Как парень из Ижевска с партнером строят конкурента западным программам MBA

Более 60% взрослых американцев хотят работать на себя, а не на кого-то другого, показало недавнее исследование аналитической компании Gallup и платформы для создания онлайн-магазинов Shopify. Этот тренд не новый, его ускорила пандемия коронавируса. Там же в Америке с 2005 по 2019 год число заявлений на регистрацию бизнеса увеличилось с 200 000 до 300 000 и в 2020-м достигло исторического максимума — 550 000. Количество новых компаний после пандемии росло во многих странах мира: предприниматели старались реагировать на меняющиеся потребности людей, кроме того, свое дело начинали уволенные работники, писала Financial Times.
На этот «большой макротренд» в 2020 году обратил внимание 27-летний россиянин Тарас Полищук. Вместе с коллегой, британцем Ранбиром Арора, он создал приложение с разнообразным контентом для предпринимателей. К 2022 году, претерпев несколько итераций, оно превратилось в образовательную платформу с онлайн-программой MBA. В 2023 году она принесла основателям $1,5 млн выручки, а по итогам 2024-го они рассчитывают получить $5–6 млн.
Выйти в люди
Полищук родился в Ижевске и уже в 14 лет окончил школу, экстерном закрыв программу нескольких классов. «В семье хотели, чтобы я быстрее вышел в люди, я был не против», — вспоминает он. В 2008 году Полищук поступил в московский филиал американского Университета Туро на направление менеджмента и финансов. Он с детства хотел связать жизнь с предпринимательством, потому что там сочетаются креатив и логика. Перед глазами был пример отца, который в 2000–2022 годах владел двумя магазинами одежды Colin’s по франшизе.
Третьекурсником Тарас попал на стажировку в консалтинговую компанию по поиску топ-менеджеров Ward Howell в Москве, затем его взяли в штат бизнес-аналитиком. Через полтора года партнеры компании запустили венчурный фонд Talent Equity Ventures, который инвестирует в HR-стартапы. Полищук из интереса присоединился: сначала совмещал организацию фонда с должностью ассоциата в Ward Howell, а затем перешел в Talent Equity Ventures на полную занятость. «У меня не было конкретной должности, я просто занимался всей операционной работой, включая поиск проектов и участие в сделках», — вспоминает Полищук. Фонд работал со стартапами в США, Европе и России.
Спустя два года, в 2015-м, Полищук уволился, чтобы начать свое дело, он посчитал, что уже обладает необходимым опытом. Его первый бизнес был связан со знакомой ему HR-сферой. Вместе с бывшим коллегой из Ward Howell Андреем Маевским Тарас запустил проект HR Unconference — серию конференций для предпринимателей и топ-менеджеров в области рекрутинга и образования. В течение четырех лет партнеры проводили ежегодно до 40 мероприятий, на которые собиралось по 100–150 человек. Конференции проходили по всему миру, в том числе в Гонконге, Сингапуре, Сиднее, Сан-Франциско и дважды в России. На продаже билетов им удавалось заработать до $1 млн выручки в год, но в 2019-м они решили закрыть проект — он стал «неинтересным и однообразным», вспоминает Тарас.
Еще работая над HR Unconference, Полищук стал операционным директором британского сервиса онлайн-фитнеса Sweatcoin. Проект в 2016 году запустили российские предприниматели Антон Дерлятка, старший партнер Talent Equity Ventures, который и пригласил Тараса, и Олег Фоменко. Sweatcoin позволяет зарабатывать виртуальную валюту за пройденные шаги, а потом обменивать ее на товары и услуги, например, на фитнес-абонемент или спортивную одежду.
Полищук проработал с ними три года. В то время он часто бывал в Англии, а к 2019 году окончательно туда переехал. Он и Маевский обратили внимание на растущий сегмент стартапов direct-to-consumer: производитель самостоятельно продает товары клиентам, минуя ретейл. Потребители испытывают больше доверия к бренду, когда покупают товар напрямую, особенно это касается продуктов личной гигиены, говорит Тарас. Поэтому в том же 2019 году они с Маевским основали компанию по производству и продаже электрических зубных щеток Pomadent. На запуск привлекли чуть менее $1 млн через краудфандинговые платформы Kickstarter, Indiegogo и др.
