К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Человек из Чоха: зачем 35-летний дагестанец построил отель в вымирающем ауле

Фото «Этнодом»
Дагестанец Заур Цохолов мечтал стать юристом, а в итоге нашел себя в отельном деле. В 2010 году он вернулся из Махачкалы в родной горный аул Чох. К тому времени он практически опустел — местные жители перебрались в города, а их дома ветшали. Цохолов задумал возродить село, построив в нем дом-музей с гостевыми комнатами. Сейчас проект «Этнодом» — один из самых популярных отелей Дагестана. Его выручка за первые девять месяцев 2021 года составила 10 млн рублей

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»

В 2013 году Заур Цохолов, Абдулкарим Амиров и Тажутдин Нахибашев сидели в беседке у подножия горы с расположенной на ней деревней Чох и обсуждали ее будущее. К тому моменту горное село в Гунибском районе Дагестана, некогда полное жизни, практически опустело. В нем жили в основном старики, а дома постепенно ветшали. 

Друзьям пришла идея восстановить один из местных домов и превратить его в дом-музей с гостевыми комнатами в традиционных горских интерьерах. «Вдруг пример заразит односельчан, и они начнут восстанавливать руинированные родовые дома?» — думал Цохолов. У активистов не было личных средств, но им удалось получить несколько грантов от молодежного форума «Машук» и в 2018 году открыть для туристов первые три комнаты в «Этнодоме». 

 

Сейчас «Этнодом» — один из самых популярных отелей в горном Дагестане. Комнаты в нем забронированы на несколько месяцев вперед, а на его аккаунт в Instagram подписано более 18 000 человек. За девять месяцев 2021 года бизнес принес 10 млн рублей выручки.

Заур Цохолов

Идеальный мир 

35-летний Заур Цохолов родился и вырос в Чохе в семье учителя истории и медсестры. В школе он загорелся идеей выучиться на юриста и устроиться на работу в правоохранительные органы. На это его вдохновил случай: в старших классах во время поездки с друзьями в Махачкалу их остановили сотрудники правоохранительных органов для проверки документов. «У меня были карманные деньги — 500 рублей. Сотрудники решили обыскать наши карманы, а когда нашли деньги, стали угрожать отвезти в участок. В итоге пришлось отдать 100 рублей», — вспоминает Цохолов. Он захотел стать «честным работником, который бы защищал права человека, а не унижал их». 

В 17 лет Цохолов поступил в махачкалинский филиал Российской правовой академии, а затем ушел на год в армию. На службе он часто сталкивался с «нелогичными приказами», из-за которых постоянно спорил с руководством. В результате одного из конфликтов на него даже завели уголовное дело по статье 336 («Оскорбление начальника подчиненным»). Цохолов мог провести до года в дисциплинарной воинской части, но в ходе апелляции, по его словам, наказание смягчили до штрафа в 2500 рублей. 

Осознав, что «систему невозможно исправить», Цохолов оставил школьную мечту о работе в правоохранительных органах и решил вернуться в родное село. «Если и создавать свой идеальный мир, то делать это надо в Чохе», — заключил он.

В 2010 году Цохолов вернулся в родной аул и устроился заместителем главы местной администрации. Его решение удивило односельчан — обычно из Чоха старались вырваться в город. 

 

Чох считают одним из древнейших поселений на территории Северного Кавказа. В Средние века через него проходил Великий шелковый путь. До революции аул был одним из центров арабистики в Дагестане. Он славился оружейниками, камнерезами, ювелирами, в нем жили торговцы и крупные овцеводы. Впоследствии из Чоха вышли десятки знаменитых врачей, докторов наук, деятелей искусства, в том числе первый аварский художник Халил-Бек Мусаясул. Его работы сейчас хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В Чохе родился советский борец и пятикратный чемпион мира Али Алиев, а также победитель рейтинга «30 до 30» европейского Forbes, сооснователь платформы для общения с соискателями Breamery Султанмурад Саидов. 

Отток населения из горных селений Дагестана происходил столетиями, рассказывает журналист Владимир Севриновский, который последние девять лет пишет о Кавказе и водит экскурсии по региону. Представители местной интеллигенции и крестьяне-отходники переезжали в города за новыми возможностями, а работники сельского хозяйства перебирались на равнину. После распада СССР, когда местные колхозы развалились, тренд усилился. В 2010 году село уже находилось на грани вымирания, говорит Севриновский: «Оно просто загибалось».  

