К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как капитану не заскучать на берегу

Как капитану не заскучать на берегу
Что нужно знать про дизельные двигатели и как ремонтировать корпус яхты в случае аварии

Часть 8. Начало — здесь.

Капитанский экзамен стал кульминационным моментом нашего курса, но учебная программа была еще далека от завершения. В понедельник, едва живые после празднования успешной сдачи, мы собрались для углубленного изучения морских дизельных двигателей. За 4 дня нам предстояло разобрать и собрать 2 дизеля, узнать, как устроены системы подачи топлива, масла и охлаждения и получить сертификат MCA AEC (Maritime and Coastguard Approved Engine Course). Напряжение предыдущих недель не прошло даром — постоянно хотелось спать, так что этот и без того затянутый курс был настоящим мучением. Большую часть времени преподаватель — морской инженер и независимый сюрвейр — развлекал нас рассказами из собственной практики. Запомнилась история про русского олигарха, в мультимиллионную мегаяхту которого второй механик залил непригодный для таких судов мазут, что обошлось хозяину в несколько миллионов долларов ремонта и стоило работы всему экипажу, кроме русской стюардессы. Главными антигероями рассказов нашего преподавателя были «шабашники» (engeneering cowboys). Это персонажи, обитающие в припаркованном у марины фургоне, который служит им и офисом, и мастерской. Они оказываются у трапа как раз в тот момент, когда на яхте что-то сломалось и хозяин или капитан судорожно ищет мастеров или запчасти. Запросив тройную цену и получив задаток, персонажи или вообще скрываются, или перепоручают работу другим мастерам по обычным расценкам. Как я понял, основной задачей нашего инструктора было предупредить нас об опасности подобных деятелей, а также проинформировать о его собственном квалифицированном сервисе — вместе с сертификатами об окончании курса он выдал нам свои визитки.

 

Патрик, Гари, Раду и Caterpiller

Если после дизельного курса нам хоть дали сертификат, который может пригодиться при трудоустройстве, то всю следующую неделю можно было бы спокойно пропустить. По одному дню были посвящены электрике, обслуживанию лебедок, такелажу, системам водоснабжения. За такое короткое время вряд ли можно что-то узнать, кроме самого общего представления, которое и так уже у меня было. Нашим инструкторам было так же скучно, как нам, и уроки заканчивались уже часов в 12. Программа предыдущего набора Ocean Graduate была устроена так, что все эти занятия пришлись у них на последние 2 недели, и теперь я понял, почему они разъехались по домам, не дожидаясь окончания курса.

 

Завершились эти 2 скучнейшие недели уроками труда в учебной мастерской. Все было как в школе. Несколько дней мы работали с деревом: лакировали, шкурили, отжигали краску и красили по новой. Потом еще два дня занимались со стеклопластиком: формовали крышку люка, используя маты из стекловолокна, полимерные и эпоксидные смолы и гелькоут. Когда крышка было готова, нужно было пробить ее молотком, заодно убедившись в изрядной прочности композита, а потом заделать пробоину. Ремонт у меня получился не слишком надежный с виду, и я решил, что, если не хочу пойти ко дну с дырой в борту, мне без особой нужды не следут чинить стеклопластиковые корпуса самому.

в цеху

 

После этого отступления в сторону ручного труда нам предстояло вновь напрячь мозги. Следующие 10 дней были посвящены GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System), по-русски: ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствиях). Немного упрощая, это профессиональный курс судовых радиооператоров. Должность радиста как таковая была отменена на судне именно с введением этой системы в конце девяностых. До появления гражданских спутников связи дальние радиокоммуникации на море происходили посредством радиотелеграфа (азбука Морзе) и радиотелефона, и требовали несения круглосуточной вахты квалифицированным специалистом. Появление спутниковой связи и развитие системы ЦИВ (цифрового избирательного вызова) позволили сделать автоматическим прием и передачу аварийных сообщений и, соответственно, избыточной должность офицера связи. Теперь, чтобы профессионально осуществлять радиокоммуникации на судне, больше не надо учиться 4 года, достаточно — как я — окончить восьмидневные курсы.

