Архитектор перестроек: зачем владелец «Астон Мартин» назначил инженера главой команды

Инженерная система
66-летний Ньюи — самый титулованный конструктор в истории «Формулы-1». За карьеру, которая началась еще в 80-х годах прошлого века, его болиды выиграли 12 Кубков конструкторов и 14 чемпионатов пилотов в составе трех команд: «Уильямс» (1992–1997), «Макларен» (1998–1999) и «Ред Булл» (2010–2013, 2021–2023). Всего на счету его машин 223 победы в Гран-при.
Последнее достижение Ньюи — болид «Ред Булл» RB19 сезона-2023 — стал самым доминирующим болидом в истории чемпионата: 21 победа в 22 гонках, процент побед 95,45% — абсолютный рекорд, превзошедший легендарный «Макларен» MP4/4 1988 года.
При этом каждый раз после ухода Ньюи его бывшие команды резко теряли конкурентоспособность. «Уильямс» не выигрывала чемпионат пилотов после 1997 года. «Макларен» ждала три сезона до следующего титула после его перехода в «Ред Булл».
Ньюи хотели все топ-команды, но он выбрал аутсайдера
Уход Ньюи из «Ред Булл» в мае 2024 года дал старт схватке за знаменитого инженера, в которой участвовали все топ-команды: «Феррари», «Макларен», «Уильямс», «Мерседес» — все они делали заманчивые предложения Ньюи. Но победителем этого аукциона неожиданно стал владелец «Астон Мартин» Лоуренс Стролл.
Причина кроется в структуре сделки. По данным BBC, пятилетний контракт Ньюи с «Астон Мартин» оценивается в £30 млн в год, включая бонусы — то есть порядка £150 млн за весь срок. Это больше, чем зарплата большинства пилотов на нынешней решетке: лишь Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон зарабатывают сопоставимые суммы.
Но даже такие большие деньги не были главным мотивом. Стролл предложил то, чего не могли конкуренты: долю в команде. Ньюи акционером «Астон Мартин» и получил должность Managing Technical Partner команды. Это превращает его из наемного сотрудника в партнера, который выигрывает вместе с владельцем. «Феррари» не смогла бы предложить таких условий — да и Ньюи не хотел переезжать в Маранелло.
Кроме того, Стролл продемонстрировал материальные инвестиции: новый технологический кампус AMR Technology Campus в Сильверстоуне, современнейший ветротоннель, цифровые CAD-системы. Все построено с нуля и специально под амбиции чемпионства.
Расчет на 2026 год
Назначение Ньюи руководителем команды (вместо Энди Коуэлла, который переходит на должность директора по стратегии) — логичный следующий шаг. С 2026 года «Формулу-1» ждут революционные изменения регламента: новые шасси, новые гибридные силовые установки, новые аэродинамические правила.
Именно к этому моменту Стролл готовил свою команду все последние годы. С нового сезона «Астон Мартин» станет заводской командой концерна Honda — впервые после того, как японский производитель вернется в «Формулу-1» в качестве основного поставщика двигателей. Ньюи и Honda уже работали вместе в «Ред Булл» с 2019 по 2023 год, выиграв четыре чемпионата.
«За последние девять месяцев я увидел огромный индивидуальный талант в нашей команде, — заявил Ньюи. — Я с нетерпением жду эту дополнительную роль, которая позволит нам занять наилучшую позицию для соревнований в 2026 году, когда «Астон Мартин» впервые станет заводской командой».
Стратегия рисков
Стролл известен любовью к громким заявлениям. Но назначение Ньюи выглядит не маркетинговым трюком, а продолжением многолетней стратегии.
С 2020 года канадский миллиардер инвестировал сотни миллионов в инфраструктуру команды. Он привлек топовых инженеров, включая главного аэродинамика Джоакино Вино и Джайлза Вуда из «Ред Булл». Он заключил партнерство с Honda и спонсорские соглашения с Aramco и Valvoline.
Сам Стролл назвал подписание Ньюи «лучшей сделкой за 40 лет деловой карьеры». И пусть сезон-2025 выдался провальным (перед последним этапом команда находится на восьмом месте в Кубке конструкторов), весь расчет — на 2026 год.
Назначение Ньюи руководителем команды — беспрецедентное событие. В истории «Формулы-1» технические гении редко занимали административные позиции, традиционным является разделение обязанностей: конструкторы конструируют, менеджеры управляют. Ньюи же получает полный контроль — и над болидом, и над командой.
Это риск — никто не знает, сможет ли 66-летний инженер, привыкший к чертежной доске, справляться с политикой паддока, медиаобязанностями и управлением персоналом? Возможно, «Астон Мартин» еще привлечет фигуру вроде Зака Брауна из «Макларен» для фронт-офиса — Sky Sports не исключает, что эту роль может занять экс-глава команды «Ред Булл» Кристиан Хорнер.
Но если кто и способен совершить невозможное — превратить восьмую команду в чемпиона — то это Эдриан Ньюи. Человек, который предпочитает рисовать болиды вручную на чертежной доске, потому что так «видит всю машину целиком». Человек, который находит лазейки в регламенте раньше, чем FIA успевает их закрыть. Человек, чьи болиды выигрывали чемпионаты в каждой команде, которую он покидал, — но переставали побеждать после его ухода.
2026 год покажет, сработал ли расчет Стролла. Но более громкого назначения в «Формуле-1» в этом году не было.
