
Превращение мусора в новые вещи — быстро обретающая последователей тенденция в современном дизайне. Работа с вторсырьем заставляет придумывать новые специфические технологии или неожиданным образом применять старые. Если рассматривать отходы как полезный ресурс, то можно вернуть ненужный хлам в жилое пространство с пользой для экологии и стиля. Forbes отобрал 8 предметов обстановки, которые можно считать образцом эффективной утилизации отходов и хорошего дизайна одновременно.
Табуреты из опилок и переработанных полиэтиленовых пакетов
Kulla (Израиль), http://www.kulladesign.com
Цена: от €280
Купить: http://www.kulladesign.com
Технология изготовления этих табуретов напоминает кулинарные манипуляции. Придумали ее две подруги — Ади Шпигель и Керен Томер, основатели и мастера израильской экологической марки Kulla. Сырье для прославивших марку трехногих табуреток замешано из пластиковых пакетов и опилок. Полученную смесь замыкают в алюминиевой форме, напоминающей кастрюлю, и запекают в бытовой печи. После чего из кастрюли извлекают готовое сиденье, в которое остается только вкрутить ножки. Простая технология позволяет легко разнообразить вид табуреточных сидений: он зависит от исходной расцветки пакетов.
Кресло-качалка с использованием переработанных автопокрышек
Leo Kempf Design (США), http://www.leokempf.com
Цена: $2400
Купить: www.360seegallery.com
Кресло Tired Lounge американского дизайнера Лео Кемпфа — эксперимент с шинами Hoosier Sprint. Мягкая резина очищена, покрыта специальным составом и нарезана полосками, которые натянуты на лапидарное по форме кресло-качалку в двух направлениях и плотно переплетены. Для устойчивости и плавности качалка снабжена парой полозьев. «Во мне 6 футов 2 дюйма (около 188 см) — говорит дизайнер, — и я доволен креслом: оно комфортное и позволяет расслабиться». Слово tired в названии читается одновременно и как «усталое», и как «одетое шинами» (tire — «покрышка»): дополняя друг друга, эти варианты прочтения указывают на использование в качестве материала отработанных «усталых шин».
Книжный стеллаж из отходов мебельного производства
Amy Hanting (Великобритания), http://www.amyhunting.com
Цена: €779
Купить: https://www.what-about-interior.com
Мебель можно собирать из древесных обрезков, как одеяло из лоскутов, считает английский дизайнер норвежского происхождения Эми Хантинг. Сырьем для ее Patchwork Collection стали отходы одной из датских мебельных фабрик. Предметы Хантинг — противоположность унифицированной штамповке: они щепочка к щепочке набраны вручную и вручную же обработаны. Избыток однородного фабричного сырья позволяет поставить подобные постпромышленные вещи на поток, но каждый новый предмет будет отличаться от предыдущего легкой асимметрией конструкции или расположением древесных «лоскутков». Базовая коллекция Хантинг включает стул, многофункциональный мини-стеллаж и 12 ламповых абажуров. Стеллаж можно вращать в любой плоскости, используя как подвесную полку или журнальный столик.
Табурет из отходов производства кровельной черепицы
Nicolas Le Moigne, производство Eternit (Швейцария), http://www.eternit.ch
Цена: около $250
Купить: http://www.green-form.com
Материал для изготовления табурета «Трэш куб» — бракованные куски кровельной черепицы из волокнистого цемента, которую производит швейцарская фирма Eternit и которому нашел применение дизайнер Николас Ле Мойнье. Выпуск табуретов как побочного продукта основного производства начинается прямо в цеху: отходы помещают в специальные прямоугольные формы с внутренними размерами 32х32х36 см. Сырые куски цемента укладываются в формах произвольно, и в результате внешний вид каждого табурета неповторим. А уходит на изготовление одной табуретки около суток — ровно столько нужно цементу, чтобы застыть. Минималистический подход Ле Мойнье не предполагает какой-либо дальнейшей художественной обработки: цвет и фактура слежавшегося цемента самодостаточны. Trash Cube особенно подходит для интерьеров общественных учреждений и улицы: он износостоек, экологичен и — поскольку это черепица — всепогоден.
