштабности проектов. Я вижу, как люди кайфуют от того, что я делаю, и сами хотят сделать нечто подобное. Я хочу, чтобы люди в нашей стране на постоянной основе могли себе позволить прыгнуть из воздушного шара. Хочу, чтобы люди смогли ощутить, как это классно и эмоционально. Нам всем сейчас нужны добрые эмоции», — считает Бойцов.
