К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выйти из BANI: как топ-менеджерам приспособиться к миру SHIVA

Фото Getty Images
Фото Getty Images
За последние несколько лет дважды сменились концепции мира: нестабильный мир VUCA перешел в хрупкий и тревожный BANI, а тот в 2022-м — в беспощадный и жестокий SHIVA. Вместе с этим менялись и требования к управленцам: еще два года назад одной из ключевых компетенций был кризис-менеджмент, теперь же важнее риск-менеджмент, адаптивность, эмоциональный интеллект. Как топ-менеджерам мира BANI не пропасть в мире SHIVA, рассуждает заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Анна Золина

От предсказуемости до жестокости

Вопрос «как управлять будущим?» был актуален для управленцев всегда. Отвечая на него, аналитики часто спорили, чью методологию применить. Между собою состязались две базовые модели выстраивания прогнозов. Первая — модель Карла Гаусса (немецкий физик и математик, внес вклад в развитие теории вероятностей. — Forbes), которая базировалась на принципе стабильного развития и декларировала: завтра будет примерно то же, что и вчера. Вторая — модель Бенуа Мандельброта (французский и американский математик, исследовал область фрактальной геометрии и теорию хаоса. — Forbes), гласящая, что если в теории событие может случиться, оно рано или поздно произойдет.  

Модель Гаусса была актуальна, пока мы жили в стабильную эпоху SPOD (1980–1990 годы), когда технологии и вычислительная техника еще не стали прогрессировать быстрее смены одного поколения. Это был устойчивый (steady), предсказуемый (predictable), простой (ordinary) и определенный (definite) мир. После окончания холодной войны на смену ему пришел бурлящий, экспоненциально развивающийся мир VUCA — от volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность). Модель Гаусса уступила место модели Мандельброта с его концепцией «хаоса и порядка», настало время «черных лебедей». Эту концепцию ярко описал приверженец Мандельброта Нассим Талеб в своей теории, представленной в нашумевших бестселлерах «Черный лебедь» и «Антихрупкость».  

Для управленцев эта теория постулировала новые правила устойчивости бизнеса: если система выдерживает нагрузку в предельных значениях даже самой малой вероятности, только тогда она является стабильной. Новой быстрорастущей сферой управления стал риск-менеджмент, когда управленец принимает решения в трудных условиях, иногда выбирая между несколькими рисками и потерями. 

 

Во времена VUCA на наших глазах рождались и умирали тысячи концепций хранения и передачи информации, начал развиваться интернет и социальные сети. Размер чипов стремительно уменьшался, и вскоре в наших руках оказались супермощные девайсы, позволяющие быть на связи из любой точки земного шара. Они «втянули» в себя и компьютеры размером с квартиру, и фотоаппараты, и видеокамеры, и почту, и телеграф, и СМИ, и все офисное программное обеспечение. Они научились распознавать наши лица, отпечатки пальцев, голос и, самое главное, анализировать и прогнозировать наши действия. Появились нейросети, подчас подменяющие человеческое общение. Этот неконтролируемый поток развития постепенно перерос в гонку технологий. 

Но в 2020 году на мир обрушилась пандемия. Хаотичный прежний мир с его попытками обуздать и структурировать нелинейность процессов переродился в тревожный и хрупкий мир BANI. Этот мир — хрупкий (brittle), беспокойный (anxious), нелинейный (nonlinear) и непостижимый (incomprehensible). Невозможность управлять и прогнозировать будущее сделала тревожность признаком BANI-реальности. В новых условиях технологии стали выпускать в мир сразу, без премодерации — оценки перспектив, влияния на качество жизни, морального аспекта и рисков, которые они могли привнести. 

 

Искусственный интеллект и нейросети начали свое глобальное развитие вне одной компании или корпорации, приобрели самостоятельный статус «надчеловеческих» сущностей. Человечество же не успевает оценивать, осознавать технологическую эволюцию. Больше не было времени на то, чтобы отрефлексировать тренды, изменения приобрели лавинообразный характер. Из управленческих навыков на первые места вышли такие качества, как креативность и взаимодействие, умение управлять рисками и выстраивать антикризисные стратегии на постоянной основе.

Мир BANI ушел в прошлое в начале 2022 года, с началом «спецоперации»*. Он сменился крайне пессимистичной парадигмой мира SHIVA. Эта аббревиатура возникла от английских слов split (расщепленый), horrible (ужасный), inconceivable (невообразимый), vicious (жестокий) и arising (возрождающийся). В этой расшифровке лишь последняя буква «А» несет признак надежды и оптимизма и означает возрождение. Новый мир потребовал тотальной перезагрузки и аудита имеющихся активов.