Стол из материала на основе измельченных офисных документов
Jens Praet Studio (Италия), www.jenspraet.com
Цена: €12 000
Купить: http://industrygallerydc.com
Итальянская по месторасположению и бельгийская по происхождению Jens Praet Studio перерабатывает измельченную бумагу из офисных шредеров, взяв ее за основу уникального композита. Смешанная со смолой и плотно спрессованная волокнистая бумажная масса прочна, как дерево, а ее «войлочную» на вид поверхность можно отполировать до глянца. При использовании окрашенной смолы варианты расцветки этого материала бесконечны. Однако его создатели пока ограничиваются черно-серо-белой гаммой и в первую очередь адресуют Shredded Collection — столы, полки, стеллажи, банкетки — офисам, замыкая, таким образом, цикл вторичной переработки. Для создания одного небольшого предмета может быть достаточно 3-5 кг секретных документов — в крупных компаниях этот объем обеспечивает один измельчитель за один рабочий день.
Офисное кресло из отходов мебельного производства
Anders Johnsson & Petter Thorne (Швеция), www.petterthorne.se
Цена: по запросу
Купить: на заказ у производителя
Сидение кресла спрессовано из отправленных в утиль полосок древесного шпона. В традиционном мебельном производстве таких аккуратных планочек из разных видов дерева образуются горы. Авторы технологии — шведские дизайнеры Андерс Йонссон и Петер Торн — смешали полоски всех оттенков и фактур, спрессовали их под высоким давлением и получили сидение в стиле 1960-х: тогда похожую мебель делали из цельнолитого пластика. Относительная гибкость шпона позволяет выполнить характерную двояковыгнутую форму, одновременно обновив впечатление от подобной вещи в целом. Если оригинальные пластиковые сиденья 1960-х напоминают тазы и лоханки, то их экологические версии Йонссона и Торна больше походят на корзины или гнезда.
Буфет из металлических отходов
Dennis Slootweg (Голландия), www.dennisslootweg.nl
Цена: по запросу
Купить: на заказ у производителя
Голландец Деннис Слутвег делает мебель из материалов, отмеченных разрушительным действием времени. Чаще других в ход идет металлолом и промышленные металлические отходы. Вооружившись комплектом высокотехничных пил и сварочным аппаратом, дизайнер воссоздает в металле формы исторической деревянной мебели. Подернутые ржавчиной поверхности предметов на самый первый взгляд могут сойти за деревянные. Но уже на второй ясно, что это не поношенный антиквариат, а натуральный стимпанк. Глубокое знание технологий обработки металла позволяет Слутвегу делать эту мебель привычно функциональной. Кроме того, кабинеты, буфеты и витрины из металла отчасти приобретают свойства сейфов. Все вещи создаются, как правило, по индивидуальному заказу и существуют в единичных экземплярах или в очень ограниченном количестве.
«Шкура» из рисового мешка и пластиковых пакетов
Anne-Cécile Rappa (Швейцария)
Цена: около $440
Купить: на заказ у производителя, dominoleserre@gmail.com
У швейцарского дизайнера Энн-Сесиль Раппа вторичное использование вышедших из употребления промышленных вещей смыкается с доиндустриальным производством. Одна из ее любимых техник — вязание из пластиковых пакетов. Плотная монотонная вязка преображает копеечный материал, а вещи получаются износостойкие: например, розовую «шкуру» Latifa можно использовать на улице и стирать в машинке. Изготовление таких предметов имеет не только экологический, но и социальный аспект — создание новых рабочих мест: кропотливое вязание выполнено руками двадцати вязальщиц из Марракеша, работниц местного ателье Lalla Mika («Мадам Пластик»). Это небольшое производство, основанное предпринимательницей из Франции, специализируется на вязании из пакетов. Главный ассортимент Lalla Mika — сумки и корзинки. Ателье известно благодаря выполнению заказов для модных марок Caravane, Comme des Garçons, Sonia Rykiel. Для вязания используются чистые пакеты без повреждений, которые специально собирают по марроканским и французским магазинам.
