Нет прав: российский фигурист Гуменник срочно меняет олимпийскую программу

За несколько дней до начала выступления российских фигуристов на Олимпийских играх в Италии сразу несколько источников сообщили новость о том, что Петр Гуменник не сможет выступить с программой «Парфюмер» из-за проблем с авторскими правами на музыку. По информации «РИА Новости Спорт», команда спортсмена узнала об этом за день-два до отлета в Милан.
Это далеко не первый случай за последнее время, когда подобная проблема коснулась фигуристов. Каждый справляется по-своему. Например, чемпионка Европы-2024, бельгийка Луна Хендрикс приняла решение менять программу. Это логично, ведь времени бороться за права у нее уже нет. Песня, под которую хотела выступать фигуристка — «Ashes» от Селин Дион. И чтобы согласовать именно ее, нужно связаться с множеством людей — есть несколько заинтересованных сторон, к тому же эта песня является саундтреком, что усложняет процесс. Тренер и брат фигуристки Йорик Хендрикс объясняет: «ISU и МОК ввели более строгие правила для зимних Олимпийских игр. В них задействовано больше коммерческих интересов, чем на других турнирах».
По пути Хендрикс мог пойти и испанский фигурист Томас-Льоренс Гуарино Сабате, но ему повезло больше. Киностудия Universal незадолго до старта Игр все же разрешила ему использовать музыку из франшизы «Миньоны» в короткой программе. Успеху поспособствовал и общественный резонанс. «Все это благодаря вам!» — написал фигурист в своих соцсетях после победы. Вот и в ситуации с Гуменником болельщики тут же включились и запустили хэштег #LetPetrGumennikSkatePerfumer («Позвольте Петру Гуменнику катать «Парфюмера»). Времени мало, поэтому фигурист, как сообщают СМИ, может пойти по пути наименьшего сопротивления и сменить короткую программу на «Дюну» прошлого сезона (при этом, пока неизвестно, даст ли МОК разрешение на использование музыки Ханса Циммера к этому фильму).
К сожалению, не всегда это зависит от спортсменов. Американка Эмбер Гленн высказалась на этот счет так: «Мы изо всех сил старались все согласовать, сделать все, что в наших силах, и, честно говоря, продюсер может просто решить: неважно, все равно нет. Мы не можем контролировать это на 100%». Илья Малинин поддерживает ее — гарантий нет. Двукратный чемпион мира признался, что часто напрямую связывался с правообладателями в надежде избежать проблем. «Вы никогда не знаете, во что ввязываетесь, но вам остается только надеяться, что все получится», — отметил Малинин.
Это первая Олимпиада, на которой фигуристы массово сталкиваются с проблемой авторских прав. В прошлом сезоне ISU обновил политику использования музыкального сопровождения. Поворотным моментом стал иск группы Heavy Young Heathens к американцам Алексе Книрим и Брэндону Фрейзеру, а также к американской федерации фигурного катания US Figure Skating и телевещателям NBC Universal Media. Участники группы — братья Роберт и Арон Мардеросяны — в юридической жалобе сообщали, что фигуристы незаконно использовали их кавер народной песни House of the Rising Sun в короткой программе на Олимпиаде-2022 в Пекине. Как сообщается, спор был урегулирован спустя несколько месяцев. Сумма не раскрывается, но предполагается, что все ответчики вместе заплатили не один миллион.
ISU на созданной в 2019 году платформе электронного обучения eRink опубликовал обучающий курс о правах на музыку в спорте, объясняющий, какие шаги нужно предпринять, чтобы себя защитить, и заключил соглашение с сервисом по очистке прав ClicknClear. Правда, Томасу-Льоренсу Гуарино Сабате это не помогло: он все делал по инструкции через ClicknClear, но все равно столкнулся с необходимостью менять музыку в срочном порядке. Все фигуристы, включая Петра Гуменника, катали под забаненную музыку весь сезон — россиянин выступал под нее на отборочном турнире в Пекине в сентябре. Но Олимпийские игры — это другой уровень, и тут перестраховываются все — от местных федераций до МОК.
В Федерации фигурного катания на коньках России Forbes Sport еще перед стартом сезона сообщали, что раньше всю музыку от сборной передавали в Олимпийский комитет России, который и занимался лицензированием. Сейчас ОКР отстранен, и с такой ситуацией федерация столкнулась впервые. ТАСС сообщает, что МОК адресовал вопрос с музыкой к программе Петра Гуменника самому спортсмену. «Очевидно, что это проблема между ним и его национальной федерацией. В моем понимании, фигурист ответственен за согласование музыки», — цитирует ТАСС директора МОК по коммуникациям Марка Адамса.
Музыка стала животрепещущей темой на этих Олимпийских играх не только из-за авторских прав. В дело также вмешалась политика — Национальный олимпийский комитет (НОК) Азербайджана выразил протест из-за использования композиции «Арцах» фигуристами Кариной Акоповой и Никитой Рахманиным, которые представляют сборную Армении. Азербайджанская сторона считает, что такой выбор музыки явно имеет политический и идеологический подтекст и противоречит олимпийским ценностям.
Соревнования по фигурному катанию на Олимпиаде в Италии стартовали 6 февраля командным турниром, который россияне пропускают. Петр Гуменник начнет свое выступление на Играх 10 февраля. Он откроет короткую программу в мужском одиночном катании. Начало соревнований — в 20:30 по московскому времени.
