К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слишком холодный расчет: почему провалился спортивный байопик «Кристи» с Сидни Суини

Кадр из фильма «Кристи»
Кадр из фильма «Кристи»
Состоялся цифровой релиз спортивной драмы «Кристи». Это основанная на реальных событиях картина с Сидни Суини в роли известной боксерши Кристи Мартин — женщины с драматичной судьбой, в которой нашлось место и поиску своей идентичности, и выживанию в абьюзивном браке с собственным тренером, попытавшемся ее убить. Но несмотря на остросюжетный потенциал байопик провалился в прокате, поставив антирекорд по сборам. Кинокритик Елена Зархина разбирается, что пошло не так и почему неплохая в целом картина с отличными актерскими работами обернулась такой неудачей

1989 год, старшеклассница Кристи Мартин (Сидни Суини) находится в поиске собственной идентичности и строит какое-то подобие спортивной карьеры в баскетболе. Подобие, потому что никто продвижением молодого дарования не занимается, да и она не столько помогает своей репутации, сколько отчасти вредит ей. На оскорбительные нападки сверстниц девушка отвечает кулаками, что обращает внимание тренер. Тот рассмотрел в подопечной иной потенциал — в Кристи дремлет не будущая звезда женской лиги NBA, а профессиональная боксерша.

С легкой руки наставника Кристи знакомится с Джеймсом Мартином — своим тренером и будущим мужем, старше ее на четверть века. Это будут во всех смыслах абьюзивные отношения: начиная с психологического и физического насилия и заканчивая попыткой супруга сперва зарезать, а потом и застрелить Кристи после ее попытки с ним развестись. Но между стартом карьеры и ее непростым завершением уместятся два ярких спортивных десятилетия с многочисленными победами, чемпионскими титулами и пробиванием стеклянного карьерного потолка в рамках профессионального бокса.

 Кто такая Кристи Мартин

Кристи Мартин была самой известной боксершей своего поколения — по популярности и узнаваемости с ней могла сравниться только Лейла Али, которая свою карьеру строила на использовании имени знаменитого отца Мохаммеда Али. Кристи же пробивалась к вершинам без такой форы. Она выступала на ринге почти полтора десятилетия — с 1989 по 2012 годы — в полусреднем весе и стала первой женщиной, включенной в зал боксерской славы в Неваде в 2016 году и в Международный зал боксерской славы в 2020-м.

 

В 1993 году, когда ее карьера пошла в гору, Кристи вместе с тренером Джеймсом Мартином, переехала во Флориду, где они открыли собственный спортивный зал. Кристи продолжала активно выступать, но ей не хватало внушительного карьерного прорыва. Тогда же Джеймс, который был старше ее на 25 лет, сделал ей предложение. Пара поженилась, а Кристи удалось заключить контракт с «крестным отцом» большого бокса — легендарным промоутером Доном Кингом, став при этом первой боксершей, работавшей с ним.

Кадр из фильма «Кристи»

Параллельно трагически развивалась ее личная жизнь: Мартин систематически избивал супругу и подвергал ее психологическому насилию, подсадил на запрещенные наркотические вещества, в тайне подворовывал заработанные ею деньги и склонял жену к производству домашних эротических видео, от чего она наотрез отказывалась. На фоне драматической семейной жизни «посыпалась» боксерская карьера Мартин. Если в 1990-х она побеждала соперницу за соперницей, в новом тысячелетии у нее случались проигрыш за проигрышем: от Лейлы Али до Холли Холм. Всего же на счету Мартин 49 побед, 7 поражений и 3 ничьи, при этом 31 победа достигнута нокаутом.

 

В 2010 году Кристи решила подать на развод, что обернулось немыслимой трагедией — Мартин несколько раз ударил супругу ножом, а пытаясь добить, следом выстрелил в нее. Кристи чудом выжила и заявила о случившемся в полицию. В 2012-м после двухгодичного судебного разбирательства Джеймса Мартина признали виновным в попытке убийства и приговорили к 25-летнему заключению без права условно-досрочного освобождения. В ноябре 2024 года в возрасте 66 лет Мартин умер отбывая свой срок в тюрьме во Флориде.

После завершения спортивной карьеры Кристи Мартин переквалифицировалась в боксерского промоутера, активно выступает как мотивационный оратор и является активисткой в борьбе против домашнего насилия. В своих мемуарах «Fighting for Survival» («Борьба за выживание») Мартин рассказала, что в детстве была подвергнута сексуализированному насилию со стороны близкого друга ее родителей.

Кадр из фильма «Кристи»

Кто такая Сидни Суини

 Разговор о «Кристи» также невозможен без понимания образа сыгравшей в ней главную роль актрисы. В последние месяцы в Голливуде только и разговоров, что о Сидни Суини — трудно найти более обсуждаемую молодую актрису в СМИ. Звезда «Эйфории» активно строит актерскую карьеру за пределами успешного сериала, принесшего ей первую славу. Однако больше Суини пока известна своими яркими и часто провокационными нарядами на красных дорожках, а также несколькими громкими скандалами, прокомментировать один из которых вызвался даже президент США Дональд Трамп.

 

Сперва Суини снялась в рекламе джинсового бренда American Eagle, завершавшуюся произносимой ею фразой: «Гены передаются от родителей потомкам, часто определяя такие черты, как цвет волос, характер и даже цвет глаз. Мои джинсы синие». Подразумевалась игра слов: в английском языке «jeans» (джинсы) и «genes» (гены) созвучны. Реклама выглядела безобидной, но в соцсетях разразился громкий скандал. А двоякость посыла с «джинсами» и «генами» окрестили намеком на Евгенику (практикуемая в нацисткой Германии псевдонаука о «чистоте расы»).

