К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нет прав: российский фигурист Гуменник срочно меняет олимпийскую программу

Петр Гуменник (Фото: Петр Ковалев/ТАСС)
Петр Гуменник (Фото: Петр Ковалев/ТАСС)
Сразу несколько фигуристов перед Олимпийскими играми столкнулись с проблемой согласования прав на музыку и были вынуждены добиваться разрешения или экстренно менять программы. Ситуация коснулась и российского фигуриста Петра Гуменника — за три дня до выступления стало известно, что россиянин не сможет откатать свою короткую программу под музыку из фильма «Парфюмер». Forbes Sport рассказывает подробности

За несколько дней до начала выступления российских фигуристов на Олимпийских играх в Италии сразу несколько источников сообщили новость о том, что Петр Гуменник не сможет выступить с программой «Парфюмер» из-за проблем с авторскими правами на музыку. По информации «РИА Новости Спорт», команда спортсмена узнала об этом за день-два до отлета в Милан. 

Это далеко не первый случай за последнее время, когда подобная проблема коснулась фигуристов. Каждый справляется по-своему. Например, чемпионка Европы-2024, бельгийка Луна Хендрикс приняла решение менять программу. Это логично, ведь времени бороться за права у нее уже нет. Песня, под которую хотела выступать фигуристка — «Ashes» от Селин Дион. И чтобы согласовать именно ее, нужно связаться с множеством людей — есть несколько заинтересованных сторон, к тому же эта песня является саундтреком, что усложняет процесс. Тренер и брат фигуристки Йорик Хендрикс объясняет: «ISU и МОК ввели более строгие правила для зимних Олимпийских игр. В них задействовано больше коммерческих интересов, чем на других турнирах». 

По пути Хендрикс мог пойти и испанский фигурист Томас-Льоренс Гуарино Сабате, но ему повезло больше. Киностудия Universal незадолго до старта Игр все же разрешила ему использовать музыку из франшизы «Миньоны» в короткой программе. Успеху поспособствовал и общественный резонанс. «Все это благодаря вам!» — написал фигурист в своих соцсетях после победы. Вот и в ситуации с Гуменником болельщики тут же включились и запустили хэштег #LetPetrGumennikSkatePerfumer («Позвольте Петру Гуменнику катать «Парфюмера»). Времени мало, поэтому фигурист, как сообщают СМИ, может пойти по пути наименьшего сопротивления и сменить короткую программу на «Дюну» прошлого сезона (при этом, пока неизвестно, даст ли МОК разрешение на использование музыки Ханса Циммера к этому фильму). 

 

К сожалению, не всегда это зависит от спортсменов. Американка Эмбер Гленн высказалась на этот счет так: «Мы изо всех сил старались все согласовать, сделать все, что в наших силах, и, честно говоря, продюсер может просто решить: неважно, все равно нет. Мы не можем контролировать это на 100%». Илья Малинин поддерживает ее — гарантий нет. Двукратный чемпион мира признался, что часто напрямую связывался с правообладателями в надежде избежать проблем. «Вы никогда не знаете, во что ввязываетесь, но вам остается только надеяться, что все получится», — отметил Малинин. 

Это первая Олимпиада, на которой фигуристы массово сталкиваются с проблемой авторских прав. В прошлом сезоне ISU обновил политику использования музыкального сопровождения. Поворотным моментом стал иск группы Heavy Young Heathens к американцам Алексе Книрим и Брэндону Фрейзеру, а также к американской федерации фигурного катания US Figure Skating и телевещателям NBC Universal Media. Участники группы — братья Роберт и Арон Мардеросяны — в юридической жалобе сообщали, что фигуристы незаконно использовали их кавер народной песни House of the Rising Sun в короткой программе на Олимпиаде-2022 в Пекине. Как сообщается, спор был урегулирован спустя несколько месяцев. Сумма не раскрывается, но предполагается, что все ответчики вместе заплатили не один миллион.  

 

ISU на созданной в 2019 году платформе электронного обучения eRink опубликовал обучающий курс о правах на музыку в спорте, объясняющий, какие шаги нужно предпринять, чтобы себя защитить, и заключил соглашение с сервисом по очистке прав ClicknClear. Правда,  Томасу-Льоренсу Гуарино Сабате это не помогло: он все делал по инструкции через ClicknClear, но все равно столкнулся с необходимостью менять музыку в срочном порядке. Все фигуристы, включая Петра Гуменника, катали под забаненную музыку весь сезон — россиянин выступал под нее на отборочном турнире в Пекине в сентябре. Но Олимпийские игры — это другой уровень, и тут перестраховываются все — от местных федераций до МОК.

В Федерации фигурного катания на коньках России Forbes Sport еще перед стартом сезона сообщали, что раньше всю музыку от сборной передавали в Олимпийский комитет России, который и занимался лицензированием. Сейчас ОКР отстранен, и с такой ситуацией федерация столкнулась впервые. ТАСС сообщает, что МОК адресовал вопрос с музыкой к программе Петра Гуменника самому спортсмену. «Очевидно, что это проблема между ним и его национальной федерацией. В моем понимании, фигурист ответственен за согласование музыки», — цитирует ТАСС директора МОК по коммуникациям Марка Адамса.

Музыка стала животрепещущей темой на этих Олимпийских играх не только из-за авторских прав. В дело также вмешалась политика — Национальный олимпийский комитет (НОК) Азербайджана выразил протест из-за использования композиции «Арцах» фигуристами Кариной Акоповой и Никитой Рахманиным, которые представляют сборную Армении. Азербайджанская сторона считает, что такой выбор музыки явно имеет политический и идеологический подтекст и противоречит олимпийским ценностям. 

 

Соревнования по фигурному катанию на Олимпиаде в Италии стартовали 6 февраля командным турниром, который россияне пропускают. Петр Гуменник начнет свое выступление на Играх 10 февраля. Он откроет короткую программу в мужском одиночном катании. Начало соревнований — в 20:30 по московскому времени.