«Нас чуть не убила одна ошибка»: страхи основателя Out of Cloud Виталия Александрова

Виталий Александров — серийный предприниматель. В 2011 году он основал агентство CRM-маркетинга Out of Cloud, а в 2019-м запустил с партнерами сервис для прогнозирования спроса в ресторанах Foodcast. Позже аналогичный проект Foody он развивал в США, но после неудачи с ним переключился на доставку продуктов FoodRocket. В 2021 году Александров попал в рейтинг перспективных молодых россиян «30 до 30» Forbes.
В 2022 году 80% Out of Cloud приобрела рекламная группа Kokoc Group. Александров остался акционером агентства. FoodRocket купил инвестор, его имя и сумму сделки предприниматель не раскрывает. В начале 2025 года он запустил разработчика ИИ-решений для отделов продаж AvangardAI.
В шаге от закрытия
«Я начал заниматься бизнесом в 15 лет — заказывал из Москвы краску для граффити и продавал ее в родном Кемерово. Поэтому, когда в 20 лет я запускал с партнером Out of Cloud, какого-то сильного страха у меня не было. Я, например, не думал, что дело может не пойти, а, скорее, чувствовал вдохновение, изучая CRM-маркетинг и рассказывая о нем потенциальным клиентам. Все-таки мы одни из первых на российском рынке начали предоставлять такие услуги.
Однако были случаи, когда тревога зашкаливала. Где-то на четвертый год работы компании я был в шаге от массового увольнения сотрудников. У нас тогда ухудшились отношения с крупным клиентом — ретейлером, который приносил до 40% выручки. Контракт с ним заканчивался. Я понимал, что следующий его тендер мы не выиграем, и в страхе потерять бизнес начал искать новых клиентов. В итоге они компенсировали проигранный тендер, а я вынес урок: нельзя допускать того, чтобы больше 10% выручки приходилось на одного заказчика.
С ростом бизнеса переживаний из-за разлада с клиентами становилось больше. В 2015 году была неделя, когда я не мог спокойно спать. Сотрудник отправил по клиентской базе крупного клиента рассылку с ошибкой. Письмо получили около 1 млн человек. Заказчик хотел нас оштрафовать на 5 млн рублей, а у нас в обороте было вдвое меньше. Все разрешилось тем, что мы сделали клиенту большую скидку — он снизил штраф до 1,5 млн рублей и дал нам рассрочку на год. После этого мы ввели двойной контроль: проект перед сдачей проверяют менеджер и его руководитель. Так одна ошибка чуть не убила компанию.
В 2019 году выручка Out of Cloud достигла 88 млн рублей, а прибыль — 17 млн рублей. Казалось, что мы совершили достаточно ошибок как предприниматели и больше форс-мажоров не будет. Но началась пандемия коронавируса, и мы потеряли 20% офлайн-клиентов: фитнес-залы, торговые центры, рестораны. Тогда же сделка с Kokoc Group встала на паузу, и продажу агентства пришлось отложить до тех пор, пока мы не вернем метрики на прежний уровень. Было ощущение, что нужно начинать все сначала.
Мы уволили часть команды и начали набирать клиентов с основным бизнесом в онлайне, чтобы компенсировать уход тех, кто работал офлайн. Через год получилось вернуть все на прежние цифры и даже улучшить результат. В 2021-м наша выручка составила 120 млн рублей, прибыль — 30 млн. Тот кризис показал, что мы с партнером умеем преодолевать и такие трудности».
Бизнес без партнера
«Раньше самым страшным для меня в бизнесе было потерять партнера. С каждым я выстраиваю глубокие личные отношения. Мы проводим вместе много времени, пьем чай по вечерам, ходим в походы, то есть становимся близкими друзьями. Это люди, которым я доверяю больше всего.
Как-то партнер одного из моих проектов захотел выйти из бизнеса и поступить в богословский институт. Мы друг с другом прекрасно ладили, поэтому было очень страшно расходиться, хотя никакого конфликта не произошло. Мы обсуждали выкуп его доли, и я думал, что, войдя в эти непростые переговоры, потеряю близкого мне человека, когда начну говорить с ним исключительно из бизнес-соображений. Сейчас разделять бизнес и личное достаточно просто. Но тогда, в первый раз, было страшно и неприятно начинать этот разговор.
Мысли о том, что придется вести бизнес в одиночку, тоже пугали — нужно было все перестраивать. У меня как у предпринимателя есть слабые стороны, например операционное управление, и партнеры обычно это компенсируют своими навыками.
Первое время после ухода партнера было тяжело. Но я быстро освоился и понял, что могу не без трудностей, но закрывать все задачи. Спустя четыре года я заметил, что один из моих менеджеров по продажам отлично справляется с операционным управлением и не только в своей зоне ответственности. Сначала он забрал на себя отдел продаж, потом — и весь коммерческий и дорос так до позиции исполнительного директора. В результате я сделал его партнером, и мы стали развивать бизнес вместе.
