«Сумма внушительная»: можно ли заработать на фотографиях природы в России

На конкурс Русского географического общества (РГО) «Самая красивая страна» ежегодно присылают около 50 000 фотографий, среди которых жюри выбирает лучшие кадры в разных номинациях — от пейзажей до макромира. В конкурсе принимают участие профессионалы и любители. Удачный снимок требует не только мастерства и знания объекта, но и везения: иногда хороший кадр можно сделать даже на телефон. Однако это скорее лотерея, в которую профессионалы не играют.
Фотографы-натуралисты тратят массу времени на изучение места съемок, сбор информации, организацию путешествия, а затем едут в экспедицию и днями снимают объект. И одно из главных условий успешной карьеры — способность оплатить расходы на съемки.
Сколько стоит экспедиция и кто их оплачивает?
Стоимость организации многодневной фотоэкспедиции в труднодоступный район доходит до нескольких сотен тысяч долларов, особенно если необходим вертолет или предстоят подводные съемки.
Например, фотограф Сергей Горшков готовил пятилетнюю экспедицию на остров Врангеля больше года. Он завез на остров оборудование, продукты и экипировку. Сложнее всего было доставить транспорт: купленный в Москве снегоход вместе с бензином доехал до Архангельска в автоприцепе, а затем ледокол «Михаил Сомов» переправил его на остров. Квадроцикл приехал на попутном корабле из Новой Зеландии, вспоминает Горшков.
Но дело не ограничивается передвижением по земле. Канадский фотограф Пол Никлен приобрел маломерный самолет для съемок финвалов и белых медведей в Арктике.
Как правило, локации находятся в заповедниках и национальных парках, где для съемок нужно разрешение. Например, в Печоро-Илычском заповеднике на плато Маньпупунер возможность фотографировать стоит 35 000 рублей в сутки с человека, использование квадрокоптера обойдется в 5500 рублей в день.
Что касается оборудования, то в арсенале фотографа бинокли, камеры и мощные объективы — все что позволяет снимать животных с расстояния в десятки и сотни метров. Подготовка к каждому сезону требует новых вложений. Член жюри конкурса РГО Михаил Вершинин уточнил Forbes, что потратил 1,5 млн рублей на покупку длиннофокусного объектива и дополнительного оборудования для фотоловушки.
Вообще, ловушки и беспилотники стали частью профессионального снаряжения. Так, фотограф Игорь Метельский использует 240 ловушек — от простых моделей до камер с высоким разрешением. В 2024 году National Geographic признал Метельского лучшим в номинации «дикая природа» за снимок потягивающейся с утра евразийской рыси. Животное «попалось» в объектив камеры, установленной на одном из горных хребтов в Приморском крае.
Но размещение устройств для удаленной съемки не избавляет натуралистов от покупки специальных укрытий — скрадков, где они проводят дни в ожидании кадра. В экспедиции также необходимы палатки и тенты для защиты от дождя, холода или жары. Для предупреждения нападения зверей может потребоваться электрический забор — тонкая проволока, по которой пущен слабый ток.
Платить также придется за гидов. Опрошенные Forbes эксперты сошлись во мнении, что подобных специалистов в России мало. Обычно фотографов сопровождают ученые или егери, но делают они это не в ущерб основной работе. И это не профессиональные гиды, как в африканских национальных парках, прошедшие подготовку в специальных школах, знающие технику безопасного приближения к хищникам и нюансы проведения съемок.
Как правило, фотографы организуют и финансируют поездки самостоятельно. Иногда покрыть часть расходов могут гранты. В России один из грантодателей — РГО. Например, проект фотографа Леонида Круглова «В Арктику» был создан при поддержке этой организации. Возможно и получение спонсорской поддержки от производителей техники и экипировки, но чаще бренды предоставляют оборудование для тестирования.
Фотографы также могут «вписаться» в научные и журналистские проекты, что позволит покрыть часть расходов на логистику и получить гонорар. «Но подход с заранее утвержденными редакционными заданиями (assignment) становится все менее распространенным», — отмечает в беседе с Forbes фотограф Марко Урсо.
Продать снимки: от рекламы до коллекции
Работа с большинством изданий не приносит существенного дохода. Число печатных журналов сокращается, а те, что продолжают работать, чаще покупают дешевые изображения в фотобанках. За статью с несколькими разворотами в российском журнале платят 8000–15 000 рублей, но такие заказы нерегулярны и не могут быть основным источником дохода, пояснил руководитель проекта по организации фототуров White road Антон Агарков. Фотограф Джад Давенпорт уверяет, что средняя цена за фотографию на обложке крупного журнала стоит $1000, и это тоже не окупает затраты на съемку.
