К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Такой скачок мы видим впервые»: почему в России вырос спрос на IT-курсы

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Офлайн-школы и онлайн-платформы, обучающие IT-специальностям, фиксируют рост спроса на свои программы в марте-апреле минимум на 30% по сравнению с предыдущими месяцами. К смене профессии специалистов из других сфер подталкивают обострившийся в результате отъезда айтишников из России дефицит кадров, возможность получать зарплату в зарубежной валюте или работать на иностранную компанию, считают игроки образовательного рынка

Войти в IT

Спрос на курсы по IT-специальностям с начала «спецоперации»* России на Украине вырос минимум на 30% — об этом Forbes сообщили представители нескольких школ программирования. 

По данным сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям «Яндекс Практикум», спрос на программы для начинающих, позволяющие с нуля освоить новую профессию в IT, в феврале-марте вырос на 30% по сравнению с январем 2022-го. Руководитель «Яндекс Практикума» в России Евгений Лебедев отмечает, что увеличилась востребованность курсов по программированию и аналитике данных. «Если сравнивать показатели с тем же периодом прошлого года, мы видим рост спроса на 50%», — утверждает он.

Генеральный директор и сооснователь корпоративного онлайн-университета ProductStar Михаил Карпов говорит о схожей тенденции. По его словам, интерес вырос ко всем связанным с IT курсам — не только к программированию, но и к менеджменту команд разработки. С начала марта спрос на них увеличился на 30–50% по сравнению с докризисным периодом, говорит Карпов. Если в январе 2022 года месячная выручка ProductStar составляла 6,5 млн рублей, то в марте она выросла до 20,7 млн рублей. Рост произошел в том числе за счет b2b-направления (услуги для бизнеса). «Компаниям важно удерживать сотрудников и обучать кадровый резерв», — рассуждает Карпов.

 

Онлайн-школа программирования «Хекслет» отмечает рост выручки за I квартал 2022 года в сравнении с тем же периодом 2021-го на 168%. Выручка школы в феврале составляла около 19 млн рублей, в марте — около 21 млн рублей, а в апреле — почти 22 млн рублей. В онлайн-школе разработки игр XYZ в марте 2022-го также произошел «скачкообразный рост» выручки на 20% по сравнению с январем-февралем этого же года, рассказывает ее основатель и генеральный директор Павел Мосейкин.

В образовательном холдинге «Нетология» после 24 февраля, напротив, наблюдали падение спроса на онлайн-курсы почти по всем направлениям, рассказывает генеральный директор компании Марианна Снигирева. По ее словам, больше всего пострадали курсы по интернет-маркетингу, потому что некоторые программы стали неактуальны из-за блокировок социальных сетей и рекламных инструментов. Однако в направлениях программирования и аналитики спрос достаточно быстро восстановился: наиболее востребованными стали курсы, которые позволяют с нуля войти в сферу IT, говорит Снигирева. По данным «Нетологии», в марте 2022 года по сравнению с мартом 2021-го количество студентов, оплачивающих курс системного администратора, выросло на 440%, Data-аналитика — на 370%, тестировщика — на 350%, Python-разработчика — на 280%. 

 

В первые две недели после 24 февраля продажи просели и у онлайн-университета Skypro (обучает в том числе профессиям в IT), рассказывает его исполнительный директор Владимир Баяндин. Он объясняет это шоковым состоянием потенциальных учеников и финансовых организаций. Студенты откладывали инвестиции в карьеру и образование, пока «ситуация не устаканится», предполагает Баяндин. Он подчеркивает, что уже в марте продажи в Skypro превзошли ожидания, но не раскрывает конкретных цифр.

В Skillbox спрос тоже поначалу снизился — падение в феврале 2022 года относительно января составило 7%. Но в апреле в компании зафиксировали «беспрецедентный прирост» по всему направлению обучения IT-профессиям — 127% год к году, говорит коммерческий директор Skillbox Артем Казаков. Он утверждает, что скорректированная выручка холдинга Skillbox Holding Limited (в него входят образовательные проекты Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna) в I квартале 2022 года выросла на 27% год к году и составила 2,7 млрд рублей.

О росте интереса к образовательным курсам в IT-сфере после начала «спецоперации» говорят не только онлайн-платформы. Офлайн-школа программирования Elbrus Bootcamp фиксирует трехкратный рост выручки в марте по сравнению с февралем. «Такой скачок [месяц к месяцу] мы видим впервые за четыре года работы», — говорит основатель проекта Георгий Бабаян. При этом школа не меняла ни стоимости обучения, ни направления подготовки, уточняет он: «Мы, как и раньше, готовим разработчиков и дата-сайентистов, обучая людей без опыта программирования JavaScript и Python». В январе 2022 года в Elbrus Bootcamp поступило 64 студента, в феврале — 85, а в марте — 153, рассказывает Бабаян.

 

С чем связан бум

В начале 2021 года спрос на айтишников в России стал значительно превышать предложение. По данным Минцифры, в прошлом году в стране не хватало более миллиона IT-специалистов. Эта цифра продолжает расти из-за отъезда из страны многих разработчиков и ухода международных компаний с рынка, считает Марианна Снигирева. По ее мнению, продолжающийся рост спроса на айтишников подталкивает специалистов из других сфер к смене профессии. «Мы в «Нетологии» видим, что люди сейчас хотят иметь стабильный и прогнозируемый доход, заниматься тем, что не устареет в ближайшие годы, и тем, что можно быстро изучить», — говорит она. 

Генеральный директор и сооснователь школы программирования «Хекслет» Кирилл Мокевнин считает, что в марте-апреле рынок IT-образования получил «новый импульс» после падения: «Стало понятно, что фундаментальные IT-профессии остаются востребованы в любые кризисы». С ним согласен Евгений Лебедев из «Яндекс Практикума»: «Если раньше люди откладывали решение о смене специальности, то теперь, оказавшись под риском сокращения, они понимают, что курсы программирования для них — это возможность переучиться и попасть в перспективную отрасль».

Спрос на обучение IT-специальностям продолжит расти, уверен Михаил Карпов из ProductStar. По его словам, в любой кризисной ситуации люди стремятся поднять оплату своего труда, а при переходе в IT-профессию они могут в среднем рассчитывать на рост зарплаты в полтора раза. Тренд сохранится и за счет роста интереса россиян к удаленной работе и возможности в кризис получать доход в иностранной валюте в зарубежной компании, считает Карпов.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+