Пороговые значения: как новые правила АПЛ изменят индустрию объемом в £3 млрд

Чтобы соответствовать правилам безубыточности, «Челси» продал самому себе женскую команду
АПЛ имеет самый высокий доход среди всех футбольных лиг в мире, почти в два раза превышающий выручку испанской Ла Лиги и немецкой Бундеслиги, но ее команды продолжают тратить столько, что 75% клубов обычно терпят убытки по итогам финансового года. Согласно финансовому анализу Swiss Ramble, только семь клубов АПЛ избежали убытков до уплаты налогов в сезоне-2023/24, при этом прибыль часто была получена от продажи игроков или активов, а не от основной деятельности.
Клубы продолжают активно тратить средства на зарплаты и трансферы, чтобы оставаться конкурентоспособными, а уход в «минус» часто покрывается за счет инвестиций владельцев. По данным Deloitte Sports Business Group, во время летнего трансферного окна 2025 года клубы АПЛ потратили £3 млрд, побив предыдущий рекорд в £2,4 млрд, зафиксированный в 2023 году. Это больше, чем у остальных четырех лиг «Большой пятерки» вместе взятых.
«Третье рекордное лето расходов АПЛ за четыре года — это четкий сигнал о том, что, несмотря на сдержанные расходы в других странах континента, английские клубы не планируют сокращать инвестиции в игровой продукт. В европейских турнирах участвует больше английских команд, чем когда-либо, и в таких условиях очень важно сохранить финансовую устойчивость», — отметил ведущий партнер Deloitte Тим Бридж.
Для многомиллиардной футбольной индустрии уже давно главной угрозой являются высокие риски перерасхода средств клубами, поэтому Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) еще 15 лет назад утвердил правила финансового фэйр-плей (FFP). АПЛ ввела схожую национальную систему для контроля за финансами своих клубов в 2015 году — Правила прибыльности и устойчивости (PSR). Их главное требование сводится к тому, что клуб не должен показывать за трехлетний период убыток свыше £105 млн. Однако многие команды успешно обходят лимиты — преимущественно за счет продажи активов аффилированным компаниям.
Особенно в этом преуспевает «Челси». В апреле 2024 года АПЛ разрешила лондонцам продать два отеля принадлежащей консорциуму Тодда Боэли (совладелец лондонцев) организации BlueCo 22 Properties Ltd. Гостиницы Millennium и Copthorne, расположенные рядом со «Стэмфорд Бридж», принесли доход в отчетную ведомость в £76,5 млн и помогли сократить убыток клуба до допустимых £89,9 млн фунтов за финансовый год, информировал BBC Sport. В другой сделке клуб продал женскую команду своей материнской компании примерно за £200 млн.
О необходимости искоренения подобной практики и других лазеек заговорили еще несколько лет назад, а весной 2024 года представители клубов АПЛ провели предварительное голосование. На нем большинством голосов поддержали идею перехода от старых правил PSR к новой системе, вдохновленной регламентом УЕФА, согласно которой выступающие в еврокубках клубы не могут тратить больше 70% на зарплату игрокам и тренерам, амортизацию трансферов и комиссии агентам.
Отказ от потолка зарплат и свой налог на роскошь
В конце ноября 2025 года состоялось решающее голосование, на котором в качестве еще одной финансовой меры обсуждалось введение так называемого «якорения от верха к низу» (TBA), представляющего собой аналог потолка зарплат, как в североамериканских лигах. Суть предложения заключалась в том, чтобы взять за основу доход последней команды по итогам сезона от телевизионных трансляций и совокупных централизованных выплат от АПЛ и умножить его на пять.
В нынешнем сезоне потолок мог бы составить £546 млн, поскольку финишировавший последним в сезоне-2024/25 «Саутгемптон» получил от лиги £109,2 млн. Однако привязка к доходам от трансляций малообеспеченных клубов ограничивала бы возможности крупных клубов использовать свою гораздо большую коммерческую мощь для финансирования состава. Высказывались опасения, что английские команды станут менее конкурентоспособными в Европе. Ряд клубов и агентов даже пригрозили руководству АПЛ подать в суд в случае применения «якорения», писал The Athletic.
В итоге эта инициатива была заблокирована. Из 20 представителей клубов за нее проголосовали лишь семь, тогда как для принятия любого существенного изменения правил в АПЛ требуется квалифицированное большинство – не менее 14 клубов. А вот для одобрения основной реформы — внедрения нового механизма финансового контроля, получившего название Коэффициент стоимости состава (SCR), — голосов хватило. Правило начнет действовать с сезона-2026/27.