Но и этот бизнес быстро Полищуку наскучил. В 2020 году он отошел от управления Pomadent, но остался акционером. Маевский занимался компанией вплоть до 2024 года, когда ее приобрел дистрибьютор из Южной Африки. Годовая выручка бизнеса достигала «нескольких миллионов долларов». Сумму продажи Тарас не раскрывает.
Бизнес в тренде
Полищук в 2020 году загорелся гораздо более перспективной, на его взгляд, идеей контент-платформы для предпринимателей. Он вспоминает, что на карантине у людей появилась возможность «посмотреть на свою жизнь со стороны» и понять, что они хотят заниматься чем-то большим — своим делом. Сыграла роль также растущая медийность IT-бизнесменов вроде Илона Маска и Марка Цукерберга и их авторитет. «Современные иконы — предприниматели. Это культурный тренд», — добавляет он.
К Тарасу присоединился коллега — директор по росту Sweatcoin Ранбир Арора. В том же году они запустили мобильное приложение Dorm, которое агрегировало из разных источников видео- и аудиоконтент про бизнес. Подобных проектов тогда не было, говорит Полищук. На разработку основатели привлекли £750 000 от британских фондов Concept Ventures, Playfair Capital и др. Тарас добавляет, что на британском и американском рынках тогда было много возможностей привлечь инвестиции даже на самом раннем этапе, что, с одной стороны, способствовало появлению Dorm, а с другой — дополнительно подогревало тренд на запуск своего дела.
Партнеры решили монетизировать приложение через рекламу, но эта идея провалилась: привлекать пользователей оказалось дорого. Выручка к концу 2020 года была «практически нулевой», вспоминает Полищук. Тогда основатели спросили у аудитории, в чем недостаток сервиса. «Мы обнаружили, что никто не хочет контент смотреть, все хотят напрямую взаимодействовать с экспертами, которые могут дать персонализированный совет», — рассказывает Полищук. Тогда партнеры переработали проект. В 2021 году Dorm стал маркетплейсом с менторскими сессиями, где за $250 в месяц пользователь получал доступ к базе экспертов, мог назначить с кем-то из них онлайн-встречу и обсудить интересующие вопросы, связанные с бизнесом. Менторов Полищук и Арора находили среди знакомых предпринимателей, через LinkedIn и другие рабочие соцсети. В числе первых экспертов, которые продолжают работать с проектом, были основатель британской онлайн-школы иностранных языков Tutolk Хуан Линарес и бизнес-ангел Миа Беннет. Как и сейчас, менторы получали определенный процент выручки с сессий, его размер Полищук не раскрывает.
Дело пошло лучше: в 2021 году Dorm принес около $100 000 выручки. Команда привлекала клиентов с помощью рекламы, контекстной и в социальных сетях, запуска партнерских программ и пр. За доступ к сессиям главным образом платили те, кто хотел запустить онлайн-бизнес — мобильные приложения, софт для бизнеса, интернет-магазины и пр.
Путь к доверию
Несмотря на рост, в начале 2022 года партнеры заметили, что пользователи Dorm практически не возвращаются к сервису после сессии с ментором, и начали думать, как удерживать аудиторию. «Мы поняли, что для этого нужна другая учебная методология, по которой ментор будет приводить студента из точки A в точку Б, к запуску стартапа и выручке», — рассказывает Полищук. Маркетплейс решили переделать в образовательную платформу, на которой студенты длительное время, поэтапно будут разрабатывать и запускать стартапы вместе с менторами.
Под это дело в апреле 2022 года основатели привлекли еще £2,5 млн от европейских фондов Brighteye Ventures и Outward VC. Деньги пошли на перезапуск, и уже к лету, когда проект получил название Oneday, платформа была готова. Обучение с менторами проходило онлайн в формате «один на один», длилось от 6 до 12 месяцев и стоило около $2500. К концу года основателям удалось выручить уже несколько сотен тысяч долларов.