Цохолова огорчило состояние аула, и он начал искать способы его возродить. Поначалу он хотел заняться сельским хозяйством, но быстро понял, что это будет нерентабельно. «Здесь [в Чохе] скудная земля, не чернозем, — объясняет он. — Чтобы вырастить 10 мешков картошки, потребовалось бы 100 000-150 000 рублей. Даже с учетом логистики в горах привезти картошку из Белоруссии оказалось бы дешевле». 

Следующая идея, заняться туризмом, казалась ему не менее безумной. В начале 2010-х республика не пользовалась популярностью у путешественников — во многом из-за нестабильной обстановки. По данным «Коммерсанта», в 2010-2011 годах в Дагестане произошло не менее восьми терактов. Новостной фон не располагал к развитию туризма в регионе, считает выходец из дагестанского села Миатли Камаль Сальманофф. «Люди говорили: «Да какой туризм?! У нас тут криминальные разборки каждый день, кто сюда поедет?» — пересказывает Цохолов слова односельчан. 

Несмотря на скепсис, в 2013 году он вместе с двумя друзьями, Абдулкаримом Амировым и Тажутдином Нахибашевым, организовал дагестанскую региональную детско-молодежную общественную организацию «Чох». Амиров и Нахибашев в то время уже жили в Махачкале и приезжали в родной Чох по выходным. Приятели начали проводить в селе «творческие субботники» — концерты и экскурсии, которые, как им казалось, привлекут внимание к его проблемам.  На мероприятия партнеры приглашали дагестанских блогеров и выходцев из Чоха, живущих в других городах. Например, в деревню приезжал блогер-путешественник и тезка известного бойца ММА Шамиль Амиров.

Заработать на мечту

В 2013 году Цохолов задумал еще один проект — «Мы строим этнодом». Он планировал найти в центре села здание с выраженной горской архитектурой и организовать в нем дом-музей и несколько гостевых комнат, оформленных в традиционном горском стиле. Цохолов считал, что для односельчан это послужит примером и они начнут восстанавливать свои дома. 

Предприниматель вышел на владельца одного из самых заметных домов в селе. Здание, построенное в 1875 году, находилось на возвышении в центре аула. Владелец к тому времени оставил его и покинул Чох. Цохолов договорился с ним, что выкупит полуразрушенный дом и землю за 200 000 рублей. Таких денег у партнеров не было, но собственник согласился отдать дом в пользование сразу, а с оплатой подождать (Цохолов выкупил его в 2019-м).

«Этнодом»

Первым делом Цохолов обратился в администрацию Чоха с просьбой остановить разрушение дома. Там сказали, что денег нет, и предложили разобрать постройку, утверждает он (в администрации на запрос Forbes не ответили). Предпринимателя это не устраивало: «Этот дом фигурировал на многих фотографиях села. Без него Чох мог потерять свой уникальный вид». 

Цохолов оценил ремонт в 5-10 млн рублей. Чтобы «заработать на мечту», решил открыть пекарню. Под идею занял около 200 000 рублей у родни и друзей. Но заработать на ремонт так и не смог — пекарня приносила всего по 20 000-30 000 рублей прибыли в месяц. 

Цохолов регулярно рассказывал о своей активности в Instagram. В 2015 году его идеей возродить аул вдохновилась кинорежиссер Евгения Киллих. Она решила снять о Цохолове фильм «Человек из Чоха» и приехала в село на несколько месяцев. По словам Киллих, многие жители в то время не верили в проект предпринимателя и даже считали, что с его помощью он «хочет отмывать деньги». «Заур всех очень удивлял: он свободно чувствовал себя в интернете, пользовался Instagram. Было непонятно, что он тут делает — вот местные и фантазировали», — заключает Киллих. 

 

В 2015 году реконструкция, наконец, сдвинулась с места, говорит Цохолов. По телевизору он случайно услышал о грантах от Северо-Кавказского молодежного образовательного форума «Машук» и решил подать заявку. Он приехал на мероприятие, презентовал проект этнодома как физическое лицо и получил грант в 300 000 рублей. Этих денег хватило на временную крышу и укрепление стен. В 2016 году предприниматель подал на грант уже от общественной организации «Чох» и выиграл 2,5 млн рублей. В следующие два года организация получила от форума «Машук» еще суммарно 3 млн рублей. Гранты позволили начать наконец реставрацию дома. Но и этих средств хватало не на все — Цохолов постоянно брал в долг у знакомых или просил строителей отсрочить оплату. К тому моменту Амиров и Нахибашев стали реже приезжать в село и вышли из проекта.

