К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Офис в метавселенной и зарплата в биткоинах: какой будет работа в 2022 году

Некоторые предсказывают, что в будущем мы начнем работать в метавселенной (Фото Getty Images)
Никогда еще не было так сложно делать прогнозы о том, как работа изменится в будущем. Требования к кандидатам при найме сотрудников меняются в мгновение ока, а количество увольнений постоянно достигает все новых и новых рекордных показателей

Даже сама концепция трудовой занятости и подходы к работе претерпевают настолько глубокие изменения, что напрашивается предположение о том, что вскоре грядут радикальные перемены. Некоторые предсказывают, что в будущем мы начнем работать в метавселенной. Сейчас этот прогноз особенно актуален, ведь именно этого планирует добиться Марк Цукерберг. По мнению других, в будущем персонал потребует выплаты заработной платы в биткоинах. Третьи считают, что контроль над сотрудниками будущего возьмут на себя так называемые децентрализованные автономные организации (ДАО), похожие на проект ConstitutionDAO, создатели которого не так давно пытались купить редкий экземпляр Конституции США.

Возможно, в конечном итоге прогнозы окажутся верными, однако едва ли это случится в 2022 году. Мы поговорили с главами компаний, консультантами по управлению персоналом и экспертами в области технологий, чтобы выяснить, какие изменения и тенденции можно ожидать в сфере занятости в ближайшее время. Какие важные темы мы обсудили? Во-первых, возвращение сотрудников к офисной работе будет все больше зависеть от текущей статистики по случаям заболевания COVID-19. Во-вторых, цифровые онлайн-доски — новый большой тренд в сфере технологий. В-третьих, на рынке труда сейчас не хватает квалифицированных кадров, и вряд ли проблема с их дефицитом решится в ближайшем будущем.

По словам эксперта по стратегии подбора кадров Стива Кадигана, ситуация может только обостриться. «Компании, которые требуют от людей возвращения к офисной работе и предлагают очень мало гибких вариантов, будут страдать от дефицита кадров», — рассказывает специалист. Ниже мы публикуем пять прогнозов о том, как изменится работа в 2022 году.

Реклама на Forbes

1. Замена «сроков» возвращения к офисной работе на «условия»

Многим надоели постоянно меняющиеся даты возвращения к офисной работе. Сначала все надеялись на сентябрь прошлого года, потом — на январь этого года, однако вопрос выхода в офис до сих пор остается открытым. По словам вице-президента по вопросам исследований консалтинговой компании Gartner Брайана Кроппа, из-за бесчисленного множества новых штаммов COVID-19, которые неоднократно разрушали планы по возобновлению офисной работы, некоторые компании полностью отказываются от того, чтобы оповещать сотрудников об ориентировочной дате перехода на офисный режим. «Представители компаний понимают, что им стоит переходить от сроков к условиям, определяющим целесообразность офисной работы», — заявляет Кропп. Он добавляет, что возвращение к работе в офисе может быть лишь временным.

Кропп и другие эксперты считают, что при принятии решения о возобновлении работы в офисе компаниям необходимо больше обращать внимание на статистические данные по пандемии, например, на количество госпитализированных пациентов или на местные показатели по случаям заболевания COVID-19. В одной из статей для журнала The New Yorker профессор информатики Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт высказал критические замечания в адрес работодателей, неохотно рассматривающих подобные статистические данные при обсуждении вопроса возвращения к офисной работе, а также добавил, что это связано с нежеланием руководителей принимать сложные решения.

«Цель заключается вовсе не в облегчении профессиональной жизни небольшого числа топ-менеджеров», — написал Ньюпорт. «Некоторые компании до сих пор не вернулись к работе в офисе, а их руководство при этом только ссылается на сроки, когда можно будет вновь рассмотреть данный вопрос. Скорее всего, сотрудники этих компаний очень расстроены», — добавил профессор.

2. Повышение заработных плат или премий и наем сотрудников с другого конца света

Многие спорят о том, приведет ли инфляция к повышению заработной платы. Инфляция отрицательно сказывается на благосостоянии сотрудников, однако если работодатели повысят зарплаты, то в случае дефляции им будет довольно сложно вернуть размер заработной платы сотрудников к предыдущим показателям. Сообщается, что некоторые компании вроде интернет-гиганта Google обратились к сотрудникам с заявлением о том, что корректировка заработных плат на фоне инфляции все же не состоится. 

