Чудеса по-американски: в NCAA случилась первая большая спортивная сенсация 2026 года

Университет Индианы изменил свою историю всего за два года
Звание одной из худших команд страны — это не преувеличение. За последние 30 лет программа Университета Индианы лишь четыре раза показала положительный баланс побед и поражений в сезоне — и два из них пришлись на последние два года. Отношение к «Индиане» в конференции Big 10 было как к полному аутсайдеру.
Сильные программы рассматривали игры с «Хузерс» как разминку перед большими встречами. Все спортивные успехи университета Индианы были связаны с баскетбольной командой: она пять раз становилась чемпионом NCAA. Баскетбольная «Индиана» не выпускала суперзвезд, но стабильно отправляет в НБА крепких игроков. Из-за этого университет Индианы получил неофициальный статус «баскетбольной школы» — так американские эксперты и болельщики называют программы, ориентированные прежде всего на этот вид спорта. Колледж-футбол для таких университетов является лишь источником дохода от спонсоров и бродкастеров. Основные же средства выделяются на баскетболистов. И по такому принципу работают десятки университетов страны.
До недавнего времени выйти из этого порочного круга было практически невозможно. Сильные футбольные школы строили свои программы десятилетиями. Благодаря ориентации на футбол они могут привлекать топовых специалистов, возводят базы высочайшего уровня и набирают талантливых новичков. И из-за географической и исторической особенности большинство сильных команд находится на юге США. Северная Индиана всегда была провинцией в футбольном плане.
Но в 2024 году все изменилось. «Индиана» наняла тренера Курта Сигнетти из университета Джеймс Мэдисон (колледж второй категории, который славится хорошей подготовкой игроков) — стандартная ситуация, когда команда из богатой конференции решает изменить свое положение таким образом.
Вот только в этот раз решение о смене тренера привело к невероятному успеху. Сигнетти в первый же год выиграл 11 матчей из 13 (до его прихода «Индиана» никогда за свою почти 140-летнюю историю не выигрывала более девяти матчей за год). В сезоне-2024/25 «Хузерс» неожиданно прошли в плей-офф, но вылетели в первом же раунде. А сейчас прошли весь год вообще без поражений.
Эта ситуация настолько потрясла американское общество, что эксперты в один голос заявляют, что это самое сенсационное событие в мировом спорте со времен чемпионства «Лестера» в Английской премьер-лиге. По масштабу сенсационности победу «Индианы» в национальном чемпионате можно сравнить с каким-нибудь гипотетическим выигрышем Лиги чемпионов УЕФА клубом вроде французского «Бреста». Однако — в отличие от Лиги чемпионов — в NCAA что-то подобное рано или поздно должно было произойти. Ведь все реформы последних лет к этому шли.
Как Сигнетти привел «Индиану» к чемпионству
Как отмечает издание The Athletic, не годы, а десятилетия провальной административной работы, низкие футбольные доходы и полностью разрушенная программа по поиску талантливых футболистов превратили «Индиану» в «пустыню». А вся нынешняя история — это «чудо библейского масштаба».
Сначала Сигнетти изменил подход к тренерской работе. Задача тренерского штаба состоит в том, чтобы развивать футболистов, находить их сильнейшие стороны, и нивелировать слабые. В «Индиане» поняли, что они не могут конкурировать с сильными колледжами за ведущих школьников. Поэтому вся система примерно напоминает то, что происходило когда-то в фильме «Манибол» —нужно было находить средних футболистов, о которых все остальные забыли, и создать из них успешную команду.
Яркий пример — лидер нынешней «Индианы» квотербек Фернандо Мендоса. Он уроженец Майами, и студенческие аналитики считали его только 1249-м по таланту школьником страны в год выпуска. И сразу 181 квотербек оценивались выше него. Но Мендоса сейчас просто не вписывается в современные стандарты игры квотербеков. У него не самый впечатляющий атлетизм, не сверхсильная рука, но он отлично читает поле. Ближайший к дому университет Майами предложил выступать без стипендии, а «Индиана» в Мендосу поверила и обыграла именно «Майами» в финале плей-офф-2025/26.
