Новогодний тариф. Авиабилеты на зимние праздники не подешевеют: надо учиться с этим жить

фото Fotobank / Getty Images

Знакомые начали одолевать с сентября. «Таиланд — 300 000! Представляешь?» — почти кричал один. «Германия — 30 000!» — возмущался другой. Оба хотели справедливости, то есть недорогого перелета на зимних каникулах. С трудом верилось в такие суммы, до Нового года было еще четыре месяца. Тогда сайт «Трансаэро» по запросу «Москва — Пхукет — Москва» (30 декабря — 9 января) предложил билеты от 232 000 до 323 000 рублей в статусном классе «Империал» («Аэрофлот» и Thai Airways оказались примерно в такой же ценовой категории). А популярные среди горнолыжников направления — Германия, Австрия, Швейцария — «Аэрофлот», Lufthansa, ее «дочка» Swiss и прочие выставляли за 25 000-35 000 рублей.

Зима для перевозчиков считается низким сезоном. Но российское правительство, узаконив с 2004 года длинные выходные с 30 декабря по 10 января, обеспечило компаниям заработок не хуже, чем летом. Поначалу пассажиропоток был скудный, но год от года он рос. Сейчас не уехать на Новый год к морю или на альпийский склон — почти дурной тон. Авиаторы рады стараться, вводя для пассажиров дополнительные рейсы, а для себя — повышенный тариф. Новый год — как театральная премьера, никто не возмущается дорогими билетами. Тем более что в канун праздника и таких не останется. Сейчас у «Трансаэро» можно купить перелет из Москвы в Пхукет и обратно за 215 000 рублей, но даты окажутся не те: вылет 1 января, прилет 12-го.

За полгода до новогоднего пика, в разгар лета, у перевозчиков еще есть билеты экономкласса. Поэтому теоретический шанс слетать недорого есть. Но и тут должно крупно повезти — в открытую продажу поступает незначительная часть дешевых билетов. Все остальное скупают туроператоры. Авиакомпаниям это выгодно: блоки мест в салоне приобретаются на всю зиму, а не только на Новый год. «Трансаэро» работает почти с десятком туроператоров на самых разных направлениях, а Swiss в этом году продала значительное количество мест на маршрутах из Москвы в Цюрих и Женеву туроператору Jet Travel.

С одной стороны, возмущению нет предела, а с другой — что тут возразишь? Антимонопольное законодательство не нарушается, потому что на популярных маршрутах у отдельно взятой авиакомпании нет доминирующего положения (50% перевозок). Тарифная сетка настолько разнообразна, что достоверно разобраться в ней крайне сложно, что признают даже чиновники Федеральной антимонопольной службы. А тарифы — это метод конкуренции; госконтроля над ними нет. Может, это сговор? Доказательств не найдено. В ФАС ежегодно поступает около 150 жалоб на высокие тарифы, но все они касаются внутренних, а не международных рейсов.

«Пускай Путин прикажет снизить стоимость билетов!» — говорит мой знакомый. Премьер уже приказывал подешеветь бензину и керосину внутри страны — ничем хорошим это не закончилось. Если для полетов по стране это может дать — хотя бы теоретически — непродолжительный позитивный эффект, то на международных рейсах — полный провал. Указ правительства будет распространяться только на российских перевозчиков, которые потеряют в доходах, проиграв иностранным конкурентам. А те при ажиотажном спросе даже не подумают снижать цену.

Что же делать? Во-первых, бронировать билеты как можно раньше — и на даты, не совпадающие с началом и окончанием каникул. Приятельница купила два билета Air Berlin до Штутгарта и обратно в начале августа за €500; вылет 23 декабря, прилет 6 января. Во-вторых, найти альтернативный способ добраться до места отдыха: мои коллеги, например, едут в Альпы на автомобиле. Наконец, не спешить вырваться из Москвы — зимой она красивая. Когда вы последний раз были на Красной площади — одном из красивейших мест на Земле?

[processed]