К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Подкосить коррупцию лоббизмом

Подкосить коррупцию лоббизмом
Легализация лоббистской деятельности в России поможет развитию диалога между бизнесом и государством

Что может способствовать налаживанию диалога между бизнесом и государством в России? Думаю, серьезное законодательство о лоббизме.

Лоббирование (от английского lobby — кулуары), то есть продвижение собственных законодательных инициатив через имеющиеся политико-правовые институты, не чуждо как крупным предприятиям, так и субъектам среднего бизнеса. Однако такая процедура, свойственная демократическому обществу, у нас приняла дикий коррупционный образ: для принятия нужных законов представители бизнеса начинают искать «подходы» к видным политическим фигурам и пытаются вручить им вознаграждение в той или иной форме.

Не стоит понимать лоббирование как взятку, передаваемую чиновнику для принятия нужного решения. Исторически лоббизм зарождался и развивался как ведение диалога между властью и обществом в лице отдельных его социальных групп. Общество давало сигнал государству, а государство уже самостоятельно принимало решения.

 

Одна из наиболее развитых форм лоббизма действует в США, где эту сферу общественных отношений регулирует специальный закон, впервые принятый еще в 1946 году. В соответствии с положениями Конституции США и Акта (закона) о лоббизме и регулировании лоббистской деятельности, право обратиться в госорган, в том числе в законодательный орган, есть у каждого гражданина. При этом лоббизм, в отличие от взяточничества, это прозрачное явление, поэтому для передачи денег и соответствующих письменных обращений существует специальная процедура регистрации таких операций.

Также закреплен статус представителя, который, в связи с такой регламентацией лоббистской деятельности, «решает вопросы». Проще говоря, для поддержания того или иного закона коммерсанту нужно обратиться к профессиональному посреднику, который при наличии других идентичных обращений собирает капитал и продвигает проплаченные идеи в Конгрессе. Такие посредники именуются лоббистами.

 

За последние десятилетия лоббизм в США подвергается сильному изменению. В соответствии с подписанным в 1995 году Биллом Клинтоном Актом о раскрытии лоббистской деятельности, законодатель или чиновник исполнительной власти не может получать более $100 в год от одного субъекта. Иначе это нарушение закона. Однако лица, относимые данным Актом к лоббистам, могут отчислять и большие суммы. Большинство таких операций подлежит регистрации, а сами лоббисты должны отчитываться о своей деятельности четыре раза в год. О каждом вознаграждении более $5000 лоббист обязан сообщить в установленном Актом порядке.

Отчеты лоббистов постоянно отслеживаются и изучаются Комитетами по этике, которые, согласно положениям закона, могут оценивать финансирование и преследовать нарушителей судебными исками с наложением штрафа в размере до $50 000 за каждый факт нарушения закона. Случаи лоббирования, не зарегистрированные в установленном законом порядке, подлежат наказанию в виде тюремного заключения сроком на один год. Таким образом, процесс продвижения той или иной законодательной инициативы становится прозрачным и легко подвергается общественному контролю.

В России лоббизма формально нет. Регламентированы пожертвования, которые передаются политическим партиям. Статья 30 ФЗ «О политических партиях» запрещает партиям получать пожертвования от иностранных лиц, любых органов власти, анонимных лиц, а также зарегистрированных менее чем за год до внесения пожертвования. Сама сумма пожертвований от одного юридического лица не может превышать 43,3 млн рублей в год, а общая сумма пожертвований не должна превышать 4,33 млрд рублей. Сумма довольно приличная. Однако при этом учитываются не только деньги, но и иное имущество, которое при необходимости можно оценить неадекватно. Также в эту сумму не включаются неограниченные бюджетные дотации, вступительные и членские взносы, поступления от хозяйственной деятельности. Например, партия может осуществлять «информационную деятельность», получая за это деньги, или сдавать в аренду принадлежащее ей недвижимое имущество. Таким образом, реальные возможности получения денег политическими партиями почти не ограничены.

 

При этом, в отличие от системы, созданной в США, никто не обязан указывать, кем и на лоббирование каких именно законов были направлены переданные партии средства.

Автор говорит про привлекательность системы лоббирования США. Но приводит единственный аргумент - $100 долларов законодателю из одних рук. Одного такого аргумента очень мало. И то, возможно, это положение уже не действует. Кроме того, а как же гигантские суммы, которые тратят корпорации на лоббирование своих интересов в США? То есть разница между лоббистом-крупной корпорацией и мелким лавочником есть? Тогда надо объяснить эту разницу.

