Лондон закрыл въезд чиновникам, причастным к делу Магнитского

Автор — управляющий партнер Файерстоун Данкан, член cовета директоров Американско-российской торговой палаты
Призрак визовых санкций против русских чиновников бродит по Европе. Несколько недель назад его видели в Варшаве. Теперь о возможности визовых санкций объявил Лондон. Новый министр иностранных дел Великобритании в преддверии своего первого визита в Россию не исключил, что при определенных условиях Великобритания может рассмотреть вопрос о запрете на въезд на свою территорию российским чиновникам, причастным к незаконному уголовному преследованию и гибели Сергея Магнитского.
Вопрос о визовых ограничениях в связи с гибелью Сергея Магнитского впервые был поднят в Конгрессе США по инициативе cенатора Кардина, который направил письмо в Госдепартамент США с требованием запретить въезд в США 60 российским чиновникам, причастным к этому самому громкому в современной истории России коррупционному скандалу, трагически завершившемуся смертью юриста, расследовавшего коррупционные налоговые схемы сотрудников налоговых и правоохранительных органов.
Сергей Магнитский был партнером моей юридической фирмы и занимался расследованием обстоятельств кражи у своего клиента трех инвестиционных компаний, уплативших в 2006 году в российский бюджет суммарно более 230 млн долларов. Документы и печати этих компаний были изъяты сотрудниками милиции во время обыска в нашем офисе в июне 2007 года. Месяцем позже эти компании были перерегистрированы на старого знакомого проводивших обыск милиционеров, уголовника, ранее осужденного за убийство. Еще чуть позже Сергей Магнитский обнаружил, что в нескольких судах к украденным компаниям были предъявлены иски на несколько миллиардов долларов. При этом в суды от имени украденных компаний приходили юристы с фальшивыми доверенностями и заявляли о полном признании этих исков. Это давало возможность судьям выносить решения о взыскании несуществующих задолженностей по поддельным документам без рассмотрения дела по существу.
Разгадывая эту загадку, Сергей Магнитский пришел к выводу, что таким образом преступники организовали похищение из российской казны налогов на сумму более 230 млн долларов США, которые ранее заплатил его клиент. Он также обнаружил, что одна и та же группа преступников на протяжении 2006-2008 годов систематически занималась аналогичными хищениями бюджетных денег, украв в целом как минимум 500 млн долларов США. Это было крупнейшим налоговым преступлением в истории России. Магнитский не только заявил о нем публично, но и дал обличительные показания против причастных к нему милиционеров. Сразу вслед за этим он был арестован теми самыми милиционерами, против которых он дал показания. Они же вели против него расследование. В итоге он скончался в тюрьме от пыток. Через несколько месяцев стало известно о том, что вскоре после того, как произошло хищение налогов из российской казны, о котором заявил Сергей Магнитский, семьи этих же милиционеров стали миллионерами.
Эта история, к сожалению, стала визитной карточкой современной России. Сергей Магнитский, который должен был стать национальным героем за заслуги в раскрытии крупномасштабного мошенничества против государства, был жестоко убит, а государство полностью дискредитировало себя не столько самим преступлением, сколько очевидным нежеланием или неспособностью осуществить его расследование. В коррупционном скандале оказались замешаны люди, которые составляют в сегодняшней России своеобразную «касту неприкасаемых». По отношению к этим людям неприменимы никакие законы и правила. Дело Сергея Магнитского, как никакое другое, продемонстрировало мировому сообществу слабость институтов российской государственности, их неспособность защитить своих граждан и саму себя от произвола.
Санкции — это начало «большого пути», который, если в России ничего не изменится, рано или поздно закончится созданием международного трибунала для коррупционеров, которые неподсудны национальной системе правосудия. Именно потому, что нормальные внутренние механизмы борьбы с коррупцией в России перестали действовать, иностранные государства вынуждены прибегать к таким экстраординарным средствам, как визовые санкции в отношении чиновников, причастных к делу Магнитского — одной из величайших трагедий России и ее величайшему позору.
Автор — управляющий партнер Файерстоун Данкан, член Совета директоров Американско-российской торговой палаты