Актриса предусмотрительно этот спор никак не комментировала, но на волне развернувшейся против нее хейт-кампании выяснилось, что в избирательном бюллетене на прошлых выборах в США она была зарегистрирована как республиканка. Тогда актрисе досталось от «левого» политического фронта: Суини заподозрили в симпатиях к MAGA (Make America Great Again — президентский слоган Трампа) и лично президенту. К волне этого обсуждения подключился лично Дональд Трамп, раскритиковавший культуру отмены и поддержавший звезду: «О, теперь она мне нравится».

Поддержка главы государства только сильнее раззадорила критиков Суини. Попутно ей припомнили приглашение на свадьбу Джеффа Безоса, прошедшую в Венеции летом 2025 года. Актрису заподозрили в связях с бизнес-элитой, устроивших, по мнению критиков, едва ли не «пир во время чумы». Также общественность смутила реклама уже личной продукции Суини — мыла с ароматом воды в ванной, в которой она искупалась. Спорное, но с финансовой точки зрения удачное решение — этот продукт не обсудил только ленивый.

Завершило хейт-марафон в адрес звезды ее недавнее интервью для GQ, в котором журналистка неприкрыто пыталась разговорить звезду, чтобы получить ее комментарий по всем недавним скандалам. Но Суини, очевидно подготовленная ее пресс-командой, держалась как большой профессионал: отвечала сдержанно и не велась на провокации интервьюерши. А не выдающее эмоции лицо актрисы стало завирусившимся мемом.

Сидни Суини в сериале «Белый лотос»

За какие-то полгода Сидни Суини из подающей большие надежды молодой актрисы превратилась в крупного ньюсмейкера, критикуемого со всех сторон. Но вопреки сложившемуся подчеркнуто сексуализированному в медиа образу Сидни Суини, вообще-то, талантливая актриса. На ее счету «Однажды в… Голливуде», «Белый лотос», отличная драма «Реальная история Уиннер» (настоящая история про американскую военнослужащую, заподозренную во вмешательстве в выборы президента США и в связях с Россией), а также «Эдем» и «Долина Эха». Если на красных дорожках актриса любит откровенные наряды, подыгрывая общественной объективации, в карьере она делает ставку не на внешность, но на свой талант, выбирая сложный актерский материал.

 

Помимо этого, 28-летняя Суини активно продюсирует. Ее драмеди «Кто угодно, кроме тебя» при бюджете $25 млн заработало в мировом прокате $220 млн, став заметным международным хитом. Хотя есть в карьере актрисы и заметные провалы: кинокомикс «Мадам Паутина» и «Омен. Непорочная». Этот же список внезапно пополнила и «Кристи» — абсолютно неплохое кино, умудрившееся поставить антирекорд бокс-офиса.

Что не так с байопиком «Кристи»

Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Торонто, откуда она уехала без призов, но с преимущественно положительной прессой. Критики сошлись во мнении, что это традиционная спортивная драма, которой не хватило оригинального взгляда. Но среди достоинств проекта — яркие и удачные актерские работы: Сидни Суини (она так же продюсер фильма) и Бена Фостера.

Однако вопреки первому неплохому «сарафану» в момент выхода в домашнем прокате «Кристи» обернулась большим финансовым провалом. В первый уик-энд лента с бюджетом $15 млн заработала лишь чуть меньше $2 млн — досадный и малообъяснимый результат, причину которого еще только предстоит понять. Результаты второй прокатной недели и вовсе увенчались антирекордом — за собранные «смешные» $109 тысяч картину наградили худшим прокатным результатом. Суини ответила на провал фильма публикацией в личных соцсетях, подытожив: «Искусство не делается ради цифр».

В сухом остатке актриса права — цифры не всегда свидетельствуют о художественном качестве того или иного проекта. А история помнит немало примеров фильмов, провалившихся в прокате, но со временем ставших классикой. Вряд ли этот путь ждет «Кристи» — добротно и качественно сделанное кино, в котором нет главного — живительного импульса. Это неплохой спортивный байопик с настоящей историей внутри. Историей сложной, в ней много не только слез, крови и пота, но и стихийных человеческих чувств, знакомых и понятных каждому.

 

Просто истории, следующей всем учебниковым принципам жанра не хватило того самого разряда, способного ее оживить во что-то более оригинальное. Иначе не вполне ясно, для чего это всё создалось: у реальной Кристи Мартин есть собственные мемуары от первого лица, и даже документальная лента «Сделка с Дьяволом», выпущенная на Netflix в 2021 году. «Кристи» лишь остается догонять своих предшественников, качественно и содержательно не добавляя к портрету боксерши ничего нового.

Кадр из фильма «Кристи»

Кажется, что фильм родился не из живого авторского интереса, а из холодного расчета: основанная на реальных событиях спортивная драма — прямая путевка на «Оскар», на который Суини, вне всяких сомнений, нацелена. И не напрасно: в этой работе она выложилась с чемпионской самоотдачей, набрав 14 килограммов мышечной массы и отказавшись от дублерши — все трюки в кадре Суини выполнила самостоятельно. 

И ее самоотдача искрится на экране — видно, что для нее эта роль стала важным профессиональным рубежом. Досадно лишь, что массовый зритель не разделил ее интереса. Но Суини ли не знать ключевую истину любого спорта: победы невозможны без опыта поражений. Таков всякий профессиональный путь. А когда массовый хейт в адрес актрисы стихнет, появятся новые проекты — тем более, что впереди «Дьявол носит Prada 2» с ее участием — вот уж точно беспроигрышная ставка.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+