Малый бизнес и реальность

Дарья Сунцова Forbes Contributor
фото Foto SA / Corbis

Исследования бизнес-климата различными структурами проводятся регулярно, а малое и среднее предпринимательство являются одними из наиболее актуальных объектов анализа: из-за динамичности своего развития и более быстрой реакции на изменения окружающей среды эта сфера требует постоянного мониторинга.

Выводы, которые приведены в последнем исследовании Ernst & Young «Барометр предпринимательского климата», интересны с точки зрения методологии и истории наблюдения за предпринимательской средой, но имеют ограниченную ценность с точки зрения описания текущей ситуации: большинство количественных показателей, учитываемых в исследовании, относятся к 2008-2010 годы, т.е. итоги восстановления российского малого бизнеса после кризиса в нем не отражены.

С другой стороны, некоторые субъективные параметры, например, восприятие предпринимателями бизнес-среды, меняются гораздо более сложно и долго и поэтому представляет больший интерес для обсуждения. Интересно, в частности, как соотносятся результаты исследования (в нем участвовало 50 респондентов из России) с итогами опроса предпринимателей ОПОРА РОССИИ в регионах РФ (6000 респондентов).

Поддержка бизнеса со стороны государства в России была оценена Ernst & Young выше среднеевропейской и существенно выше, чем в странах G20. Однако сами российские предприниматели, особенно в регионах, чаще используют негативные оценки при описании государственной политики в этой сфере. Так, 22% респондентов считают, что администрация региона не уделяет никакого внимания развитию малого и среднего бизнеса, а еще 31% считают, что внимания уделяется мало. Только 5% компаний ощущают, что поддержка предпринимательства — это приоритет региональной администрации. При этом, по данным исследования ОПОРЫ РОССИИ, 23% респондентов отмечают низкую или нулевую эффективность действий власти в этом направлении.

Надо понимать и еще один момент: существенным отличием России от некоторых других стран является высокий уровень региональной дифференциации, в том числе и в плане среды для развития малого предпринимательства. Имея опыт исследования 10 субъектов РФ в разрезе муниципальных образований, мы постоянно сталкиваемся с тем, что какие-то значимые инициативы власти в развитии бизнес-климата затухают на уровне регионального центра, тогда как большинство муниципалитетов никак не содействует бизнесменам.

Поэтому оценки Ernst & Young касательно того, что 24% респондентов считают инкубаторы инструментом серьезного влияния на развитие бизнеса, не совсем соотносятся с тем, что в регионах России только 13% предпринимателей вообще осведомлены о деятельности бизнес-инкубаторов, 36% из них считают эти организации «низкоэффективными» или «вообще не эффективными». Впрочем, в том, что касательно поддержки МСП среди предпринимателей преобладают негативные отзывы, с результатами исследования Ernst & Young нельзя не согласиться.

Анализ и сопоставление результатов различных исследований бизнес-климата – это гораздо более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд, однако интерес к нему в любом случае повышает шансы на изменение ситуации к лучшему. И в этой связи Россия – та страна, в которой потенциал этих изменений очень высок и результат мог бы быть особенно значим для экономики.

Новости партнеров