Серьезные деньги за фотопроекты платят только издания с мировым именем, такие как National Geographic и BBC, говорит Горшков. Однако попасть туда сложно. Горшкову это удалось благодаря «монополизации темы». Фотограф «снимает там, где еще никто не снимал, или так, как еще никогда не снимал». Он предлагает работы журналам и диктует условия. На стадии идеи ни один журнал деньги бы не выделил, полагает Горшков. Так случилось со съемками на острове Врангеля. «Когда National Geographic увидели этот проект, они покрыли мои расходы и выплатили хороший гонорар. Точную сумму называть не буду, но она была более чем достойной», — вспоминает фотограф.
- Фотографии в рекламе
Коммерческие компании используют снимки в рекламе, в этом случае суммы выплат значительно выше журнальных гонораров. «Например, пивоваренная компания «Балтика» выпустила линейку пива с работами природных фотографов Nature Photo Team, это несколько сотен тысяч рублей за одну фотографию», — уточнил фотограф, основатель и руководитель Nature Photo Team Дмитрий Питенин.
Т-Банк поместил изображения дикой природы России на банковские карты. «Сумму называть не могу, но авторы фотографий довольны. Этот дизайн карт заказали более 500 000 клиентов банка! Сейчас с Т-Банком обсуждаем продление лицензии», — делится Питенин.
Вершинин обозначил востребованность пейзажных фотографий: «Например, в Красноярском аэропорту размещены мои пейзажные работы в огромном формате с внутренней подсветкой. Подобные снимки используют для создания календарей краевой администрации, губернатора, заксобрания края либо крупных региональных предприятий».
- Коллекционеры и галереи
В последние годы в России растет спрос коллекционеров к покупке снимков дикой природы. Питенин подчеркивает, что «такого интереса к природной фотографии в России раньше не было».
Появились галереи и онлайн-платформы, специализирующиеся на продаже таких работ. Питенин выделяет российские площадки Pennlab и Reportage, а среди маркетплейсов — Bizar и «Фотодепартамент». Покупатели приобретают работы обычно по совету дизайнера, чтобы украсить интерьер квартиры или офиса.
По данным эксперта, в 2024 году на выставке в Галерее классической фотографии было продано около 30 работ: цены колебались от 10 000 до 1 млн рублей, средняя стоимость составила 30 000–50 000 рублей за снимок размером 90 × 60 см.
Чем больше у фотографии копий, тем дешевле цена, поясняет Питенин. «Размер тиража определяет автор или галерея. Независимые авторы обычно не ограничивают количество копий. Массовые галереи, например YellowKorner, выпускают большой тираж, но чаще галеристы останавливаются на маленьком количестве копий. Известные фотографы диктуют свои условия. Например, Андреас Гурски выпускает три экземпляра работы — два дарит музеям, а один продает. Аукционные цены бьют рекорды», — приводит пример фотограф.
Снимок Гурски «Рейн-II», сделанный в 1999 году, продали в 2011 году на аукционе Christie’s за $4,338 млн. На снимке изображен Рейн между дамбами в дождливую погоду. Художественная ценность фотографии Гурски — в переосмыслении пространства. Из кадра Гурски удалил ненужные детали: электростанцию, портовые сооружения на заднем плане, человека с собакой.
«Но чтобы снимок стал искусством, автор должен ставить такую цель еще до начала съемок. Если природная фотография отвечает требованиям произведения искусства, она востребована у коллекционеров и может стоить довольно дорого», — отмечает представитель Центра визуальной культуры Béton Ольга Мичи. Например, работы известного фотографа дикой природы Африки Йоахима Шмайссера оцениваются в диапазоне от €11 000 до €55 000. Шмайссер популярен у российских коллекционеров, говорит Мичи.
По словам Горшкова, его панорамная фотография с острова Врангеля, где засняты 30 медведей на перекате, была продана частному коллекционеру за «внушительную сумму». Cооснователь галереи Pennlab Николай Дмитриев подтвердил Forbes покупку и отметил, что цену снимка определил уникальный сюжет и количество копий.
Условия сотрудничества фотографов с галереями и маркетплейсами оговариваются индивидуально. Как правило, галерея получает 40–50% стоимости проданной работы и продвигает творчество подопечного: проводит выставки, печатает альбомы, обеспечивает участие в международных конкурсах и ярмарках.
- Фотоальбомы и книги
Многие из опрошенных Forbes экспертов отметили фотоальбомы как способ монетизации снимков. «Например, я снимал Ергаки (природный парк в Краснодарском крае) в течение восьми лет и выпустил альбом, который уже распродан. Сейчас моя цель — издать новый фотоальбом «Дикий мир: от Монголии до Северной Земли»», — сказал Вершинин. У Горшкова 10 фотоальбомов, изданных в России, еще три фотоальбома опубликованы за границей.