Спрос на такие курсы был выше, чем на разовые сессии, и партнеры решили пойти дальше и получить аккредитацию Европейской системы учета баллов студента (ECTS), которая позволяет классифицировать обучение как MBA. Полищук признает, что это было непросто: для аккредитации требуется заключить партнерство с университетами, которые будут помогать в разработке программы. А для этого нужно было доказать им эффективность продукта Oneday. Партнерами стартапа согласились стать американский колледж Уильяма Джуэлла и английский Университет Вульфа. Кроме этого, чтобы выполнить требования ECTS, Oneday привлек советников, которые также стали миноритарными акционерами. Среди них заместитель декана одного из факультетов Стэнфорда Карисса Литтл, президент Йеля Питер Саловей, а также основатель российской «Нетологии» и «Фоксфорда» Максим Спиридонов, который еще в 2021 году вошел в капитал стартапа и помогает ему как эксперт.
Компании пришлось значительно изменить образовательную систему, чтобы она соответствовала академическим стандартам. Старая программа была сосредоточена на разработке бизнес-идеи, а в новой добавились курсы по управлению финансами, масштабированию и др. Процесс занял около года, Oneday выпустил свою MBA-программу к лету 2023-го. Для продвижения партнеры привлекли £5 млн от европейского Ananda Impact Ventures, скандинавского Sparkmind.vc и участников предыдущих раундов.
Стоимость 18-месячного обучения начиналась с $20 000, но когда Полищук и Арора получили аккредитацию в США, они увеличили цену до $30 000. «Студентов стало меньше, потому что MBA-программа — это более фокусная штука. Но выручка при этом очень сильно выросла», — говорит основатель. За 2023 год Oneday принес уже около $1,5 млн.
К ноябрю 2024-го программу MBA приобрели более 500 человек, говорит Полищук. Первые 30 студентов уже завершили обучение. Среди выпускников была Мария Ломас, которая уже около 15 лет живет в Лондоне. В 2022 году она запустила бренд украшений собственного производства, но продавать удавалось разве что по штуке в месяц. Муж Марии Эндрю Ломас посоветовал ей Oneday. В беседе с Forbes предпринимательница рассказала, что осталась довольна, особенно тем, что закрепленный за ней ментор давал именно те курсы, которые были ей необходимы на определенном этапе бизнеса. Ломас утверждает, что по окончании программы ее месячная выручка выросла с $2000–3000 до $50 000.
Партнер венчурной платформы H3 Lab Анна Гишко называет преимуществом Oneday относительно невысокую стоимость MBA-программы по сравнению с обучением бизнесу в Гарвардском, Стэнфордском и Йельском университетах, где ценник стартует от $150 000. Она добавляет, что Oneday на их фоне выделяется персональным подходом к обучению, онлайном и, в отличие от «мастодонтов», делает ставку на практическую направленность занятий, а не на теорию. Ей вторит Максим Спиридонов, по его мнению, Oneday выигрывает у MBA-программ именитых университетов тем, что предлагает практическое обучение у менторов с опытом в предпринимательстве. «98% других бизнес-программ — это вода и теория», — говорит он.
Елена Масолова, основательница российской онлайн-платформы Eduson Academy, которая тоже предлагает бизнес-образование, напротив, считает, что Oneday выделяется только за счет грамотного брендинга. «Это и близко не MBA ни по глубине материалов, ни по количеству студентов», — объясняет предпринимательница. Именно это партнер венчурного фонда Leta Capital Сергей Топоров считает одним из главных рисков для Oneday. «Очевидный вызов для них — это строительство доверия к бренду. Чтобы оно сформировалось, нужно многократно доказать качество историями успеха выпускников», — заключает он.
Полищук готов работать дальше: «Мы пока только начали окучивать маленький кусочек потенциальной аудитории — она на самом деле гораздо больше». По его расчетам, выручка Oneday в 2024 году составит $5–6 млн, а в 2025-м вырастет еще в три-четыре раза. Стартап начинает получать прибыль (ее размер не раскрывается), в ближайшие годы партнеры планируют добавить бакалаврскую образовательную программу в сфере бизнеса.