- В США схема регулирования лоббизма такова. В соответствии с положениями Конституции США и Акта (закона) о лоббизме и регулировании лоббистской деятельности право обратиться госорган есть у каждого гражданина, в том числе в законодательный орган. Между тем есть разграничения между лоббизмом и взяточничеством. Лоббизм - это сбор денежных средств с последующей передачей в законодательный орган для влияние на законы, принимаемые Конгрессом. При этом лоббизм - это прозрачное явление в отличие от взяточничества, поэтому для передачи денег и соответствующих письменных обращений существует специальная процедура регистрации таких операций. Также закреплен статус представителя, который в связи с такой регламентацией лоббистской деятельности «решает вопросы». Проще говоря, для поддержания того или иного закона коммерсанту нужно обратиться к профессиональному посреднику, который при наличии других идентичных обращений собирает капитал и продвигает проплаченные идеи в Конгрессе. Такие посредники
именуются лоббистами. За последние десятилетия лоббизм подвергается сильному изменению. В соответствии с новыми поправками в Акт о раскрытии лоббизма, объем поступлений законодателю или органу исполнительной власти, от одного субъекта законодатель может получать не более 100 долларов в год. В том случае, если стоимость «подарка» будет больше, это является нарушением закона. Однако лица, относящиеся данным Актом к лоббистам, могут отчислять и большие суммы, и большинство таких операций подлежит
регистрации, а сами лоббисты должны отчитываться о своей деятельности четыре раза в год. О каждом вознаграждении более 5000 долларов лоббист сообщает в установленном Актом порядке. Отчеты лоббистов постоянно отслеживаются и изучаются Комитетами этики, которые согласно положениям закона могут оценивать финансирование и преследовать нарушителей судебными исками с наложением штрафа в размере до 50 тысяч
долларов за каждый факт нарушения закона. Поэтому для лоббирования привлекаются несколько лоббистов, которые формально между собой умыслом не связаны. Случаи лоббирования, не зарегистрированные в установленном законом порядке, подлежат наказанию в виде тюремного заключения сроком на один год.

Потом было бы логично, говоря про привлекательность системы США, что-то сказать про лоббирование в России: это как-то регламентировано законодательно? Как происходит на практике? Приводится всего один аргумент - У нас политическая партия сама выбирает сумму вознаграждения и от кого его принимать. Его или надо аргументировать, или убрать вообще. Мы же не можем за автора додумывать, что это возможно.

- Лоббизма формально в России нет. Есть пожертвования, которые передаются политическим партиям. Статья 30 ФЗ «О политических партиях» запрещает партиям получать пожертвования от иностранных лиц, любых органов власти, анонимных лиц, а также зарегистрированных менее чем за год до внесения пожертвования. Сама сумма пожертвований не превышает 10 000 000 МРОТ, установленных на 1 марта каждого года. Сейчас это не более 44 300 000 000  рублей. Сумма довольно приличная. Однако при этом учитываются не только деньги, но и иное имущество, которое при необходимости можно оценить неадекватно. Также в эту сумму не включаются неограниченные бюджетные дотации, вступительные и членские взносы, поступления от хозяйственной деятельности. Например, партия может осуществлять «информационную деятельность», получая за это деньги, или сдавать в аренду принадлежащее ей недвижимое имущество. «Информационная деятельность» - это может быть «пустышкой», а арендную плату не позволяется завысить. Реальные возможности получения денег политическими партиями не ограничены.

 

- Но это происходит слишком медленно и, что самое главное, бессистемно. Ранее участники отношений по проверке точно знали, что им можно делать: полномочия были установлены статьей 11 закона «О милиции», а также иными специальными актами (тот же ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекс об административных правонарушениях). Не понятно, неужели в новом Законе О полиции нет статьи, подобной Статье 11 закона О милиции? Это надо уточнить.

- Нормы, которые позволяли милиции проводить проверки документов у юридических лиц, утратили законную силу (272-ФЗ от 22.12.2008, 293-ФЗ от 26.12.2008).

Как я понимаю, новые нормы не приняты? Автор не мог бы написать почему? Они застряли на уровне законодателей? Или есть другие причины?

- Нормы установлены в новом законе «О полиции». Согласно пункту 4 статьи 13 данного акта, полиция вправе запрашивать и получать документы у организаций и граждан, но только в связи с проверкой сообщения о преступлении или в рамках возбужденного уголовного дела по поручению следователя. При этом не указано, что полиция вправе изымать эти документы у граждан - как было раньше. А запрашивать и изымать - это два разных действия, причем первое может и не предполагать физическое принуждение со стороны работников полиции. В этом направлении необходимо дополнительное толкование. Возможно, норма впоследствии будет доработана.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+