«Постоянно думаю, как не ударить в грязь лицом»: кто и как продолжает семейный бизнес

К 2030 году молодые предприниматели по всему миру получат $18,3 трлн частного капитала, пишет Financial Times. Из-за этого во многих странах активно обсуждается вопрос семейного наследования: например, большинство британских собственников бизнеса перед выходом на пенсию хотят сделать преемниками своих детей, а не сотрудников компаний.
В России практика наследования пока не устоялась, а семейные бизнесы существуют только в первом и втором поколениях, в то время как в Европе они составляют более 60% от всех компаний. Это связано с тем, что частный капитал в стране появился относительно недавно — в 1990-х, объясняет старший партнер консалтинговой компании Regroup Галина Рогозина. Предпринимателям, начавшим бизнес в те годы, сейчас около 55–60 лет. В этом возрасте человек как раз задумывается о выходе на пенсию и передаче дел, говорит гендиректор центра «Шаг Консалтинг» Светлана Емельянова.
По данным опроса «СберБизнес Live», 35% представителей малого бизнеса считают свое дело семейным. Общей статистики наследования компаний по стране пока нет, отмечают в «Ассоциации семейного бизнеса».
Где и как наследуют
Чаще всего дети принимают от родителей производственные компании, говорят в «Ассоциации семейного бизнеса». Закрепить собственность за оборудованием, помещениями и продуктами юридически проще, чем за результатами интеллектуального труда вроде авторских методик и программ, которые могут использоваться, например, в консалтинге. В сфере природных ресурсов бизнес обычно контролируется государством — там тоже наследование встречается реже, добавляет Рогозина.
Существуют и другие формы преемственности, говорит старший консультант «Адизес Бизнес Консалтинг» Юрий Данилевский. Детей, пока не готовых к самостоятельному управлению, могут включить в семейный совет: за ним остается стратегический контроль, а оперативное руководство переходит к топ-менеджменту. Похожий сценарий — инвестиционное наследование, при котором младшие поколения выступают только акционерами компании.
Еще один способ продолжить родительское дело — начать дочерний бизнес, продолжает Данилевский. Так, номинант рейтинга «30 до 30» Артем Пономарев запустил на заводе отца Василия «Партнер-М» бренд растительного мяса Greenwise.
Наконец, потомок может заняться «культурным наследием» — развивать корпоративные фонды и благотворительные проекты, отвечать за имидж компании. В пример Данилевский приводит фонд основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина «Династия» (признан НКО — иностранным агентом, а затем ликвидирован), которым до закрытия в 2015 году управлял его сын Борис (признан иноагентом).
Семейный бренд и конфликты
Согласно отчету Edelman Trust Barometer за 2024 год, семейным компаниям потребители доверяют больше, чем несемейным, публичным и государственным.
В отличие от наемных топ-менеджеров, владельцы семейных бизнесов мыслят поколениями, говорит Данилевский. Они не склонны к коротким инвестиционным циклам и агрессивной оптимизации ради квартальной прибыли. Это создает устойчивость и становится конкурентным преимуществом: клиенты доверяют бизнесу, в котором «семья по-прежнему отвечает лицом», объясняет эксперт. В пример он приводит бренд игристых вин «Абрау-Дюрсо» (основатель Борис Титов, передал сыну Павлу) и ювелирную компанию Sokolov (основатели Алексей и Елена Соколовы, передали сыну Артему).
Доверие клиентов повышает и предполагаемая передача опыта между поколениями, говорит операционный директор клиники пластической хирургии Grandmed Сергей Брагилев. Компанию в 2000 году основал его отец Вадим. Некоторые пациенты считают врачей из «медицинской династии» более квалифицированными: те учатся одновременно на своем и родительском опыте. То же самое в бизнесе, объясняет Сергей.
Тем не менее наследование влечет за собой риски, говорят в «Ассоциации семейного бизнеса». Внутренние разногласия могут пошатнуть устойчивость компании. Крупный бизнес такие конфликты сопровождают чаще, чем малый и средний, замечает Данилевский.
Судебные споры между родственниками основателя и действующими руководителями компании порождает отсутствие завещания или наследственного договора, говорит управляющий партнер МКА «Юрсити» Виктория Шакина. Так было с косметическим брендом Natura Siberica. После смерти его основателя Андрея Трубникова в 2021 году на компанию претендовали его дети от двух браков и вдова Анастасия. Только спустя два года, пройдя через несколько судов, они поделили бизнес.
Непонимание правил преемственности — еще одна юридическая сложность, говорит нотариус Андрей Радаев. Даже наследование по документам может быть ограничено обязательными долями для близких родственников, правом на совместную собственность супругов или необходимостью согласовать вступление наследника с другими участниками ООО.
Компании, где преемник назначается по родству, теряют эффективность в первые годы после передачи, говорит бизнес-консультант Алиса Мясникова. Во-первых, это связано с размытыми границами между бизнесом и личной жизнью: наследнику труднее воспринимать критику от родителей. Во-вторых, младшее поколение в семье предпринимателей, как правило, не проживает опыт дефицита, поэтому у него может отсутствовать мотивация наращивать капитал.