Тем не менее, есть основания полагать, что некоторые работодатели все же принимают во внимание этот вопрос. Представители консалтинговой компании Gartner, например, провели опрос среди клиентов и сообщили, что 40% работодателей планируют повысить зарплаты сотрудникам. Конкуренция на рынке труда — это еще один важный фактор. По данным опроса, который провела аудиторская компания Grant Thornton, 51% HR-директоров ожидает, что среднее повышение заработной платы составит более 5%. При этом 68% из них заявили, что большее количество сотрудников получит право на премию.

«Сейчас речь идет скорее не об инфляции, — отмечает топ-менеджер компании Grant Thornton Тим Глова. — На самом деле мы сейчас наблюдаем за войной за квалифицированные кадры». По данным отчета некоммерческой организации Conference Board за ноябрь прошлого года, бюджеты компаний на повышение зарплат достигли рекордных показателей с 2008 года. Кроме того, если в апреле 2021 года прогноз аналитиков организации в отношении роста расходов компаний на зарплаты составлял 3%, то в ноябрьском отчете этот показатель вырос до 3,9%.

В этой связи вырастет количество проблем, связанных с так называемым феноменом сжатия заработной платы, когда при привлечении новых кадров компания вынуждена платить им столько же или больше, чем сотрудникам, давно работающим в штате. Если до старых сотрудников дойдет информация об этом, то они могут уволиться, что отрицательно скажется на и без того остром кризисе в сфере подбора и удержания персонала.

Генеральный директор провайдера бухгалтерских и HR-услуг Global Upside Рагу Бхаргава считает, что в конечном итоге работодатели окажутся в сложном положении. По его мнению, им придется повышать заработные платы всех сотрудников, что может иметь и более серьезные последствия. «В последнее время мы видим, что компании все чаще нанимают сотрудников с другого конца света. Если инфляция и сжатие зарплат продолжатся в 2022 году, то количество сотрудников из других стран начнет стремительно расти», — добавляет топ-менеджер. 

3. Дополнительные выходные для всех сотрудников в одно и то же время станут неотъемлемой частью корпоративного календаря

На фоне борьбы с профессиональным выгоранием и вызванными пандемией психологическими проблемами многие компании ввели дополнительные выходные дни, чтобы помочь сотрудникам справиться с непростым периодом в жизни. Если назначить дополнительный выходной для всего штата компании на один и тот же день, то сотрудники не столкнутся с необходимостью все же ненадолго поприсутствовать на совещании, с потоком непрочитанных электронных писем и сообщений в корпоративном мессенджере Slack или с навязчивой боязнью пропустить какое-нибудь важное с профессиональной точки зрения событие.

Например, в ноябре сотрудники онлайн-платформы Etsy получили пятый за прошлый год дополнительный выходной в среду перед Днем благодарения, который в США традиционно отмечается в четверг. Кроме того, в течение прошлого года сотрудники нескольких крупных компаний не работали на протяжении целой выходной недели. В число данных компаний вошли деловая социальная сеть LinkedIn, платформа для управления социальными сетями HootSuite и приложение для онлайн-знакомств Bumble. В то же время консалтинговая компания Deloitte в 2021 году приняла решение поднять до восьми количество дополнительных выходных дней, которые предназначены исключительно для продления федеральных праздников или так называемых «длинных выходных». При этом сотрудники компании также не работают в другие праздники и могут брать отпуск.

По мнению генерального директора консалтинговой компании Deloitte Джозефа Укузоглу, в 2022 году все больше компаний «непременно» будут назначать подобные дополнительные выходные дни на одно и то же время, чтобы дать сотрудникам возможность спокойно отдохнуть. «Если все коллеги получили выходные в то же самое время, то можно перестать думать об электронной почте», — добавляет Укузоглу.

Глава консультационной службы по вопросам поддержания баланса между работой и личной жизнью страховой компании Aon Кэрол Сладек тоже рассказывает, что все большее число работодателей пытается выделить сотрудникам дополнительные выходные в одно и то же время. «Работодатели отмечают, что одновременное прекращение работы всех сотрудников компании в итоге приносит большую пользу. Они также рассматривают возможность ввести несколько дополнительных выходных дней между Рождеством и Новым годом», — добавляет Сладек. 

