К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Новые вызовы для правительства: что делать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2022 году правительству России предстоит найти ответы на новые глобальные вызовы. Главные из них — изменение мировой структуры энергопотребления и ускорение глобальной инфляции. Оба этих процесса требуют разных, иногда даже взаимопротиворечащих мер.

Реакция на тренд
долгосрочного снижения нефтегазовых доходов экономики и бюджета подразумевает всесторонний
контроль расходов и введение мер, зеркальных западным инициативам устойчивого
низкоуглеродного развития. В то время как ответом на рост
инфляции является продолжение программы социальных выплат — с их индексацией и
одновременно с минимизацией транзакционных издержек. Обе проблемы придется
решать в связке с задачами социально-экономического развития, которые с самого
начала стали главным приоритетом для правительства Мишустина.

Впрочем, за два года
работы в нынешнем составе исполнительному органу федеральной власти удалось
показать, что с помощью новых организационных подходов и технологий он способен
справляться с задачами такого масштаба.

Реакция на
энергопереход

Глобальный сдвиг в мировой
экологической повестке — далеко не новость. Однако сейчас у этого тренда
проявились четко ощутимые последствия. Глобальное потепление и дестабилизация
климата заставили развитые страны ускоренно переходить к низкоуглеродному развитию.
Европа — крупнейший потребитель российского экспорта энергоресурсов — готовится
к энергетической трансформации, сокращая долю ископаемого углеводородного
топлива в энергетическом балансе и готовясь к запуску рынка специальных
сертификатов, позволяющих ввозить углеродоемкую продукцию. И если в 2021 году
конъюнктура была благоприятна к странам-экспортерам нефти, газа и угля, то уже
в скором будущем ситуация может поменяться.

 

Правительство России, чей бюджет
критично зависит от экспорта углеводородов, ищет способы отреагировать на
глобальный энергетический сдвиг. В июле 2021 года по инициативе правительства
был принят закон об ограничении выбросов парниковых газов, предусматривающий
введение углеродной отчетности и запуск системы оборота углеродных единиц. В
том же июле были определены цели и основные направления устойчивого, в том
числе «зелёного», развития страны. В сентябре — утверждены критерии отбора
«зелёных» проектов и инициатив в сфере устойчивого развития, которые могут
получить доступ к механизмам льготного финансирования. А в декабре – начаты
переговоры с иностранными контрагентами о возможности взаимного признания
углеродных единиц.

Речь идет о создании
национальной инфраструктуры поддержки движения к целям устойчивого развития. Которая
будет включать и элементы рыночного механизма финансирования климатических
проектов, и способы минимизировать иностранное налогообложение углеродного
следа, чтобы российские экспортеры железа, стали, цветных металлов, удобрений
не сталкивались с необходимостью платить по полной программе вводимый
Евросоюзом «углеродный налог».Некоторый запас прочности,
дающий время для маневра, у России есть. По итогам 2021 года объем госдолга
составил менее 18% ВВП, а планы его повышения до 20% в ближайшие два года не
создают заметных рисков для сбалансированности бюджета, стоящего перед
перспективой снижения экспортных доходов.

Глобальная инфляция

Более десятилетия — с кризиса
2008 года — развитые страны жили в условиях низких темпов экономического роста,
процентных ставок и инфляции. В 2021 году ситуация резко изменилась. Нарушенные
цепочки поставок из-за пандемии ковида и создавшийся дефицит товаров обрабатывающей
промышленности, гигантские вливания новых денег как мера поддержки экономик,
выросшие цены на энергоресурсы в сумме привели к существенному росту инфляции. Так,
по итогам 2021 года инфляция в США ускорилась до 7% — самого высокого уровня
почти за 40 лет. Международный валютный фонд оценивает инфляцию в восьми
развитых странах в 2021 году в 3,1% (годом ранее она составила всего 0,7%). И
тренд явно усиливается: по прогнозам МВФ, в 2022 году среднем по развитым
странам инфляция составит 3,9%.

В России инфляция также
ускорилась: по данным Росстата, в 2021 году она составила 8,4. Президент
Владимир Путин ранее указывал, что в 2022 году рост потребительских цен необходимо
вернуть к целевому уровню в 4%. Строгую кредитно-денежную политику реализовывать
придется в условиях продолжающейся пандемии, стремясь смягчить её негативные последствия для населения и при
этом заботясь о достижении стратегических целей социально-экономического развития.
Напомним, как на подобный комплексный вызов правительство смогло ответить в недалеком
прошлом.