Проблема в том, что способность игрока читать поле и анализировать игру — это показатель, который невозможно статистически оценить. Но Сигнетти и его тренерский штаб извлекли выгоду из того, что их коллеги ориентировались только на статистику и смогли выстроить игру вокруг Мендосы. В результате он за два года настолько сильно спрогрессировал, что теперь считается гарантированным первым номером драфта НФЛ-2026. А также выиграл титул лучшему футболисту года в NCAA.
Его должен забрать «Лас-Вегас», что гарантирует потомку кубинских мигрантов десятки миллионов долларов. А звездой национального масштаба он стал уже сейчас, ведь невозможно не симпатизировать истории Золушки, которая приходит к славе и успеху вопреки всему. А удачная внешность и семейная драма Мендосы сделали его только ближе миллионам американцев: мама квотербека болеет рассеянным склерозом и прикована к инвалидному креслу. И во время финального матча операторы постоянно акцентировали внимание на семье Фернандо, которая была в восторге от его игры.
Есть в успехе колледжа еще один фактор — атлетизм. Все пришедшие игроки не считались большими атлетами, однако Сигнетти требует от них максимальной физической отдачи. Поэтому на поле «Индиана» просто была мощнее соперников.
Однако главная причина сенсации в том, что теперь университеты США могут платить спортсменам.
Университет смог выручить максимум из реформ в NCAA
Студенческий спорт всегда был популярен в США. И коммерчески успешен — в 2022-м NCAA только один плей-офф в баскетбольном чемпионате («Мартовское безумие») принес ассоциации $1 млрд. А крупнейшие конференции оставляют весь доход от спонсоров и ТВ в миллиарды себе. Но сами спортсмены ничего не получали — весь студенческий спорт был любительским.
В 2021-м все изменилось, когда Верховный суд США разрешил спортсменам из колледжей монетизировать NIL (эта аббревиатура расшифровывается как Name, Image and Likeness). Теперь студенты могли легально зарабатывать, продавая спонсорам свое «имя», «внешность» и «образ», что раньше им было запрещено правилами NCAA.
Колледжи быстро подстроились под новую систему. У каждого крупного университета есть десятки «бустеров», которые пополняют специальный бюджет. Вузы платят спортсменам, а те в свою очередь выполняют рекламные контракты в бизнес-проектах бывших выпускников.
Это полностью изменило всю структуру американского студенческого спорта. Раньше в колледж-футболе доминировала Юго-восточная конференция. На Юге США много молодого населения, которое не могло позволить обучение далеко от дома. Теперь все иначе: богатые «северяне» готовы платить миллионы бывшим школьникам. И три последних чемпионства забрали разные команды из северной Big 10 — университет Мичигана, университет Огайо Стэйт и вот теперь университет Индианы.
На команду «Индиана» потратила $21 млн. Мендоса до этого выступал за Калифорнийский университет в Беркли, где его заметил Сигнетти. И после переговоров бустеры согласились выделять на квотербека $2,6 млн — это седьмой показатель среди спортсменов-футболистов.
$21 млн на команду — не самый большой бюджет для американского колледжа, но он выше среднего. Этой суммы оказалось достаточно, чтобы Сигнетти смог собрать оптимальный состав. Помогло и решение суда в 2024-м, позволяющее университетам переманивать неограниченное число спортсменов из других колледжей. В результате всего за два года одна из худших команд страны превратилась в чемпиона и показала всем пример того, как можно совершить чудо.
Другие вузы тоже могли пойти по такому пути, но «Индиана» стала первым университетом, добившимся успеха таким способом. Теперь этому примеру непременно захотят последовать и другие, и в колледж-футболе (как и во всем студенческом спорте США) начнется своя «гонка вооружений» — с ростом личных контрактов спортсменов и переманиванием самых перспективных атлетов.
