Конец голландской эпохи: главные итоги сезона-2025 в «Формуле-1»

Новый чемпион
26-летний британец Ландо Норрис стал 35-м чемпионом мира в истории «Формулы-1». Третьего места в финальной гонке сезона в Абу-Даби ему хватило, чтобы набрать за сезон 423 очка против 421 у Макса Ферстаппена и прервать четырехлетнюю серию побед голландца, доминировавшего в чемпионате с 2021 по 2024 год.
Для пилота команды «Макларен» это первый титул после семи сезонов в «Формуле-1»: британец дебютировал в «Королевских гонках» в 2019 году и стал уже 11-м чемпионом мира из Великобритании.
Триумф «Макларена»
«Макларен» второй год подряд завоевал Кубок конструкторов, досрочно обеспечив себе титул уже по итогам Гран-при Сингапура. Одновременнно команда из Уокинга получила первого чемпиона мира с 2008 года, когда титул брал Льюис Хэмилтон.
«Правила папайи» (неофициальное название кодекса пилотов «Макларена», который глава команды сформулировал так: «наши гонщики могут сражаться друг с другом, но при этом не должны забывать, что являются напарниками. Бороться нужно осторожно и без контактов»), над которыми иронизировали на протяжении всего сезона, в итоге сработали: оба пилота имели равные возможности бороться за победы, и Норрис оказался сильнее Оскара Пиастри на дистанции чемпионата.
Провал Хэмилтона
Громкий переход семикратного чемпиона мира в «Феррари» обернулся худшим сезоном в его карьере. Льюис Хэмилтон ни разу не поднялся на подиум за весь год — впервые с дебютного сезона 2007 года. Британец стал первым новичком «Феррари» за 44 года, не попавшим на пьедестал почета: последним таким гонщиком был Дидье Пирони в 1981 году.
Символом неудач стала квалификация Гран-при Лас-Вегаса, где 40-летний пилот занял последнее, 20-е место — впервые в карьере. Сам Хэмилтон назвал свой первый сезон в итальянской команде «кошмаром». По итогам чемпионата он занял лишь шестое место с 156 очками, в то время как его напарник Шарль Леклер семь раз поднимался на подиум.
Сделка года
В октябре 2025 года «Формула-1» объявила о подписании пятилетнего контракта с Apple. С 2026 года технологический гигант станет эксклюзивным вещателем гонок в США, заменив ESPN. По данным Variety, сумма сделки составила около $750 млн — в среднем $150 млн ежегодно, что значительно превышает $90 млн, которые платил предыдущий партнер.
Apple TV будет транслировать все тренировки, квалификации, спринты и гонки в рамках подписки стоимостью $12,99 в месяц. Часть контента, включая все тренировки и отдельные этапы, останется бесплатной.
Отставка года
«Ред Булл» официально подтвердил уход 82-летнего Гельмута Марко — человека, который создал легендарную академию «Ред Булл» и привел в чемпионат десятки ярких пилотов, От Даниила Квята до Макса Ферстаппена — после более чем двадцати лет работы в команде. Скандал разгорелся после Гран-при Катара, когда Марко обвинил дебютанта команды «Мерседес» Андреа Кими Антонелли в намеренном пропуске Норриса на предпоследнем круге.
Заявление спровоцировало волну онлайн-травли: молодой итальянец получил тысячи угроз в социальных сетях. «Ред Булл» был вынужден принести официальные извинения, а Марко — уйти на пенсию. По информации СМИ, решение также было связано с несогласованными подписаниями гонщиков в юниорскую программу команды.
Новая волна
Сезон-2025 стал одним из самых насыщенных по количеству новичков. Антонелли («Мерседес»), заменивший ушедшего в «Феррари» Хэмилтона, стал самым молодым дебютантом за последние восемь лет. В чемпионате также впервые выступили Габриэль Бортолето, Исак Хаджар, Оливер Берман и Джек Дуэн. Франко Колапинто дебютировал за «Альпин» после увольнения Дуэна.
Сенсации сезона
Сезон подарил болельщикам несколько исторических моментов. Нико Хюлькенберг впервые в карьере поднялся на подиум в Сильверстоуне — для этого немцу потребовалось 239 гонок. 37-летний пилот «Заубер» стартовал с 19-й позиции и финишировал третьим благодаря грамотной стратегии в дождевых условиях.
Исак Хаджар из «Рейсинг Буллз» завоевал первый подиум на Гран-при Нидерландов в Зандворте, став самым молодым французом на пьедестале «Формулы-1». 20-летний гонщик удерживал четвертую позицию всю гонку и поднялся на третье место после схода Норриса.
Всего на подиумах в сезоне-2025 побывали девять разных пилотов из семи команд.
Первая общая презентация
18 февраля 2025 года впервые в истории состоялась единая презентация всех команд в лондонской арене The O2. Мероприятие было приурочено к 75-летию «Формулы-1». Публике представили пилотов, руководителей и обновленные ливреи болидов. Билеты на 20-тысячную арену были распроданы за час.
Драматичный финал
Заключительная гонка сезона 7 декабря в Абу-Даби определила чемпиона: Ферстаппен выиграл этап, Пиастри финишировал вторым, но Норрису хватило третьего места для титула. Итоговый разрыв в два очка между новым чемпионом и его преследователем стал одним из самых маленьких в истории. Впервые за четыре года судьба титула решилась в последней гонке, а за чемпионство боролись сразу три пилота.
Большие ожидания
Новый сезон стартует в марте 2026 года и обещает стать еще более интересным: в силу вступят новые технические регламенты, в чемпионате дебютирует 11-я команда — американский Кадиллак, а гонки в США впервые покажет Apple TV.