Со временем риск разрыва бизнес-отношений перестал выбивать меня из колеи. Люди могут в любой момент уйти из компании по своим причинам. Есть те, на кого ты не можешь никак повлиять. С этим пониманием легче жить. Тем более что расход в бизнесе не значит, что человек больше тебе не близок. С тем партнером я, например, до сих пор дружу, как и со всеми остальными».
Задача со звездочкой
«Незадолго до ковида я переехал в Сан-Франциско. В США сильные предприниматели, хотелось доказать, что российские не хуже, и построить там бизнес с нуля. Поначалу был жуткий страх, потому что в Америке ни друзей, ни родных, ни знакомых, ни связей — ничего нет. Это как на Марс высадиться и что-то делать. С другой стороны, я чувствовал адреналин, хотелось решить эту олимпиадную задачу со звездочкой.
Где-то полгода ничего не получалось. Я пробовал раскрутить Foody, который на основе машинного обучения прогнозировал спрос в ресторанах. Я считал проект революционным, но в США эта революция оказалась никому не нужна: в американских заведениях не было онлайн-касс, из которых мы брали данные для прогнозов в России.
Тогда я переделал Foody в сервис для закупок продуктов в ресторанах и привлек 20–30 клиентов. Ударил ковид, и все эти заведения, которые я с таким трудом добывал, закрылись. Нужно было опять начинать сначала.
В декабре 2020 года я вернулся в США с четырьмя новыми идеями. Дал себе две недели, чтобы их протестировать: если не получится, то больше не буду ничего пробовать на американском рынке. Я создавал за два-три дня посадочную страницу проекта, запускал рекламу и смотрел, есть ли спрос. Первые три идеи не пошли — это все были сервисы, связанные с ресторанами.
Оставалась четвертая — экспресс-доставка продуктов. Я уже готовился возвращаться в Россию, но до последнего не терял надежды, что все получится. И не зря: люди переходили на лендинг и оставляли заказы. Так вместе с партнером я запустил стартап FoodRocket, который за первые два года привлек больше $25 млн инвестиций».
Круговорот реакций
«Первое время после переезда в США я вечерами остро чувствовал одиночество. Мне было не с кем обсудить проблемы в бизнесе, и я прокручивал их в своей голове. Возникали такие уровни тревоги и стресса, что их было очень тяжело преодолевать. Со временем, конечно, появились близкие товарищи и друзья, но все-таки хотелось чуть более спокойно проживать сложные ситуации. Я подумал, что терапия — классный способ это сделать.
Работа с психологом изменила мою жизнь во всех отношениях. Я больше не попадаю в круговорот реакций, которые проявлялись в стрессовых ситуациях, так как стал гораздо лучше понимать себя, свои эмоции. До терапии мои реакции были линейны и типичны. После нее я понял, что могу выбирать, как реагировать на то или иное событие.
Я научился прислушиваться к людям. Если раньше фокусировался только на своем представлении о мире, то сейчас открыт к видению партнеров, например.
Справляться со страхами также помогает вера в себя, в свои навыки и таланты. Она дает понимание, что даже если ты все потеряешь, всегда можно построить что-то новое с нуля.
У меня есть более сильные страхи, чем переживания за компанию. Я, например, боюсь высоты. Или когда лает собака, мне страшно, что она на меня набросится. С бизнесом все спокойнее: много раз, непонятно почему, у меня было ощущение, что что-нибудь получится. Я ведь создаю то, что несет пользу людям. К тому же все мои компании были на зарождающихся рынках: такого либо пока никто не делал, либо его еще очень мало. Я скорее вдохновляюсь, когда решаю эти уравнения с большим количеством неизвестных, чем боюсь чего-то».
Клинический психолог и специалист платформы Alter Екатерина Антюфьева: «Многим предпринимателям знаком страх потерять партнера. Часто с этим сталкиваются основатели стартапов и те, у кого в прошлом был непростой опыт расставаний, необязательно в бизнесе.
Отношения между партнерами — это не только про деньги и проекты. Это и общий замысел, и взаимная поддержка, и столь нужное нам «чувство плеча», и радость побед, которую вы проживаете вместе. Поэтому за страхом потери, кроме бизнес-риска, стоит и эмоциональная история, связанная с доверием и чувством безопасности. В момент угрозы разрыва предприниматель переживает сложные чувства: страх одиночества, неуверенность в себе и растерянность.
Важно не позволять этому страху управлять вашими решениями и поступками. Здесь поможет саморефлексия:
- Какие реальные последствия я вижу? (Отделяем эмоции от фактов)
- Как я перестрою процессы, как будут перераспределены активы, ресурсы и обязательства? (Наличие плана «Б» снижает тревогу)
- Разделяю ли я личное и деловое? (В партнерских отношениях важно проводить эту границу)
- Как выглядит моя «предпринимательская стая»? Не замыкаюсь ли я на одном партнере? (Осознанное выстраивание своего окружения также уменьшает тревогу)
- Умею ли я завершать отношения и отпускать людей? (Важно уметь расставаться с благодарностью за совместный опыт и с ценными выводами)
Если мысли о возможной потере партнера все же вызывают сильную тревогу, стоит обратиться к психологу».
