К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вкусы совпали


Преступники тоже ценят самых дорогих художников

24 сентября этого года около 10 утра на тихой брюссельской улице недалеко от центральной части города произошло ограбление. Два преступника ворвались в частный музей бельгийского художника Рене Магритта, находящийся в том же самом доме, где художник прожил 24 года, и, угрожая оружием, вынесли картину «Олимпия» — пожалуй, лучшую из коллекции. Стоимость работы — более $4,5 млн, не считая ущерба репутации музея и спокойствию бельгийской столицы.

Каждый год тысячи картин и скульптур попадают в руки преступников, причем, согласно статистике Art Loss Register, 62% краж приходится на частные коллекции. Как показывает статистика, преступники очень хорошо знают, что они крадут: тщательно выбирают самые дорогие и пользующиеся спросом работы и, как в случае с кражей в Брюсселе, выносят самое ценное, не трогая менее значимые предметы искусства. Пикассо, Миро, Уорхол, Ренуар и Матисс — эти мастера входят в число 10 самых дорогих художников мира и также в двадцатку авторов, наиболее популярных у преступников. Из этой закономерности, впрочем, выбивается голландский экспрессионист Карел Аппель (1921–2006). В 1970–1980-е годы он был одним из наиболее часто подделываемых художников, и его высокое место в рейтинге краж связано с тем, что коллекционеры, купившие Аппеля и застраховавшие работу, узнав, что их приобретение — подделка, обычно заявляли о пропаже.

Картины крали и продолжают красть, несмотря на все усовершенствования в системе безопасности. Причиной этому высокая портативность и стоимость краденого, а также гигантский подпольный рынок торговли крадеными предметами искусства, который, по оценкам ФБР, составляет $6 млрд в год. (Для сравнения: объем легального рынка предметов искусства и антиквариата — около $70 млрд.) Мировой рынок предметов искусства до сих пор не принял единые стандарты анализа происхождения предметов искусства и чистоты титула собственности. И хотя частично эту функцию выполняют крупнейшие мировые аукционы, объем мировой аукционной торговли предметами искусства на сегодня составляет менее 40% оборота художественных ценностей. Это оставляет преступникам значительные возможности по сбыту краденых картин и скульптур увлеченным коллекционерам, забывающим или игнорирующим необходимость сверки приобретаемых работ с реестрами краденых ценностей.

 

Некоторые кражи сами по себе напоминают произведения искусства — взять хотя бы обросшее легендами похищение «Моны Лизы» («Джоконды») Леонардо да Винчи из Лувра в 1911 году. По одной из версий, похищение организовал некий аргентинец Эдуардо де Валфьерно, а непосредственным исполнителем стал бывший сотрудник Лувра, который в один из выходных дней просто вынес «Джоконду», спрятав ее под одеждой. Еще до кражи Валфьерно якобы заказал несколько копий «Джоконды» и вышел на богатых коллекционеров, известных тем, что они не смущались приобретать краденые работы, пообещав им шедевр из Лувра. Публикация новостей о краже должна была стать лучшим доказательством того, что подлинник успешно добыт. С исполнителем преступления Валфьерно после этого даже не связывался (а тот отрицал, что знаком с аргентинцем), а в 1914 году картина была возвращена в Лувр, где висит до сих пор.

Автор — управляющий директор Skate’s Art Market Research

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+