4. До метавселенной еще далеко, но работать в гибридном режиме станет проще благодаря новым технологиям

Хотя в 2022 году некоторые работодатели могут начать экспериментировать с метавселенной, по мнению экспертов (включая Билла Гейтса), широкого внедрения подобного виртуального пространства с цифровыми аватарами все же нужно будет ждать еще как минимум несколько лет. Главный аналитик консалтинговой компании Gartner Кристофер Труман считает, что «до повсеместного распространения метавселенной, вероятно, пройдет не менее пяти-шести лет, а может быть и больше». Аналитик отмечает, что виртуальная и дополненная реальность — это все еще весьма дорогостоящие технологии с проблемами в аппаратном обеспечении, которые пока что не так хорошо работают с обычными бизнес-приложениями.

В 2022 году сотрудники компаний скорее обратят внимание на особенно важные при возвращении к офисной работе приложения для мониторинга здоровья, на онлайн-инструменты для совместной работы и, возможно, на веб-камеры с более высоким разрешением и другие гаджеты, чтобы было проще проводить гибридные видеозвонки, когда одни подключаются из дома, а другие — из офиса.

Туристическая компания Expedia Group, например, обновила некоторые камеры в конференц-зале с помощью программного обеспечения, которое использует технологии искусственного интеллекта, чтобы автоматически направлять камеры на говорящего человека и приближать изображение. Кроме того, на столах в конференц-зале в качестве пробного эксперимента размещены планшеты iPad, чтобы сотрудникам было просто воспроизвести подобную рабочую обстановку дома. По словам вице-президента Expedia Group по информационным технологиям Криса Берджесса, на столах в конференц-зале теперь нет множества ноутбуков, которые сотрудники раньше приносили с собой. В итоге больше нет проблем с разряженными батареями, с отзвуком микрофона и, конечно, с работой в многозадачном режиме прямо во время совещаний. Дело в том, что планшеты iPad в конференц-зале — стационарные. «Это способ обеспечить всем сотрудникам одинаковые условия для работы», — добавляет Берджесс.

Реклама на Forbes

В Expedia Group также начали работать с цифровыми онлайн-досками. Консалтинговая компания Deloitte тоже использует подобные инструменты. Труман добавляет, для многих компаний это возможность заменить физические доски. По его словам, сотрудники, которые работают из дома, пользуются хорошими приложениями для обмена сообщениями и проведения видеоконференций, «однако они испытывают трудности, когда дело доходит до визуальных аспектов удаленной совместной работы».

5. Навыки будут иметь гораздо большее значение, чем конкретный опыт работы

Возможно, это кажется очевидным, но, по словам HR-специалистов, на фоне нехватки квалифицированных кадров на рынке труда компании уделяют все больше внимания конкретным навыкам сотрудников, а не их прошлой работе и образованию из резюме. Деловая социальная сеть LinkedIn начала измерять объем нанимаемых сотрудников в 2015 году, и с тех пор этот показатель достиг рекордного уровня. «Из-за этого компании выбирают более широкий подход к практике найма», — отмечает главный операционный директор LinkedIn Дэн Шаперо. Он приводит следующий пример: менеджера по продажам могут рассматривать в качестве подходящего кандидата на должности, связанные с расширением бизнеса или стратегией развития.  

«В прошлом сотрудников отбирали, основываясь на их опыте. Где кандидат получил образование? Где кандидат раньше работал? А сейчас компании пользуются все более широким спектром способов оценки компетенций кандидатов, которые не связаны напрямую с их предыдущим опытом работы», — дополняет Шаперо.

По словам президента и генерального директора консалтинговой компании Mercer Мартины Ферланд, все изменилось настолько сильно, что работодатели даже пересмотрели отношение к оплате труда. «Сейчас мы платим сотрудникам за навыки, а не за их должность или работу», — подчеркивает Ферланд. «Эти перемены происходят гораздо быстрее, чем я предполагала. Подход к оплате труда меняется настолько быстро, что мы даже занялись созданием специальной базы данных», — рассказывает топ-менеджер о новом инструменте, который помогает работодателям оплачивать труд сотрудников на основе их навыков.

Что же это даст сотрудникам? «Они станут более мобильными и трудоспособными», — считает Ферланд. «Мне кажется, что их работа станет намного интереснее, если она будет направлена прежде всего на создание портфеля навыков, а не на продвижение по карьерной лестнице», — добавляет генеральный директор Mercer.

Реклама на Forbes

Перевод Полины Шеноевой

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+