К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Минные поля и граница между Кореями: как восстанавливают природу в буферных зонах

Фото DMZ Ecology Research Institute
Фото DMZ Ecology Research Institute
Граница между Южной и Северной Кореей, «зеленая линия» Кипра и минные поля Фолклендских островов превратились в очаги биоразнообразия, где обитает множество редких видов животных. О восстановлении дикой природы в районах мира, откуда люди давно ушли после военных конфликтов, — в материале Forbes

В мире есть несколько районов, в которых некогда кипела жизнь, а теперь они стали своеобразными заповедными территориями. Речь идет о буферных зонах между сторонами вооруженных конфликтов. Десятки лет доступ людей в эти районы был ограничен, что превратило их в оазисы биоразнообразия: здесь сохранились редкие виды животных и растений, а экосистемы восстановились. Писатель-фантаст и эколог Брюс Стерлинг предложил называть такие территории «непроизвольными парками» (involuntary park).

Демилитаризованная зона (ДМЗ), Корея

После войны 1950–1953 годов Северная и Южная Корея договорились о создании буферной зоны длиной 250 км и шириной 4 км. На этой территории не размещаются военные объекты. Но фактически страны все еще находятся в состоянии войны, поэтому, несмотря на название, это одна из самых укрепленных границ в мире, заминированная и окруженная военными объектами с обеих сторон.

«Раньше я считал себя лучшим защитником окружающей среды, но потом понял, что противопехотные мины делают для сохранения природы больше, чем кто-либо другой. Ирония судьбы, не правда ли? Оружие, предназначенное для убийства, стало лучшим защитником жизни», — считает директор Института экологических исследований демилитаризованной зоны (Южная Корея) Ким Сун Хо.

 
Фото DMZ Ecology Research Institute

По наблюдениям ученых, здесь обитает почти 6000 видов животных, в том числе 100 видов, находящихся под угрозой исчезновения, то есть на 10% территории Южной Кореи сосредоточено почти 40% редких представителей флоры и фауны. «Горячая точка» биоразнообразия обусловлена различными природными ландшафтами на этой территории: от заболоченной местности, озер и рек до лесов и гор.

Корея — журавлиная родина: здесь обитают семь из 15 видов этих птиц. В демилитаризованной зоне пернатые зимуют. 

 

Благодаря активному использованию беспилотников и фотоловушек, в зоне зафиксировали и другие редкие виды: впервые за 20 лет засняли азиатского черного медведя с детенышем, а также выдр, которые переплывают реки между воюющими странами, и длиннохвостого горала.

Доступ ученых в зону осложняет конфронтация между странами. Журналист Guardian Рафаэль Рашид стал свидетелем, как южнокорейские пограничники вернули группу биологов, которых они только что сами пропустили через блокпост: пришло сообщение, что северокорейские военные минируют и взрывают оставшиеся дороги.

Несмотря на подобные ситуации путешественникам в Северной Корее предлагают посетить ДМЗ. Туристические маршруты проходят по определенным тропам. Гиды показывают заброшенные военные объекты и подземные туннели, а также предлагают с одного из холмов взглянуть на промышленный район Южной Кореи. В КНДР таких туров нет.

 

«Зеленая линия» (UN Buffer Zone), Кипр

Буферная зона на Кипре — это демилитаризованная зона между греческой и турецкой частями острова, которую контролируют Миротворческие силы ООН на Кипре. Так называемая «зеленая линия» проходит поперек острова. Ее длина  около 180 км, ширина различна: в некоторых частях — несколько метров, а в других районах — несколько километров. Границами служат линии, на которых воюющие стороны остановились после прекращения огня в 1974 году.

Фото Gustavo Amador·EPA

В нескольких районах «гражданского использования» живут и работают люди, а на остальную территорию доступ запрещен. Именно в этих местах ученые отмечают взрывной рост биоразнообразия.

Флору и фауну региона в совместных проектах изучают греческие и турецкие специалисты. Здесь обнаружены виды, которых на остальной территории Кипра встретить уже нельзя. Например, местный эндемик — мышь Mus cypria, чибис (Northern lapwing), растения — орхидея Кацхи и мандрагора.

Также в ДМЗ восстановилась популяция крупнейшего наземного млекопитающего на острове — муфлона. Она увеличилась с 800 до 3000 особей. Около 300 животных обитают в заброшенной деревне Варисея, используя в качестве укрытий заброшенные дома.

Европейский зеленый пояс

Более 40 лет Запад и Восток Европы разделял «железный занавес». У этого понятия было физическое воплощение — полоса отчуждения длиной 12 500 км проходила через 24 европейские страны, от Баренцева моря на севере до Адриатического и Черного на юге. Обе стороны охраняли военные, гражданские лица не могли пересекать эту территорию. А те, кто пытался пересечь границу, часто гибли, зону называли «смертельной полосой». Однако для животного мира дела обстояли иначе.

 

Природа в отсутствие людей, сельского хозяйства, инфраструктуры и промышленности быстро начала восстанавливаться, а редкие виды флоры и фауны выжили.

Фото European Green Belt Association e.V.

После объединения Европы на месте бывших военных коридоров создан крупнейший экологический проект Европы — Европейский зеленый пояс. Инициатором проекта выступил немецкий эколог Кай Фробел. Он вырос в ФРГ в 1970-х и еще подростком обратил внимание, что редкие виды птиц размножаются в буферной зоне, разделяющей две Германии.

На полосе отчуждения обитают рыси, волки, бурые медведи, выдры и аисты, которые почти исчезли в других районах Европы. Ученые  также отмечают, что протяженная полоса служит коридором для миграции животных. 

В настоящее время туристы могут попасть в бывшую демилитаризованную зону, увидеть остатки военных укреплений и понаблюдать за дикой природой.

 

Заповедники на минах

Спор о принадлежности Фолклендских островов разгорелся между Великобританией и Аргентиной в 1982 году. Через несколько месяцев военные действия закончились тем, что Великобритания установила контроль над территорией. Однако на части островов осталось несколько тысяч мин. Эти районы закрыли для посещения, но там остались пингвины. К счастью, ни один пингвин не достаточно тяжел, чтобы спровоцировать взрыв, выяснили наблюдавшие за пернатыми орнитологи. Сейчас больше трети мировой популяции генту-пингвинов находится на Фолклендах.

В 2020 году острова очистили от мин и открыли для местных жителей и туристов. Пока пингвинов в бухте Йорк не беспокоит присутствие большого числа посетителей, но экологи опасаются, что в дальнейшем колония сократится.

Фото Grandmaster Huon·CC0

В других регионах мира бывшие минные поля тоже превратились в убежища для дикой природы. На границе между Ираном и Ираком обитают одни из последних в мире персидских леопардов. Во время вооруженного конфликта между странами в 1980-х военные заложили здесь миллионы мин, что сделало невозможным посещение зоны человеком. 

Леопарды в отличие от пингвинов все-таки подрываются на минах, но редко. В основном они проводят время на деревьях или скалах, а если и нарываются на опасное оружие, то шансы выжить у животных велики: касание лап поверхности снаряда очень короткое, а вес зверь распределяет на четыре лапы — мина не срабатывает. 

 

Эксперты ЮНЕСКО обсуждают включение корейской ДМЗ в список объектов Всемирного наследия, на Кипре в буферной зоне запускаются проекты по сохранению редких растений, что может стать моделью для других подобных территорий. Бывает, что польза для экологии рождается не из человеческой заботы, а из отсутствия людей. В этом контексте задача будущего — научиться превращать трагедии прошлого в территории устойчивости, сохраняя баланс между безопасностью, развитием и сохранением дикой природы.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+