К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Путь «бога квадов»: как фигурист Илья Малинин хочет вернуть деньги в фигурное катание

Илья Малинин (Фото Tang Xinyu / VCG via Getty Images)
Илья Малинин (Фото Tang Xinyu / VCG via Getty Images)
Американский фигурист с русским именем сейчас является главной звездой вида спорта, который в нашей стране многие отчаянно и немного болезненно любят. Илья Малинин уже помог сборной США завоевать золотые медали Милана-2026 в командном турнире и теперь вступает в борьбу за индивидуальную награду, а там он — фаворит. Forbes Sport рассказывает, как Малинин попал в пятерку самых высокооплачиваемых спортсменов на нынешних Играх и за счет чего собирается увеличить свой капитал в будущем

Несмотря на то, что фигурное катание из России кажется невероятно популярным видом спорта, а выступления спортсменов на льду выглядят «дорого-богато», мало кто из фигуристов может похвастаться большими заработками. Единственной, кто попадал в списки самых высокооплачиваемых, была южнокорейская чемпионка Ванкувера-2010 Юна Ким. В женском рейтинге Forbes за 2014 год — последний год ее карьеры, завершившейся серебряной медалью Сочи-2014, — она стала четвертой после трех теннисисток: Марии Шараповой, Ли На и Серены Уильямс. На тот момент ее доход равнялся $16 млн, но Юна Ким была незатмеваемой звездой в своей стране, имела множество контрактов, например, с Kookmin Bank, Nike, Korean Air, Samsung и Hyundai, а также владела собственным шоу «All That Skate», билеты на которое раскупались за 30 минут.

Другими маркетингово-востребованными были Юдзуру Ханю и Натан Чен. Всеяпонская звезда заставлял людей выстраиваться в многочасовые очереди перед катком, волонтеров тоннами выносить со льда плюшевых Винни-Пухов — любимого персонажа Ханю, а согласно опросу, проведенному в 2020 году в Японии, Юдзуру был признан самым популярным спортсменом страны, опередив теннисистку Наоми Осаку и бейсболиста Сехея Отани. NBC сообщал, что контракты с такими брендами, как авиакомпания ANA, производитель часов Citizen и производитель косметической продукции Kosé, приносят ему около $13 млн в год.

Звезда Нейтана Чена была схожей по масштабу, однако в США фигурное катание уступает в популярности многим другим видам спорта, и по оценкам Forbes, Чен в год Олимпийских игр в Пекине заработал на спонсорских контрактах около $1 млн.

 

Прошло уже больше 30 лет с тех пор, как перед экраном собрались 126 млн американцев, чтобы посмотреть посмотреть короткую программу в женском одиночном катании на Олимпиаде-1994 в Лиллехаммере. Разумеется, смотрели они не просто так — на медали претендовала их соотечественница Нэнси Керриган, за полтора месяца до этого ставшая жертвой нападения со стороны мужа ее главной соперницы Тони Хардинг. Настолько голливудский сюжет, позже действительно воплощенный на экране благодаря фильму «Тоня против всех», не мог оставить зрителей равнодушными. Нэнси тогда взяла серебро, уступив юной украинской фигуристке Оксане Баюл.

С тех пор было много чемпионов и призеров из США, но не было настоящих звезд, которые способны были заманить к экрану те самые миллионы. По мнению страстной поклонницы фигурного катания модельера Веры Вонг, Малинин — «непринужденный, крутой, по-мальчишески непосредственный» — на эту роль подходит. Сам Илья с недавнего времени тоже начал видеть в этом свою миссию. «Я активно работаю над тем, чтобы вернуть этому виду спорта былую популярность. Помните, несколько десятилетий назад он был невероятно популярен. Его показывали по всем телеканалам», — сказал фигурист в интервью Vanity Fair.

 

«Хочу быть, как Дуэйн «Скала» Джонсон, —- говорит Малинин. — Он сначала стал известен своими выступлениями в рестлинге, а затем стал востребованным актером и добился большого успеха во множестве других начинаний. Хочу быть похожим на него, достичь такого же уровня».

История иногда интересно закручивается. Оксане Баюл, обошедшей в 1994 году Нэнси Керриган, дорогу в мир рекламных контрактов открыл известный в России менеджер Ари Закарян. Он же сейчас работает и с Ильей Малининым, и тоже считает, что этот фигурист способен вернуть в фигурное катание блеск, славу и деньги.

Малинин прыгает четверной аксель — прыжок, который так и не покорился Юдзуру Ханю на соревнованиях. Илья стал первым в мире, кто сделал семь четверных прыжков в одной произвольной программе. И именно его часто спрашивают, замахнется ли он на пять оборотов. Об этом Илья Малинин будет думать после Олимпиады. В своих прокатах в командном турнире Малинин предварительно заявлял четверной аксель, но пока его так и не прыгнул. Так что одной из интриг в одиночном турнире будет именно этот — сделает или нет.

 

«Бог квадов» (Quad God) — так фигурист назвал себя задолго до того, как стал прыгать все виды прыжков в четыре оборота. Такой у него ник в социальных сетях, и со временем он сделал это прозвище брендом, стал выпускать мерч, который продается на его официальном сайте. В коллекции худи, топы, футболки, куртки, кепки с золотым логотипом QG на черном фоне. Пока о финансовом выхлопе от этой затеи Малинин нигде не рассказывал, но если он станет олимпийским чемпионом Милана-2026, то продажи наверняка повысятся.

За его маркетинговые доходы отвечает агентство Shade Global, и его основательница Шерил Шейд рассказывает, что поначалу ей было непросто предлагать сотрудничество с ним потенциальным спонсорам — его имени просто не знали. До настоящего времени доход Малинина поступал почти исключительно от официальных спонсоров Олимпийских игр, таких как Coca-Cola и Xfinity. И по подсчетам Forbes, фигурист зарабатывает порядка $700 000 в год. Он может позировать для фотосессий в Louis Vuitton и Miu Miu, но контрактов с ними не имеет. Может выложить ролик на 6,5 млн просмотров, где он делает свое фирменное сальто назад, недавно возвращенное на официальный лед Международным союзом конькобежцев, в толстовке от рэппера NF, но пока ему не удается все это по максимуму монетизировать. До доходов Дуэйна Джонсона (а он в прошлом году возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых актеров мира по версии Forbes с годовым доходом $88 млн) ему далеко, но когда на твое сальто назад на Олимпиаде приходит посмотреть величайший теннисист в истории Новак Джокович, а затем по всем телеканалам и социальным сетям разлетается, как он в восторге хватается за голову, это запускает твою популярность на невиданную доселе орбиту. Осталось только завоевать ту самую золотую олимпийскую медаль в одиночном катании, а дальше идти к цели будет намного проще. Малинин понимает, что после Олимпиады многое может измениться: « Я с нетерпением жду этого, но в то же время немного боюсь».