Проект жизни

В 2018 году Цохолов открыл в «Этнодоме» первые три гостевые комнаты. Чтобы привлечь туристов, он разместил карточку отеля на Booking и стал активно рассказывать о нем в Instagram. Со временем заработало сарафанное радио, вспоминает он. На руку ему сыграл и фильм «Человек из Чоха» Киллих, премьера которого прошла в 2017 году на международном кинофестивале в венгерском городе Гёдёллё. 

По словам Цохолова, первыми гостями дома стали две москвички, которые решили отпраздновать в Чохе Новый год. К концу года номера постоянно были забронированы. В месяц «Этнодом» получал около 50 000 рублей выручки. Этих денег хватало на дальнейшее строительство отеля. 

Параллельно Цохолов взялся за восстановление тропы к Гамсутлю — городу-призраку в шести километрах от Чоха. На это предприниматель собрал около 200 000 рублей пожертвований среди односельчан и подписчиков проекта в Instagram. По словам Севриновского, дорога существовала и раньше, но она не была приспособлена для туристов.

Пример Цохолова подстегнул других жителей Чоха восстанавливать свои дома. По словам предпринимателя, в 2018 году в село вернулась одна семья, к 2019 году — уже три.

 

Похожие гостиницы появились и в других деревнях, рассказывает Владимир Севриновский: «В горах даже простые отели были большой редкостью, а необычных форматов и вовсе не было. Цохолов стал пионером — за ним потянулись жители других селений». Например, в селе Чирката в Гумбетовском районе открыли этнодом «МириДа», в Дербенте — этнодом «Кубачи». По словам Цохолова, на этом фоне в 2019 году он зарегистрировал товарный знак «Этнодом», но денег с владельцев отелей с аналогичными названиями требовать не стал: «Я не меркантильный человек и стараюсь не опускаться до такого». 

Весной 2020 года из-за пандемии и последовавшего локдауна поток клиентов «Этнодома» упал. Чтобы продолжать реконструкцию, Цохолову пришлось продать автомобиль. К июлю ситуация восстановилась, уверяет он. По итогам 2020 года выручка «Этнодома» составила 3 млн рублей. 

На руку предпринимателю сыграли закрытые границы. По данным официальной статистики, с апреля по сентябрь 2020 года Республику Дагестан посетили более полумиллиона человек. По словам отельера и основателя школы гостеприимства «ШАГ» в Феодосии Ирины Бервиненко, популярность региона начала расти еще в 2015 году, после празднования 2000-летия Дербента, и резко выросла в пандемию. «Локация привлекает неизвестностью и колоритом. Тут есть и море, и горы — и все по демократичным ценам», — говорит она.

1 января 2021 года Цохолов открыл оставшиеся семь комнат дома и общую столовую, а летом стал предлагать гостям дополнительные услуги: экскурсии в окрестные села и конные прогулки. Выручка отеля за девять месяцев 2021 года составила 10 млн рублей. 

В команде «Этнодома» сейчас 15 человек, включая горничных, администраторов и гидов. Все сотрудники — выходцы из села. По словам Евгении Киллих, в этом кроется одна из главных заслуг Цохолова: «Он создал в селе рабочие места. До этого люди могли работать разве что в больнице, школе и единственном магазине на площади». Средства позволили Цохолову отдать долги: «Свой день рождения в этом году я впервые встретил без долгов». 

 

К концу 2022 года Цохолов планирует выйти на выручку в 20-25 млн рублей и восстановить еще минимум десять руинированных зданий в селе. Предприниматель уже купил два участка — в сумме за 100 000 рублей. 

По словам Цохолова, к нему неоднократно обращались с просьбой продать «Этнодом». Он не раскрывает интересантов, но уверяет, что суммы достигали $1 млн. «Я, конечно, был в шоке от таких цифр, учитывая, что еще недавно еле наскребал рубли в кармане, — вспоминает предприниматель. —  Помню, что взял неделю на размышление, но в итоге отказался [от предложения]. Для меня «Этнодом» — проект жизни, проект, в который я вложил себя целиком. Как я могу его предать и от него отказаться?»

*Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В своем новом ежегодном проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.

В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах. 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+