Тем не менее это был один из самых серьезных теоретических модулей всей нашей программы. Наш инструктор, эксцентричный Пол Мартин ежегодно готовит, по его собственным словам, наибольшее число операторов ГМССБ во всем мире после Морской академии Уорзаш в Саутхэмптоне. Не берусь утверждать, правда это или нет, но преподает он этот зануднейший материал действительно эффективно. Мы уже были знакомы с основами благодаря однодневному курсу операторов УКВ, который был у нас раньше, но в системе ГМБСС кроме УКВ-радиостанций задействованы еще средневолновые, а также системы спутниковой связи Inmarsat, автоматические радиобуи EPIRB и SART и система передачи погодных и навигационных сообщений Navtex. Ничего сложного для понимания в этом нет, требуется просто зазубрить довольно большое количество процедур, применяемых для передачи, приема и ретрансляции сигналов бедствия, и просто рутинных коммуникаций со всеми соответствующими частотами и порядком действия. Как говорил нам Пол: «Мonkey see, monkey do» — повторяй, как обезьяна. Занятия длились с 8-30 до 16-30 каждый день с перерывом на обед, а вечерами приходилось еще по 2-3 часа уделять самостоятельной подготовке. Усилия, как обычно, не были напрасными — довольно строгий экзамен, состоявший из трех частей, письменной, устной, имитирующей радиообмен, и практической с использованием оборудования, я сдал без проблем. Но из моих 9 одногруппников двое его все же провалили. И не думаю, что из-за лености — я сам видел, как они сидели над книгами после занятий. На самую трудную письменную часть экзамена дается 25 минут, что не оставляет времени на размышления вообще, поэтому нужно либо быстро соображать от природы, либо действительно выучить все наизусть.

Тем временем в Каузе проводилась парусная неделя. Ежегодная Cowes Week — это одно из крупнейших парусных мероприятий в Великобритании. А для крошечного Кауза, для которого яхтенная индустрия носит градообразующий характер, это событие года. Один ее день будет кормить зимний месяц. Все бары и рестораны были переполнены, яхтенные магазины работали и в выходные, и в будние допоздна.

на небережной

 

Участникам повезло с погодой: от 12 до 25 узлов ветра, солнце и прекрасное небо с разноуровневыми облаками. Кроме многочисленных яхт с экипажами собралось и большое количество праздной публики, которую развлекали посредственными концертами, недешевой выпивкой, фейерверками и, естественно, парусными гонками. Самые зрелищные из них — это соревнования углепластиковых катамаранов Extreme 40. Эти гоночные машины несут такую избыточную площадь парусов, что при малейшей неточности рулевого кувыркаются через себя.

extreme 40

В это раз у них обошлось без инцидентов, зато отличился другой яхтсмен, который под спинакером умудрился заехать под танкер. Обратите внимание на человека, который выпрыгнул с яхты за секунду до столкновения. Я слышал, что это и есть сам шкипер. Ситуация была абсолютно однозначной, виноват капитан яхты, потому что дело происходило на фарватере в зоне маневрирования больших судов, где их курс запрещено пересекать ближе чем за 1000 м. К счастью, никто серьезно не пострадал, но думаю, что сертификат у шкипера отзовут. Это явно не был выпускник UKSA — мы свою акваторию и правила знаем.

 

Сразу после завершения парусной недели из Кауза стартовала знаменитая офшорная гонка Фастнет. Давали раздельные старты по классам. Первыми шли большие многокорпусники вроде 130-футового (40 м) макси-тримарана Banque Populaire и нового класса монотипов MOD 70. Публика на набережной замерла в ожидании, многочисленные вертолеты зависли в небе над проливом. Несмотря на то что впереди у них было 600 миль дистанции, профессиональная команда тримарана Sail for Water умудрилась дать грубый фальстарт, выйдя за линию на несколько корпусов. Следом за ними такую же нелепую ошибку сделал и знаменитый Алекс Томсон на Open 60 Hugo Boss. Наблюдавшие яхтсмены-любители отпускали едкие комментарии.

За 4 недели, проведенные на берегу, я соскучился по морю и жду с нетерпением, когда начнется наш следующий практический курс: 4 дня на моторной яхте для получения сертификата Dayskipper Power. Но об этом, а также о том, какие перспективы трудоустройства ждут выпускников академии, я расскажу в следующий раз.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости