К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«И тянутся города»: как группа из Барнаула прославилась благодаря виральному треку

Группа «Комната культуры»  (Фото DR)
Группа «Комната культуры» (Фото DR)
Еще три года назад «Комната культуры» был малоизвестным музыкальным коллективом, который давал ламповые концерты в родном Барнауле и его окрестностях. Летом этого года он стал самой прослушиваемой группой на «Яндекс Музыке». Хит «Поезда» не покидает чарты с начала года. А количество концертов у музыкантов за год может перевалить за 100. Как барнаульцы создали один из самых успешных рок-проектов страны и сколько зарабатывают на своей музыке?

«И тянутся города, я в каждом из них бывал, нас ссорили поезда, но мирил нас пустой вокзал», — поет весь столичный парк «Зарядье» на концерте в честь Дня города 8 сентября. Это слова из песни «Поезда», которая почти год после выхода удерживает место в топе чарта стриминговой платформы «Яндекс Музыка».

Трек исполняет один из хедлайнеров мероприятия — молодой российский рок-коллектив «Комната культуры». Его в 2022 году сформировал выпускник «Новой Фабрики звезд» (перезапуск культового шоу 2000-х «Фабрика звезд») Женя Трофимов с другом детства музыкантом Романом Рудыкой. Свой путь артисты начинали с ламповых квартирников в родном Барнауле и его окрестностях, зачастую самостоятельно оплачивая дорогу до места и проживание. Спустя три года песни группы на стриминге собирают по 5 млн прослушиваний в месяц, концерты — по 7000 человек, а заработок с одного выступления достигает 1 млн рублей. 

Как барнаульскому коллективу удалось покорить Россию? 

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Фабрика звезд 

29-летний Женя Трофимов родился в Барнауле в семье воспитательницы детского сада и электрика. Когда он учился во втором классе, в школу пришли преподаватели по музыке и предложили записаться на занятия. Он загорелся и хотел было поступить в класс фортепиано, но попасть удалось только в класс баяна. «Педагог, который принимал меня [в музыкальную школу], сказал, что у меня короткие пальцы, и ничего, кроме баяна, мне не подойдет», — рассказывал Трофимов в одном из интервью. 

Со временем он проникся инструментом, и в 13 лет даже поехал на краевую смену «Бардовская песня» для начинающих музыкантов. Поездка оказалась судьбоносной: там он познакомился со своим будущим партнером по группе 18-летним Романом Рудыкой, который преподавал уроки по игре на гитаре на смене. Дружба завязалась после одного из первых мастер-классов. В завершении занятия они вдвоем с Трофимовым спели песню группы «Любэ» «Конь». Выступление произвело впечатление — послушать сбежались даже местные поварихи, вспоминает Роман: «Когда мы закончили, они начали аплодировать и принесли нам свежесваренный борщ в качестве благодарности». 

 

После лагеря Трофимов с Рудыкой стали часто ходить в походы с «гитарой и костром». А в 2015 году сформировали кавер-группу Groo и начали исполнять популярные песни в барнаульских ресторанах и на частных мероприятиях. Рудыка играл на гитаре, Трофимов — на перуанском музыкальном инструменте кахон, пела подруга Жени Ольга Грушина, которая, по его словам, была «одной из лучших вокалисток» Барнаула. В летний сезон артисты давали в среднем 25 концертов в месяц и получали около 150 000 рублей на троих в месяц (около 6000 рублей коллективу за концерт). 

Спустя два года Трофимову пришлось покинуть группу. Летом 2017-го он подал заявку на «Новую Фабрику звезд», увидев рекламу по телевизору, и прошел отбор. «Я сначала не хотел, потом все-таки подал — слишком уж много о проекте говорили», — вспоминает музыкант. Тогда же он переехал в Москву. А Groo на замену взяла барабанщика из местного коллектива Lucky Gringos. 

За следующие четыре месяца музыкант стал одним из фаворитов «Фабрики» и по итогам шоу занял третье место в составе хип-хоп-трио «Север 17», созданном продюсером сезона Виктором Дробышем. За это время стремительно выросла и популярность Трофимова: количество подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) увеличилось с 700 до 45 000 человек.

 

По окончании шоу и до конца 2018-го Трофимов в составе трио гастролировал по России и за рубежом. Выступления финансировал продюсерский центр Дробыша, и музыканты зарабатывали по 180 000 рублей в месяц. «Это ставка на человека плюс доход с концертов и прослушиваний [песен] на онлайн-площадках», — уточняет Женя в разговоре с Forbes. 

Впрочем, группа быстро распалась. В начале 2019-го солистка Зинаида Куприянович (ZENA) отправилась на Евровидение от Белоруссии. Трио требовалась новая певица, но Трофимов не верил в успех нового состава: «Мы поняли, что это уже не сработает, и все. И на этом разошлись». А вскоре музыкант вернулся в родной Барнаул. Это стало сюрпризом для Рудыки. «Когда Женя приехал, я его спросил: «Ну зачем ты вернулся?» Он говорит: «Я хочу жить здесь, писать песни, быть автором». Я подумал: «Что за бред он говорит?» А в итоге все получилось», — вспоминает он.