Но издание книги не гарантирует получение дохода. Часто фотографы, выпустив книгу, сталкиваются с невозможностью реализовать тираж. «Я знаю людей, которые влезали в книжный бизнес, и теперь у них в квартире лежит половина тиража. Если учесть, что большинство фотографов-натуралистов в России так себе продюсеры и слабо ведут соцсети, то промо книги ложится на издателя, который тоже не всегда хочет этим заниматься», — поясняет причину провалов Агарков.
- Доходы от фотоконкурсов
Призовые невелики и нестабильны. Основной смысл участия — стать популярнее, что важно в начале карьеры. Это «прекрасный лифт для фотографа», утверждает директор медиадепартамента РГО Екатерина Подковырина. Например, работы победителей в номинации «Самые красивые обои для рабочего стола» становятся заставкой экрана компьютера, а значит, широкий круг зрителей обеспечен. В 2024 году победители в основных номинациях конкурса «Самая красивая страна» получили по 250 000 рублей. На другом крупном российском конкурсе, «Золотая черепаха», за победу обещают 150 000 рублей.
Для сравнения, Sony World Photography Awards платит за лучший снимок $25 000, главный приз конкурса Музея естественной истории в Лондоне — £10 000, в среднем за победу в зарубежных смотрах фотографы не получают больше $5000.
Как заработать не только на снимках
Преподавание в фотошколах также приносит доход. Однако на курсы искусства природной фотографии учеников найти сложнее, чем на обучение секретам свадебной или студийной съемки.
«Потенциальные ученики школ фотографии дикой природы — это энтузиасты. Деньги здесь отступают на второй план, гораздо важнее стать лучше для самого себя», — поясняет Агарков. Аудитория таких курсов ограничена, поэтому рассчитывать на стабильный доход сложно.
Гарантированный заработок возможен от организации фототуров, полагают Агарков и Питенин, но и здесь спрос невелик. Желающих отправиться в дорогостоящее путешествие мало, поэтому конкуренция среди компаний высока. Бизнес держится на личности гида — его сложно масштабировать. Люди платят за возможность учиться у близкого им по стилю мастера.
Успех тура зависит от удачных локаций — это коммерческая тайна каждого организатора. Гиды годами собирают информацию о местах, где горы открываются в идеальном ракурсе, реки изгибаются наиболее фотогенично, а барханы образуют причудливые линии.
Стоимость участия в путешествиях варьируется в зависимости от продолжительности, трудности маршрута и включенных услуг. Например, 11-дневный фототур на Байкал стоит 105 000 рублей с человека, то есть для группы из 10 человек он обойдется в сумму чуть больше 1 млн рублей. Тур по Мангистау в Казахстане с группой из 9 человек приносит 1,3 млн рублей, а экспедиция на Курилы для 6 участников — 2,5 млн рублей. Перелеты до места старта маршрута не входят в стоимость тура, а перемещения по маршруту (аренду автомобилей, лодок, а иногда и вертолетов) оплачивает организатор.
Сколько зарабатывают самые успешные фотографы
Портал Great big photography world относит американца Брайана Скерри к самым популярным и высокооплачиваемым фотографам-натуралистам. Известность Скерри принес первый снимок рыбы-весла. Скерри специализируется на съемках морской флоры и фауны океана, с 1998 года работает фотографом в журнале National Geographic, для которого сделал более 30 историй и семь обложек. Последняя работа мастера — проект «Тайны китов», состоящий из серии публикации в журнале, книги и серии документальных фильмов для Disney. Она получила премию «Эмми» как лучшая документальная телевизионная лента в 2021 году.
По данным сайта peopleai.com, в год Скерри зарабатывает $10,1 млн. Стоимость его участия в мероприятиях — от $10 000 до $20 000.
Чемпион по стоимости поста в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена) — канадский фотограф Пол Никлен: $22 000 за рекламную публикацию. Принт работ Никлена также один из самых дорогих — $73 за штуку, а выступление фотографа обойдется в $10 000.
Эксперты, опрошенные Forbes, сходятся во мнении, что успех современного фотографа строится на личном бренде. Однако сделать карьеру исключительно на снимках дикой природы сложно, поэтому профессионалы занимаются еще и тревел-фотографией. Это позволяет расширить круг покупателей работ, уточняет Марко Урсо.
Монетизация работ в России остается сложной задачей. Фотографам приходится искать дополнительный заработок. «Мое увлечение фотографией не сделало меня богатым, но точно сделало меня счастливым», — подчеркивает Горшков. В этом, кажется, и кроется основной мотив искать деньги и ездить в экспедиции.