SCR во многом схож с требованиями безубыточности, которые применяет УЕФА, но с рядом отличий. Если расходы участников еврокубков на команду не должны превышать 70% от выручки, то в АПЛ верхнюю границу установили на отметке в 85%. Чтобы избежать затягивания разбирательств на несколько сезонов, как это было в рамках PSR, клубы будут проходить тест на соответствие требованиям SCR каждый год 1 марта. В случае если расходы на содержание команды равны или меньше 85%, клубы будут считаться благополучными. Тем, кто превысит лимит, в конце сезона в июне предстоит пройти тест на подтверждение финансовой отчетности.
Кроме того, правила SCR предполагают два порога. «Зеленый порог» (85%) – это граница, после которой начинаются санкции. Превышение этого показателя не приводит к снятию очков сразу, но рассматривается как «аванс», который клуб должен вернуть в следующем сезоне. Верхней границей является «красный порог» (115%) – абсолютный лимит, нарушение которого карается снятием очков и денежными штрафами.
Если клуб соответствует своему «зеленому порогу» и показывает коэффициент стоимости состава 85% или ниже, его «красный порог» остается на уровне 115%. Однако, в случае превышения «зеленого порога», его «красный порог» будет уменьшен на величину превышения. Например, если в сезоне-2026/27 клуб превысит лимит на 5% и зафиксирует коэффициент стоимости состава 90%, то его «красный порог» в сезоне-2027/28 уменьшится на те же 5% и составит 110%, отмечает Sky Sports.
Хоть АПЛ и отказалась от потолка зарплат, но в целом система с порогами очень напоминает подход Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), где аналогом «красного порога» служит налог на роскошь.
Размер штрафа SCR будет рассчитываться путем выбора наименьшего из двух показателей: перерасхода клуба по «зеленому порогу» по состоянию на 1 марта (на основе прогнозируемых расходов) или перерасхода клуба по тесту подтверждения бухгалтерской отчетности (на основе фактических расходов на конец сезона). Если взять все тот же показатель SCR в 90%, в котором перерасход будет зафиксирован на отметке в £10 млн, то клуб оштрафуют на 5% процентов от этой суммы – £500 000.
SCR может уменьшить количество трансферов и их стоимость
Система SCR более прозрачна, чем PSR, чье действие заканчивается по итогам текущего сезона. Новый механизм контроля расходов не даст клубам возможности спрятать чрезмерные траты на игроков за счет разовых или искусственных сделок, не связанных напрямую с футболом, как у «Челси». Чтобы тратить больше на зарплаты и трансферы, клуб должен будет сначала реально увеличить свои футбольные доходы.
Еще одной важной особенностью SCR является распределение доходов клуба от продажи игроков. Если при действующей системе клуб мог закрыть долги одной крупной продажей футболиста, то теперь в этом не будет большого смысла, поскольку сумма такого трансфера в финансовой отчетности распределится как среднее значение за последние три сезона. Новый подход делает этот источник дохода более стабильным и предсказуемым и мотивирует клубы строить устойчивую финансовую модель, а не полагаться на одну крупную продажу.
Внедрение SCR может повлиять на количество, характер и суммы трансферов. Переходов может стать меньше, поскольку если клуб продает игрока и сразу же тратит средства на новичков, то рискует превысить лимит SCR в текущем сезоне – доход от продажи «растянут» на три года, а расходы на покупку (амортизация) учитываются сразу. Ожидается, что это побудит клубы тщательнее планировать свои бюджеты на несколько лет вперед, а резкие и импульсивные траты сделает слишком рискованными. Такие условия, в частности, должны побудить клубы сделать акцент на развитии своих академий, прогнозирует Global Institute of Sport.
На собрании акционеров АПЛ единогласно было принято еще одной правило — Устойчивости и системной жизнеспособности (SSR). Этот механизм заключается в комплексной проверке общего финансового здоровья клуба, его способности оплачивать счета вовремя и выживать в долгосрочной перспективе. К примеру, клубы должны продемонстрировать постоянный ежемесячный доступ как минимум к £12,5 млн в виде денежных средств или оборотного капитала. Также они должны выдержать «стресс-тест», в ходе которого теоретически понесут финансовый ущерб в размере £85 млн. По сути, если SCR смотрит на процент трат от доходов, то SSR — на абсолютные цифры и способность клуба платить по счетам.
Если клуб допустит нарушение в сезоне-2026/27, он не будет оштрафован. «Сборы», как их называют в АПЛ, начнут применяться с сезона-2027/28. Если клуб превысит «красный порог», это автоматически влечет за собой вычет минимум шести очков, при этом дополнительное очко снимается за каждые перерасходованные £6,5 млн.
