«Все готовы раскошелиться»: почему костюмы для фигурного катания стоят так дорого

Если Алиса Лю сможет продолжить свое невероятное возвращение, преодолев двухлетний перерыв, и завоевать золото в фигурном катании на зимних Олимпийских играх в Милане и Кортине, она получит солидное вознаграждение: американцы, занявшие первое место на Олимпийских играх 2026 года, получат бонус в размере $37 500 от Олимпийского и Паралимпийского комитета США. Но хотя для большинства зимних олимпийцев это была бы неплохая выплата, 20-летняя фаворитка уже потратила примерно столько же на часто упускаемую из виду статью расходов в своем виде спорта.
«Этой суммы хватило бы только на костюмы», — смеется дизайнер из Лос-Анджелеса Лиза Маккиннон, и она знает, о чем говорит, ведь за последний год она сшила для Лю шесть нарядов.
Маккиннон обычно берет от $3500 до $8000 за один костюм, но олимпийские наряды, как правило, стоят дороже, потому что большинство спортсменов привозят на Игры как минимум три образа — для короткой и произвольной программ, а также для показательного номера, завершающего Олимпиаду. И это мы еще не принимаем во внимание другие варианты костюмов, которые фигуристы используют в течение сезона.
В отличие от купальников, которые женская сборная США по спортивной гимнастике надевала на летних Олимпийских играх 2024 года в Париже — они были расшиты тысячами кристаллов и жемчужин и стоили около $5000 — костюмы для фигурного катания стоят дорого не столько из-за используемых материалов, сколько из-за трудоемкости процесса их создания. Дизайн постоянно дорабатывается с учетом отзывов спортсменов, а на окрашивание, аэрографию, покраску, раскрой и ручной пошив ткани может уйти несколько месяцев.
Кроме того, не так уж много кутюрье, способных найти правильный баланс между функциональностью и эстетической красотой. Многие ведущие фигуристы мира, особенно те, кто выступает за сборную США, отдают предпочтение всего нескольким дизайнерам, в том числе Маккиннон, среди клиентов которой Лю и действующая чемпионка США Эмбер Гленн.
Матье Карон из Квебека работает с Мэдисон Чок и Эваном Бейтсом, супружеской парой из США, выступающей в танцах на льду. Костюмы для 21-летнего Ильи Малинина, который, как ожидается, завоюет золотую медаль в мужском одиночном катании, разработала японка Сатоми Ито.
«Я думаю, что в наших костюмах есть определенный уровень мастерства, который люди по-настоящему ценят», — говорит Маккиннон.
Спрос создал прибыльный рынок для этой избранной группы. Маккиннон берет $90 в час и за последний год сшила от 60 до 70 костюмов на заказ, в среднем тратя около 50 часов на каждый. У Карона, который представляет 26 фигуристов на Играх в Милане, почасовая ставка ниже — около $35, но на создание костюма уходит больше времени — от 80 до 150 часов.
Каждые четыре года, когда наступает время Олимпийских игр, количество запросов на внесение последних изменений и корректировок в костюмы резко возрастает. По мере нарастания напряжения растут и возможности.
«Каждый готов раскошелиться, — говорит Карон. — Все хотят быть уверены, что получают наилучший вариант».
Фигуристы обычно оплачивают костюмы из своего кармана, и для многих это серьезное финансовое бремя. За исключением нескольких фигуристов — например, Малинина, который за последний год заработал около $700 000 от спонсоров, а также Чок и Бейтс, чей совокупный доход, по подсчетам, превышает $1 млн в год. У других фигуристов в основном ограниченные возможности заработка как на льду, так и за его пределами.
«Речь не о тех, кто зарабатывает миллионы долларов или даже сотни тысяч долларов за сезон, — говорит аналитик фигурного катания Джеки Вонг. — А это довольно затратный вид спорта».
Некоторые фигуристы получают костюмы в обмен на рекламу дизайнеров, но есть и другие способы сэкономить. Немецкая пара фигуристов Минерва Фабьен Хазе и Никита Володин получали финансовую поддержку от Катарины Витт, которая в 1980-х годах завоевала две золотые медали в составе сборной ГДР. А Карен Чен, которая в 2022 году выиграла командное золото в составе сборной США, а затем ушла из большого спорта, большую часть своей карьеры выступала в платьях, сшитых ее матерью, которые, по некоторым данным, обходились ей в суммы от $1000 до $1500.
Если канадская фигуристка Дианна Стеллато-Дудек сможет преодолеть травму и выступить в парном катании на Играх, она будет в первом платье для фигурного катания от Oscar de la Renta — довольно редкий пример того, как крупный модный дом пробует себя в этом виде спорта. Заметным исключением является Вера Вонг, которая сама едва не попала в олимпийскую сборную США по фигурному катанию в 1968 году и за свою легендарную карьеру в индустрии моды создавала костюмы для таких спортсменов, как Нэнси Керриган, Мишель Кван и Натан Чен.
Учитывая вложения в свой гардероб, фигуристы обычно стараются повторно использовать костюмы на шоу, гала-концертах и показательных выступлениях после того, как завершают выступать в них на соревнованиях. Они также могут одолжить их другим спортсменам. Например, Лю взяла напрокат платье у испанской танцовщицы на льду Оливии Смарт для гала-концерта Игр 2022 года, а танцовщица на льду Эмилия Зингас использовала один из костюмов Гленн на чемпионате США этого года в Сент-Луисе.
«Их много раз продают и покупают, используют повторно и перерабатывают», — говорит Вонг. «Это спортивная одежда, замаскированная под модную, поэтому она очень прочная».
Дизайнерам, возможно, трудно представить себе будущее, в котором их работы не будут востребованы фигуристами мирового уровня, но масштабировать бизнес в этой сфере непросто. Предприятия Маккиннона и Карона невелики (в них работают 5 и 17 сотрудников соответственно), и набор персонала всегда представляет собой проблему, учитывая, что многие потенциальные работники не имеют опыта работы с эластичными тканями, обычно используемыми в этом виде спорта.
Тем не менее ведущие дизайнеры ищут способы привлечь более широкую клиентскую базу. Дизайн-студия Карона запустила полукастомную платформу Iconic Skate, которая позволяет фигуристам выбирать из нескольких готовых вариантов. «Это как кухня ИКЕА, но для фигуристов», — говорит он.
В магазине Маккиннон продаются упрощенные костюмы, что позволяет сократить затраты на рабочую силу, их розничная цена составляет от $399 до $2000. «Они должны быть дешевле, чтобы люди могли себе позволить заказать такой костюм», — говорит она.
Маккиннон права. Немногие фигуристы могут рассчитывать на победу в соревнованиях каждые четыре года.
Перевод Дарьи Сулеймановой