Багаж в новый мир

BANI — это крайне неустойчивый мир, которому присущ взрывной темп роста технологий, развитая предиктивная аналитика, эволюция искусственного интеллекта. Кризис — это часть этого мира, часть движения, некая константа. Поэтому навык кризис-менеджера в данном случае так же важен, как и умение мыслить нестандартно. 

 

В более стабильном VUCA-мире ценилось вертикальное карьерное  продвижение, когда человек начинал работать в одной индустрии снизу и постепенно доходил до верха. А признак BANI-менеджера заключается в том, что человек переходит из одной индустрии в другую, иногда меняя профессию и обогащая себя новыми скиллами. Именно в этом мире появилась концепция life-long learning — «обучение длиною в жизнь». А также понимание, что зрелый управленец вполне может менять профессию хоть пять раз за всю карьеру, применяя изученные модели для нового мира. Полезное качество BANI-менеджера — кросс-индустриальная экспертиза, когда полезный кейс из одной индустрии он может осмыслить и применить в другой сфере.

С этим багажом мы вышли в угрожающий мир SHIVA, который сам и есть кризис. Оговоренные выше качества в нем крайне ценны. Но при этом нужны и новые — те, которые позволят управленцам быть эффективными. В их числе: высокий эмоциональный интеллект, умение выстраивать с людьми горизонтальные связи, умение находить ответ в том случае, если сам его не знаешь. Это автоматически меняет скорость принятия решений, делает ее еще выше. Ключевая компетенция SHIVA-менеджера — это уже не кризис-менеджмент, а риск-менеджмент. 

Основным качеством становится умение не только предвидеть возможные кризисы и риски, но и понимать, что из худшего предпочесть, как меньше потерять, по какому пути двигаться и что может ждать в конце, каков «образ успеха». В SHIVA-мире важно также уметь диверсифицировать эти риски, предварительно проверяя их сериями кратких экспериментов, моделируя рыночные структуры сначала на малых масштабах. Известная фраза «ошибайся быстро, ошибайся дешево» становится новым руководством к действию. 

Как общаться с командой и клиентами в мире SHIVA

В BANI-мире был в чести подход к формированию команд по модели Майерс-Бриггс. В ее основе лежит система индивидуальных различий в психологии человека. Команды собирались как единый организм — из людей, обладающих взаимодополняющими качествами, что давало эффект синергии. Каждый член такой команды нес в себе определенное качество — кто-то «зажигал» сотрудников, кто-то успокаивал, кто-то был тихим гением в углу, кто-то мог выгодно презентовать всю команду, кто-то был системным, а кто-то был драйвером перемен. 

В мире SHIVA команда перестала быть единым организмом. Фокус переходит на самодостаточных и при этом легко заменяемых сотрудников с универсальными наборами качеств в рамках компетенций. В новой реальности, однако, остался востребованным высокий эмоциональный интеллект управленца. Руководителям следует «спускаться» внутрь коллектива, создавать безопасное эмоциональное пространство и совместно с коллегами из HR-департамента выявлять людей, положительно влияющих на эмоциональный климат. 

 

Топ-3 качества SHIVA-менеджера — это адаптивность, гибкость и креативность. Именно они позволяют выравнивать турбулентность внешней среды, заново выстраивать операционные процессы, находить решения через внешних партнеров. 

Что касается взаимодействия компании с рынком, то на первый план сегодня выходит так называемая «поведенческая экономика». Она изучает влияние разных факторов на экономическое поведение человека и принятие решений, помогает управлять продажами, подталкивать потребителя к целевому решению, используя определенные алгоритмы запоминания и эмоциональные маркеры.

В ситуации тотального эмоционального стресса, который привнес в нашу жизнь мир SHIVA, подобное лечится подобным. Это означает, что компаниям в своих стратегиях продвижения на рынке следует делать акцент на управление эмоциональным состоянием аудитории. То есть в своих коммуникациях быть системными и краткими, показывать решение потребности, демонстрировать отличный сервис и, самое главное, доказательно сообщать, что твой продукт или услуга не исчезнет завтра или послезавтра. Важно создать эмоциональный фон надежности, стабильности, не забывая про остальные управленческие практики.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+