Вместе с этим не каждый ребенок готов возглавить дело отца-предпринимателя даже после подготовки, добавляет Данилевский. Тогда передать компанию логичнее опытным менеджерам.
Какие малые и средние предприниматели продолжают бизнес родителей и добиваются в нем результатов — в фотогалерее Forbes.
Яна Пряникова, 41 год
Бизнес: бренд растительных масел в спреях Altaria
В 1992 году Владимир Попов открыл под Барнаулом производство растительных масел «Диво Алтая». Дочери Яне Пряниковой он показывал завод еще в детстве. Повзрослев, она не захотела заниматься бизнесом и вместо экономической специальности выбрала журналистику, которая ей была интересна. Во время учебы в Алтайском государственном университете Пряникова практиковалась в местных СМИ, на телевидении и в газетах.
На пятом курсе отец предложил ей перейти к нему в компанию. Та хотела начать зарабатывать, поэтому согласилась. В «Диве Алтая» она запустила отдел маркетинга. Семейный бизнес пришелся ей по душе, признается Пряникова. Через три года, в 2010-м, она стала финансовым директором компании, взяв на себя стратегическое развитие.
В 2017 году Пряникова пошла учиться на MBA в «Сколково» и, оказавшись в предпринимательской среде, захотела сделать собственный продукт. Выбор пал на растительные масла в спреях, которые она видела на индустриальных выставках. К проекту присоединился ее одногруппник Антон Бусыгин, сооснователь креативного агентства 2sharp.
Первые масла под брендом Altaria партнеры выпустили на производствах «Дива Алтая» в 2018 году. Через два года они отделились от компании Попова. На запуск продукта, по словам Пряниковой, ушло 70 млн рублей — это инвестиции «Дива Алтая» и накопления партнеров. Их соотношение она не раскрывает.
За следующие несколько лет Altaria выпустила более десяти новых масел и заключила партнерства с торговыми сетями, среди которых «Лента» и «О’кей». В прошлом году выручка бренда составила 171 млн рублей, прибыль — 16 млн рублей, следует из СПАРК.
С «Дивом Алтая» Altaria взаимодействует ограниченно: сотрудники компаний обмениваются экспертизой и иногда вместе работают на выставках, говорит Пряникова.
Присоединиться к бизнесу родителей легче, чем начать с нуля, признает предпринимательница. Однако в наследовании, по ее словам, есть свои трудности: в компании могут сопротивляться идеям молодого руководителя — так было с Altaria.
Ян Малыхин, 28 лет
Бизнес: транспортная компания «М-Трак»
Алексей Малыхин основал транспортную компанию «М-Трак» в 1990-х в Барнауле. На том, чтобы сын Ян продолжил семейное дело, он не настаивал. Так Малыхин-младший поступил на юриста и, окончив университет, в 2019 году открыл юридическую фирму «Малыхин, Тимофеев и партнеры». К предпринимательству его подтолкнул пример отца. «Мы оба кайфовали, когда решали проблемы клиентов», — говорит Ян. На продвижение юрфирмы он занял у отца 60 000 рублей, через два года после открытия ее выручка доходила до 400 000 рублей в месяц, а прибыль — до 160 000 рублей.
Несмотря на это, предприниматель не хотел, чтобы труды отца пропали, когда тот выйдет на пенсию, и задумывался о переходе в «М-Трак». Сотрудников, которые могли бы продолжить дело, в компании не было. После нескольких месяцев размышлений Малыхин-младший закрыл юрфирму и переключился на семейный бизнес. Его приход оказался кстати: почти сразу отца госпитализировали на полтора месяца с коронавирусом. Управление «М-Трак» полностью легло на сына. Справиться с новой ответственностью помогла погруженность в операционные процессы компании, о которых он знал из общения с отцом.
После выздоровления Алексея Малыхины управляли бизнесом совместно. В 2021 году выручка «М-Трак» составила 60 млн рублей, прибыль — около 12 млн рублей. Через три года автопарк увеличился с семи грузовых машин до 14, а выручка и прибыль — до 140 млн и 28 млн рублей соответственно.
В прошлом году Малыхин-старший умер. Ян управляет компанией один.
Старт не с нуля — главный плюс наследования бизнеса, считает Малыхин: «Ты принимаешь уже готовую систему и продолжаешь семейную историю». У него есть трехлетний сын. Предприниматель будет рад, если тот захочет заниматься «М-Трак», однако поддержит любой выбор.
Сергей Брагилев, 35 лет
Бизнес: клиника пластической хирургии и косметологии Grandmed
Сергей Брагилев врач в третьем поколении: его прадедушка и отец Вадим — хирурги. У второго в Санкт-Петербурге клиника пластической хирургии Grandmed. Он ее основал с партнерами в 2000 году.
Уже в школе Сергею нравилась биология. В 2008 году он поступил на «Лечебное дело» в Санкт-Петербургский государственный университет. После нескольких стажировок Брагилев-младший остановился на пластической хирургии — не из-за отца, а потому что любит «порядок и визуальное совершенство во всем».