Социальная политика в
пандемию

Весной 2020 года недавно сформированное правительство Мишустина приняло «антиковидный»
пакет мер стоимостью более 4,5% ВВП. Среди
них наиболее важными стали налоговые послабления для малого бизнеса (особенно
снижение ставки социальных отчислений до 15% от фонда оплаты труда), а также
оказание помощи населению в виде дополнительных социальных выплат пенсионерам и
семьям с детьми. Помимо совершенно очевидной задачи сохранения социальной
стабильности, эти решения имели целью поддержать спрос и предложение на
российском рынке в условиях антиковидных ограничений.

 

По прошествии двух лет можно констатировать, что в целом меры сработали.
Стрессового развития ситуации на рынке труда удалось избежать, объемы розничной торговли и платных услуг не испытали провального
снижения. В середине прошлого года были полностью компенсированы потери в росте
ВВП относительно успешного «доковидного» четвертого квартала 2019 года. Это достижение стало особенно заметным
на фоне показателей других стран, пострадавших от ковида. К примеру, в
ведущих европейских государствах, таких как Германия, Франция, Италия, уровень
ВВП к тому моменту был на 3–4% ниже докризисного. По оценке Минэкономразвития, за 11 месяцев 2021 года ВВП России
вырос на 4,7%.

Действие льготных ставок
для МСП и поддержка пенсионеров и семей с детьми продлены на ближайшие годы.
Задача этих мер теперь другая — снижение неравенства и развитие малого
предпринимательства.

Рост «цифры»

Характерно, что меры
поддержки сейчас предоставляются на базе цифровизированных государственных
сервисов. Цифровизация в принципе является едва ли не самым любимым
инструментом нынешнего правительства, поскольку позволяет добиваться увеличения
масштабов операций, сокращая при этом транзакционные издержки (которые, в том
числе, имеют денежное измерение).

В рамках  проекта «социального
казначейства» гражданам стали доступны ряд госуслуг по одному заявлению или даже
без него. Например, материнский капитал получили около 1,5 млн семей просто
по факту регистрации рождения ребенка. Свыше 600 млрд рублей в прошлом году
было перечислено гражданам без их заявлений или только по одному
заявлению-согласию. «Быстрые выплаты» получили 43 млн пенсионеров и родители
почти 21 млн детей школьного возраста. В 2021 году начались прямые выплаты
пособия по временной нетрудоспособности, а в этом году вся страна перешла уже
на электронные больничные. С 1 января 2022 года свыше 30 мер соцподдержки,
которые ранее предоставлялись региональными органами власти и Рострудом,
осуществляются Пенсионным фондом на принципах социального казначейства.

Среди главных решений в
налоговой сфере, направленных на развитие частной инициативы — внедрение нового
порядка налогообложения доходов самозанятых граждан. Определение льготных
ставок налога на профессиональный доход в 4–6%, а также удобство пользования
цифровой платформой позволили привлечь в систему к концу 2021 года 3,8 млн
человек, работающих в сферах перевозок, ремонта, ИТ, обучения и других.

 

Правительство
уже планирует перевести на удобную цифровую базу работающих по упрощенной
системе налогообложения, что позволит
снизить не только налоговые, но и административные издержки малого бизнеса. «Наша цель — государство
без бюрократизма»,— заявил Михаил Мишустин, представляя в мае 2021 года
ежегодный отчет правительства в Госдуме. Эта задача выполняется: к концу 2022
года предполагается перевести в цифровой формат около 200 видов массовых
госуслуг. Процесс только ускорился в связи с пандемией, поскольку замена
бумажного документооборота электронным позволила не только повысить скорость
оказания стандартных услуг, но и минимизировать очные контакты с чиновниками.

Инициативы развития

Однако цифровизацией и унаследованным
от другого состава правительства инструментарием управления экономикой, как
выяснилось в 2021 году, подходы правительства Мишустина не ограничились. В
набор методов достижения целей развития добавились стратегические инициативы, реализуемые
до 2024 года. В течение первой половины 2021 года из около 250 «инициатив социально-экономического
развития» было отобрано 42 «финалиста». В июле президенту была представлена
программа инициатив, рассчитанная на 504,8 млрд руб. финансирования из
федерального бюджета и 232 млрд руб. инвестиций из средств Фонда национального
благосостояния. Ожидаемо были выделены инициативы социальные (236,8 млрд руб.),
связанные с «технологическим рывком» (почти 250 млрд руб.), строительные, а
также по цифровизации и по достижению клиентоцентричности государства.

Важно отметить новизну этого
проектного подхода. Под руководством других премьеров правительство делало упор
на иные инструменты: или масштабные реформы органов управления, или системные
планы развития (наподобие «Стратегии-2020» и госпрограмм), или национальные
проекты. Представленные же в 2021 году правительственные инициативы развития, фактически
— это «программа малых дел»: при не столь значительной нагрузке на бюджет они
имеют конкретные цели, важны для четко определенных групп, не нуждаются для запуска
ни в каких реформах, при этом их результаты можно четко определить как достигнутые
или нет.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+