Лидеры группы «Комната культуры» Женя Трофимов (слева) и Роман Рудыка (Фото DR)

«Хорошенько поработать»

По приезде Трофимов снова подключился к Groo, которая продолжала выступать на частных мероприятиях. Вместе с Рудыкой они часто давали концерты вдвоем. Все это приносило каждому в среднем по 100 000—150 000 рублей в месяц, а в летний сезон заработок доходил до 500 000 рублей.

Со временем Трофимов стал зарабатывать, продавая песни, которые начал писать еще в подростковом возрасте. Первую, «Дождь», «за символическую плату» купила приятельница Трофимова и победительница «Фабрики» Гузель Хасанова весной 2021-го. Вскоре одно из произведений, «Дура», стали активно публиковать в социальных сетях барнаульские знакомые. Так на автора обратил внимание лейбл Atlantic Records Russia (сейчас Lotus Music) и стал делать заказы на песни для своих артистов. Среди них — российский рэп-дуэт HammAli & Navai, азербайджанский певец Emin и другие.

Всего за 2021 год Трофимов написал восемь песен и заработал на этом «несколько миллионов» рублей. Позднее в одном из интервью он рассказывал, что его услуги сонграйтера (от английского songwriter — «автор песен») стоят от $1000 до $5000 за трек. В разговоре с Forbes он не назвал актуальные цифры, но уточнил, что цены на его произведения выросли за последние годы.

 

В августе 2021 года Groo распалась из-за конфликта между участниками. К тому моменту группа вместе с каверами исполняла песни и собственного сочинения. Но вкусы участников расходились. «Мы с Женей топили за авторскую музыку в жанре бард-рок. А Ольге не нравился материал, который мы сочиняли», — вспоминает Рудыка. Грушина в разговоре с Forbes подтвердила, что не хотела развиваться в этом направлении. «[Изначально мы исполняли] что-то вроде инди, с минимальным количеством инструментов. Но позднее Женя, действительно, написал несколько песен в новом для нас формате (бард-рока. — Forbes), и я себя в них не увидела», — рассказывает она. Но причиной распада группы, с ее слов, стали «личные разногласия» между музыкантами: «Когда-то мы были лучшими друзьями, а потом просто перестали ими быть». 

Вскоре Трофимов с Рудыкой собрали новую группу — «Комната культуры». Трофимов стал солистом и гитаристом, Рудыка — бэк-вокалистом и гитаристом. На позиции соло-гитариста, бас-гитариста и барабанщика пригласили бывших музыкантов барнаульской метал-группы «Тиара» Вячеслава Климашина, Тимофея Гураля и Владимира Васильковского. На покупку инструментов и оборудования, например радиосистем, коллектив потратил около 2 млн рублей из личных накоплений. 

Первое выступление коллектива состоялось в июне 2022 года на концерте в честь Дня России в Барнауле. Музыканты сами вышли на организаторов и прислали им видео с репетиции. А в конце лета «Комната культуры» дала первый сольный концерт. В анонсе группа называла его «ламповым концертом акустической авторской музыки». Он собрал 300 человек. К концу года коллектив дал около 20 концертов. Сольники в основном проходили в барнаульских барах и арт-центрах, например «Спичка», и собирали по 150-300 зрителей. Менеджер по работе с артистами BandLink и развлекательных сервисов «Яндекса» Артем Атанесян считает, что у артистов до сих пор сохраняется «крепкая эмоциональная связь с поклонниками, которая тянется с ламповых квартирников в Барнауле».

Первое время музыканты сами выходили на площадки или организаторов фестивалей. Но постепенно стали получать и входящие заказы. Но даже в этом случае на старте «Комната культуры» практически не зарабатывала, так как сама оплачивала транспорт до места выступления, а в случае с другими городами — билеты и проживание. «Мы ехали, выступали, ничего не зарабатывали, тратили свои деньги, в том числе на еду. Но мы прекрасно понимали, что надо хорошенько поработать, и неважно, какие гонорары будут», — вспоминает Трофимов. Кормили артистов сторонние проекты. Например, Трофимов и Рудыка продолжали выступать с каверами. «Мы тогда вдвоем больше работали, чем в группе», — уверяет Рудыка. Стратегия дала плоды: позднее артисты стали получать по 160 000-200 000 рублей с концерта. 

 

«Ностальгия 30-летних»

В апреле 2023 года «Комната культуры» созрела для выпуска дебютного альбома «Кассета с тремя сторонами». В него вошли три песни: «Я даже не знаю», «Пусть она поет» и «Так беспокоюсь». Распространением музыки занимался Lotus Music. Он выпустил альбом на всех основных стриминговых платформах, включая Apple Music, «Звук», Spotify и др. Условия сотрудничества с лейблом стороны не раскрыли.