Окончив ординатуру в 2016 году, он стал работать в более бюджетной дочерней клинике Grandmed «Композит». «Я пришел, вижу ободранные стены, доисторический телевизор, какой-то странный цветок и думаю: «Нет, не хочу в такой обстановке развиваться», — вспоминает Сергей. Отец согласился выделить деньги на продвижение и ремонт клиники. Так, за четыре года число ее клиентов выросло с 700 до 1200 в год. Выручка компании в 2020 году составила 70 млн рублей, прибыль предприниматель не раскрывает.
Брагилев-младший также вовлекся в развитие Grandmed. Там он, например, курировал открытие репродукционного отделения. В 2020 году Сергей стал операционным директором клиники. Вместе с отцом они расширили перечень услуг, добавив к ним косметологию, стоматологию и мужское направление, нарастили число клиентов, купили новые помещения. Выручка ООО «Хирургия Грандмед» в прошлом году составила 570 млн рублей, прибыль — 60 млн рублей, следует из СПАРК.
«Благодаря семье я быстро начал заниматься любимым делом», — говорит Брагилев-младший. Отца он называет ментором, а их отношения описывает как дружеские и доверительные. Его десятилетняя дочь тоже хочет стать врачом. «Она уже очень осознанный ребенок и сама это сформулировала», — подчеркивает предприниматель.
Фанис Гарафиев, 31 год
Бизнес: производство сэндвич-панелей «АрскМеталл»
В начале 2000-х Фаниль Гарафиев открыл в Арске (Татарстан) производство «Металл», которое выпускало металлоконструкции. Его сын Фанис еще школьником помогал отцу, но продолжать бизнес не планировал — хотел сделать свой. В 2011 году, незадолго до выпускного сына, Гарафиев-старший погиб в автокатастрофе. Управление компанией взяла на себя мать Фаниса Лилия. Бизнес помогал семье отвлечься от трагедии, признается он.
После школы Фанис работал в «Металле» менеджером и учился в Казанском федеральном университете на «Управлении человеческими ресурсами». Мысль о собственном деле его не отпускала.
В 2015 году он предложил сестре Алсу, которой мать передала производство, выпускать сэндвич-панели (трехслойные строительные материалы). Фанис защитил бизнес-план и привлек 5 млн рублей от «Металла». Еще 5 млн рублей ему как резиденту местного промышленного парка в качестве субсидии выделило Министерство экономики Татарстана.
За следующие два года Гарафиев построил новую линию производства и наладил продажи панелей. В 2018 году он создал отдельное юрлицо, но продолжил работать под брендом завода, сменившим название на «АрскМеталл». В прошлом году выручка ООО ГЗ «АрскМеталл», которое полностью принадлежит Гарафиеву, составила 1,2 млрд рублей, прибыль — 85 млн рублей. Выручка производства сестры при этом составила 143 млн рублей — она работает через ИП, говорит Гарафиев. Прибыль он не раскрывает.
Планы по развитию бизнеса у него большие, но подробностями Гарафиев не делится. «Отец всегда учил: «Меньше слов, больше дела», — заключает предприниматель.
Артем Пономарев, 34 года
Бизнес: бренд растительного мяса Greenwise
Отец Артема Пономарева Василий более 40 лет занимается пищевым производством. В 2005 году он открыл в Малоярославце (Калужская область) завод «Партнер-М». Предприниматель не настаивал на том, чтобы сын продолжил его дело, — боялся, что тот упустит «что-то свое».
Артем выбрал юридическую карьеру. Он окончил программу «Международное частное право» ВШЭ и работал помощником судьи и юристом, в том числе в «Партнер-М».
В конце концов «чем-то своим» стало пищевое производство, смеется Артем. Из-за рассказов отца отрасль казалась ему интереснее судебной практики. Так, в 2017 году он решил выпускать растительное мясо, которое видел в магазинах в Европе. К проекту присоединилась его бывшая коллега по «Партнер-М» Юлия Марсель. Вместе они разработали в лаборатории завода растительную закуску, похожую на вяленое мясо, и в 2019 году открыли компанию Greenwise.
Пономарев-младший оплачивает аренду помещения на заводе отца, сырье и работу сотрудников. За шесть лет в ассортименте Greenwise появились филе, митболы, кебабы, котлеты, тунец и снеки, линейка для домашней кулинарии. Они продаются на маркетплейсах, в сервисах-доставки и магазинах вроде «ВкусВилла» и «Перекрестка». В 2024 году выручка ООО «Гринвайз» составила 66 млн рублей, следует из СПАРК. Убыток в 1,6 млн рублей предприниматель объясняет вложениями в запуск новых продуктов.
В 2023 году он получил долю в «Партнер-М». Так отец оценил его вклад в компанию, объясняет Пономарев-младший. «Партнер-М», по собственным данным, производит более 120 000 т пищевых ингредиентов в год. Выручка компании в 2024 году составила 1,8 млрд рублей, прибыль — 48 млн рублей, следует из СПАРК. Свою долю Пономарев не раскрывает.
В наследовании крупного предприятия ему трудно выделить преимущества: «Я постоянно думаю, как не ударить в грязь лицом, воплотить все планы в жизнь и не подвести наших людей».
