Руль в аренду: как работает услуга carsharing в Москве

фото Артема Голощапова для Forbes
фото Артема Голощапова для Forbes
Столичный бизнесмен предлагает делиться автомобилями, вместо того чтобы их покупать. Получится ли из этого успешный бизнес?

«Я долгое время мучил себя вопросом: как разгрузить дороги и уменьшить пробки?» — рассказывает Роман Ильканаев, автор новой для Москвы услуги carsharing. Ильканаеву 47 лет, он москвич, но его семья живет в Вене. Именно там он и нашел ответ. «Два года назад я увидел, как человек подошел к ярко раскрашенному автомобилю, открыл его с помощью карточки и уехал», — вспоминает Ильканаев. Сыновья (18 и 22 года) ему тотчас разъяснили, что это  своеобразная услуга проката автомобилей, которой они давно и активно пользуются.

Что означает «поделись машиной» (так буквально переводится carsharing на русский)? В Вене уже больше полумиллиона автомобилей, которые можно в любой момент открыть и поехать, заплатив лишь за время использования машины. Ильканаев, занимавшийся до этого продажей русских продуктов питания в Европе, решил попробовать ввести подобную услугу в Москве.

Весной 2012 года предприниматель поделился идеей со своими столичными друзьями, предпринимателями Салимом и Сабиной Якубовыми, и те решили его поддержать. «Услуга популярна на Западе, а у нас для многих она решила бы проблему личного транспорта», — пояснил в интервью Forbes Салим Якубов. Летом прошлого года предприниматели создали ООО «Ситикар»: 95% принадлежит Сабине Якубовой (супруга Салима) и 5% — Леви Ильканаеву (сын Романа).

Предприниматели вложили 60 млн рублей собственных и заемных средств в покупку около 50 автомобилей VW Polo, оборудование, а также разработку приложения AnyTime для смартфонов, с помощью которого и работает вся система.

Как воспользоваться услугой? Корреспондент Forbes узнал это на собственном опыте, вступив в клуб AnyTime с помощью мобильного приложения (можно также зарегистрироваться на сайте или позвонить диспетчеру, менеджер компании в тот же день свяжется с клиентом и приедет подписать договор). Чтобы добраться с утра на встречу в кафе, а дальше на работу, машину пришлось заказать накануне вечером — утром черный VW Polo бесплатно поставили около дома (в течение дня эта услуга стоит 500 рублей). Дальше все управление заказом ведется через приложение в смартфоне. Кнопка «открыть автомобиль» — там же в приложении, но на самом деле это делает диспетчер, поэтому, если вдруг пропал интернет, можно просто позвонить (но это не пригодилось). Внутри: документы и карточка для заправки в бардачке, навигатор и ключ-кнопка, чтобы завестись. Выбираем: поминутная оплата — 9,9 рубля, час — 594 рубля, сутки — 2500 рублей. Если использовать кнопку «закрыть», машина остается закрепленной за клиентом. Если «завершить аренду», то использование автомобиля закончено.

Итог: почти три часа использования автомобиля обошлись Forbes в 1750 рублей. Можно было бы в кафе «завершить аренду» и не платить лишние 600 рублей за простой, но тогда был бы риск, что кто-то забронирует свободный автомобиль и уедет. Кстати, бронь держится 20 минут — за это время нужно успеть в него сесть. Допустим, следующий клиент повезет детей за город: его расходы за 50 минут составят 495 рублей плюс дополнительная услуга — обратный вывоз машины 500 рублей, так как она оставлена за МКАД. 

 

Даже для Москвы услуга пока кажется дорогой:

опрос компании Online Market Intelligence (OMI), сделанный специально для Forbes, показал, что такого мнения придерживаются 59% москвичей. Хотя в сравнении с традиционным прокатом услуга выгодна: московский «Пилот-авто» на сайте предлагает такую же машину за 2900 рублей в сутки, а его конкурент Eternal avto — за 2000 рублей, но лишь на двое суток. Кроме того, в каршеринге не нужны залог, возврат, мойка и заправка. Средний чек таксистов в системе «Яндекс.Такси» составляет 600 рублей. Таким образом, суточная стоимость аренды эквивалентна в среднем четырем поездкам на такси, а часовая — одной. Тарифы AnyTime совпадают с европейскими: у DriveNow (BMW) одна минута поездки стоит минимум 31 евроцент (около 14 рублей), а у СiteeCar, оказывающей услуги в немецких городах, — 20 евроцентов за километр.

С апреля 2013 года услуга нашла отклик у 1000 клиентов. Как говорит Ильканаев, ею чаще всего пользуются, чтобы отвезти куда-нибудь детей, перевезти груз, съездить в магазин за покупками, на дачу или отвезти кого-нибудь в аэропорт. «Похоже, мы решаем проблему необходимости второй машины в семье или замещаем временное отсутствие первой», — заключает Ильканаев. К услуге, по его словам, проявляют большой интерес иностранцы, особенно из Европы, где подобный сервис достаточно распространен.

В августе и сентябре месячная выручка «Ситикара» составила 1,5 млн рублей. До этого она росла на 30% в месяц. Чтобы выйти на операционную прибыль при 50 автомобилях, необходимо 3000 клиентов, считает Якубов. «Ситикар» намерен увеличивать парк: Якубов хочет к концу года взять в лизинг 20 машин BMW 1-й серии и ведет переговоры с представительствами Chevrolet и Volkswagen.

В Европе каршеринговые услуги предоставляют крупные автоконцерны (BMW развивает проект DriveNow в нескольких городах Европы и Северной Америки, а концерн Daimler — Car2go) или компании, занимающиеся классической арендой машин. По подсчетам европейского агентства Frost & Sullivan, в 2012 году в мире услугами каршеринга воспользовалось 2,3 млн человек (парк — 54 000 автомобилей), а к 2020 году их число, по прогнозам, может вырасти до 26 млн. В начале 2013 года первопроходец в каршеринге американская Zipcar (11 000 автомобилей) оказалась в центре внимания инвесторов: крупный американский прокат автомобилей Avis купил компанию за $491 млн.

За следующий год «Ситикар» хочет расширить парк до 200 машин.

 

По прогнозам Ильканаева, средний счет клиента в месяц должен составлять 1500–3000 рублей при условии, что компания наберет 70 000 пользователей.

Будет ли отток клиентов у таксистов? «Это разные услуги», — уверяет Григорий Дергачев, менеджер сервиса «Яндекс.Такси», через который сейчас проходит 12 000 заказов в сутки. Ведь обязательные условия для проката, напоминает он, это уметь водить, иметь права и быть трезвым. Зато, по его мнению, новый сервис сильно упрощает процедуру аренды машины. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков убежден, что в России принято именно владеть автомобилем, а любые услуги проката пока воспринимаются как экзотика. После Москвы в планах Ильканаева освоение Зеленограда и городов-спутников столицы, а затем Санкт-Петербурга. Чтобы расширить аудиторию, предприниматель собирается организовать на сайте сервис «попутчик» — когда несколько человек, едущих по одному маршруту, могут в складчину брать одну машину. Кроме того, «Ситикар» ведет переговоры с городскими властями о выделении для его машин специальных парковок в центре Москвы.