Трофимов называет тот сборник песен «ознакомительным»: так группа хотела заявить о себе. И ей это удалось: треки быстро залетели в плейлисты стриминговых площадок, а количество слушателей, по словам Жени, выросло за короткий период с 1000 до 100 000. На этой волне стала шириться география выступлений музыкантов. За 2023 год по приглашению организаторов они выступили в Новосибирске, Томске, Санкт-Петербурге и Москве. Первый концерт «Комнаты культуры» в столице в сентябре 2023-го собрал около 400 зрителей. 

Группа «Комната культуры» (Фото DR)

Но настоящим успехом стал выход песни «Поезда» в конце ноября 2023 года. Сначала трек «не работал», а спустя пару месяцев его стали активно использовать туроператоры в своих видео, а затем подключились и путешественники, рассказывают артисты. «Вертикальные видео в соцсетях — основной источник популярности музыки сегодня в России и мире. Это как раз кейс «Комнаты культуры». Огромное количество видео снято под «Поезда», так песня и стала популярной», — подтверждает основатель и руководитель лейбла VAUVISION Владимир Ванин.

По наблюдениям директора по работе с артистами в «Яндекс Музыке» и победителя рейтинга Forbes «30 до 30» в 2021 году в категории «Управление» Константина Сидоркова, «Поезда» начали «взлетать» в сервисе уже в декабре прошлого года — прослушивания «Комнаты культуры» за месяц выросли вдвое по сравнению с ноябрем за счет системы персональных рекомендаций. А в марте 2024-го трек занял 52-ю строчку в чарте «Яндекс Музыки». Тогда же группа набрала 1 млн слушателей на площадке. В июне «Поезда» поднялись на первую строчку топ-200 Shazam в России. Почти каждый месяц у коллектива прибавлялось по миллиону слушателей на «Яндекс Музыке», так к сентябрю их стало 5 млн. На момент публикации «Поезда» занимают четвертое место в чарте сервиса.

 

В чем секрет трека? Прежде всего в выбранном жанре бард-рока, считают опрошенные Forbes эксперты. По мнению PR-менеджера российских артистов «Моя Мишель» и Dead Blonde Катерины Урловой, спрос на этот стиль растет на фоне «ностальгии 30-летних» по школьным временам, когда такая музыка была как раз популярна. «Бард-рок и поп-рок сейчас в России в дефиците, но были крайне распространены в 2006 году. Вспомните, Animal Джаz, «Зверей», Jane Air», — перечисляет она. Более же молодым слушателям бард-рок кажется «чем-то свежим», добавляет она. «Женя Трофимов с группой нашли свое звучание, а не подстроились под тренды. Они внесли что-то свое в альтернативную сцену, смешав авторскую песню с роком», — вторит ей Атанесян, называя взлет группы «одним из самых заметных и впечатляющих на российской сцене за последнее время». 

«Хайп спадет, но фан-база останется»

Благодаря популярности «Поездов» группу стали чаще приглашать на фестивали. В этом году она также отправилась в первый сольный тур. Всего с начала года «Комната культуры», по собственным данным, дала 61 концерт, включая выступления на фестивалях VK Fest в Москве и Санкт-Петербурге. Самым массовым оказалось сентябрьское, на Параде российского студенчества в Новосибирске, — тогда музыканты собрали 7000 зрителей, гордится Трофимов. 

На сегодня концертная деятельность — главный источник доходов коллектива. Она приносит 90% средств, еще 10% — стриминг, рассказывают музыканты. Гонорар коллектива за одно выступление составляет в районе 1 млн рублей. Совокупные доходы команда не раскрывает. Но они ежегодно растут на 30-40% и в этом году позволили Жене с Романом отказаться от выступлений с каверами. Трофимов также почти перестал брать заказы на песни. 

Урлова оценивает совокупный доход «Комнаты культуры» от стриминга и концертов до вычета процентов выпускающего лейбла и комиссии концертного директора от 3 млн до 5 млн рублей в месяц. «Это ориентировочные цифры, допускаю, что они могут быть в разы больше», — уточняет PR-менеджер. По подсчетам Ванина, до 4 млн рублей в месяц музыкантам приносит хит «Поезда». А на него, по его оценкам, приходится «99% заработка» коллектива со стриминга. 

 

Останется ли коллектив группой одного хита? Опрошенные Forbes эксперты в этом сомневаются. С начала года «Комната культуры» уже выпустила четыре новинки — «Ночь», «Море», «Корабли» и «Все они о тебе». И они вкупе с концертами только подогрели интерес к музыкантам — за первую половину 2024-го прослушивания группы в «Яндекс Музыке» выросли в семь раз, рассказывает Сидорков. «Если «Комната культуры» продолжит работать так же, как сейчас, то участь группы одного хита ей не грозит. Хайп спадет, но фан-база останется», — считает и Атанесян. 

Группа сбавлять темпы и не планирует. В октябре стартует тур, который охватит свыше 30 городов. Один из 40 запланированных концертов музыканты дадут в родном Барнауле, где надеются собрать 6000 человек. «Мы с нетерпением ждем [тур]. Это наша работа, мы готовились к этому всю жизнь», — заключает Рудыка. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+