Начали заново: три стартапа эмигрировавших предпринимателей

Фото Francisco Seco / AP / TASS
Фото Francisco Seco / AP / TASS
Гастросувениры в Израиле, wi-fi на Коста-Браве и сервис для поиска инвесторов в Калифорнии - предприниматели в эмиграции не сидят без дела

Что делать, если привычным бизнесом в новой стране заниматься нецелесообразно? Начинать с чистого листа. Вот истории трех российских бизнесменов, решившихся на новый бизнес-старт в эмиграции.

Вкусные подарки

Компания: Yoffi.com, 2015

География: Израиль

Основатель: Аркадий Майофис

Конец января, но на улице +17. На winter market, что ежегодно проходит в Тель-Авиве, с утра припекает солнце. У одного из  прилавков многолюдно: покупатели пробуют финиковый мед, сироп из рожкового дерева, удивляются необычно оформленным баночкам и коробочкам. «Yoffi!» (на иврите «красота»), слышится из толпы. «Yoffi – это часть нашей фамилии»,  объясняет выбор названия Аркадий Майофис.

53-летний Аркадий Майофис 25 лет назад создал в Томске телекомпанию ТВ-2. Ее независимая редакционная политика привела к конфликту с местными властями, в феврале 2015 года телеканал закрыли. Аркадий спрятал подальше 24 статуэтки ТЭФИ и навсегда улетел в Израиль. Его семья к тому времени уже жила в Кесарии на севере Израиля. «Кроме медиа делать я ничего не умею. Но было сразу понятно, что эти мои навыки в Израиле вряд ли пригодятся, – здесь очень мало русскоязычных медиа, всего пара каналов со специфической аудиторией. Что делать? Работы нет, большая семья (трое маленьких и двое взрослых детей), кредиты. Все это повергло в ужас»,  рассказывает он.

Друг Майофиса Денис Сергеев, основатель агентства кулинарных путешествий GourmetRiga.lv, посоветовал обратить внимание на нишу гастрономических сувениров. В Греции, Испании, Франции это целая отрасль, а в Израиле подобного нет. «Зато есть продукты, которых нет нигде в мире. Мы даже не проводили маркетинговые исследования, я посмотрел по сторонам и подумал, что идея стоит того, чтобы о ней задуматься», — говорит Майофис. К тому же на многочисленные праздники в Израиле принято дарить вкусную еду. 

Продукты под торговой маркой Yoffi, по задумке Аркадия, должны были стать экспортным символом Израиля, поэтому ставку сразу делали не только на качество, но и на красивую и функциональную упаковку: стеклянные банки, упакованные в картон, не бьются при перелете. На должность арт-директора взяли выпускницу престижного колледжа промышленного дизайна Shenkar Лику Марутян. 

Стартовали в начале 2016 года с меда и сиропов. «В Торе написано, что Израиль — страна молока и меда. Ровно поэтому мед – это первое, что у нас появилось» объясняет Майофис. Сейчас Yoffi выпускает 16 наименований гастрономических сувениров, они продаются в 35 магазинах в Эйлате, Тверии, Тель-Авиве, на курортах Мертвого моря и в Иерусалиме. Съедобным сувенирам Майофиса даже  удалось попасть в duty-free аэропорта Бен-Гурион, где отлично продается маца. 

В марте Майофис смог зайти в сети DOMO и ZER4Y. К концу года он планирует присутствовать уже в 200 точках и увеличить ассортимент кошерных съедобных сувениров до 40 позиций: обещает тхину (продукт из кунжутного семени) с разными добавками, халву с разными вкусами, в том числе и без сахара, мед-cуфле и разнообразную «финиковую» линейку – от десертов до финикового кофе. «Расширяться быстрее сложно – в Израиле не любят выскочек. «Савламут!», на иврите «не торопись», мне говорят часто. Куда бы я не пришел, везде вижу людей, которые никуда не торопятся», — говорит он.

Кто клиенты? Рынок потенциальных покупателей Аркадий Майофис оценивает в 3 млн человек, ставку делает на туристов и израильтян, ежегодно выезжающих в другие страны. Правда, высокая себестоимость упаковки — один из рисков проекта. Баночка меда обходится покупателю в 15, упаковка мацы в 14, чай  в 11. Израильский партнер фонда Flint Capital Леви Райз отмечает еще один минус  плохо просчитана емкость рынка. «Но есть и хорошая новость – евреи любят есть»,  улыбается он.

С Каталонией на связи

Стартап: Uwatec (бренд GhoFi), 2015

География: Люксембург, Испания, США

Основатели: Игорь Ганжа (на фото слева), Хайме Марторелл, Мурат Подгорецкий (на фото справа)

Лето 2012 года, пляжи Коста-Бравы залиты солнцем. Вот уже несколько дней Хайме Марторелл, в прошлом вице-президент глобальной Motorola, с удивлением замечает, что ему без проблем удается подключиться к некой новой сети wi-fi. Отлично работающая публичная сеть — редкость для Испании. Марторелл решил выяснить, кто ее создал. Так он познакомился с выходцем из России Муратом Подгорецким, основателем телеком-оператора Altanetica.

Опыта в телекоме у Подгорецкого предостаточно: несколько лет подряд он успешно развивал в Белоруссии оператора широкополосного доступа в интернет adsl.by. «Белорусский рынок по определению закрыт, нужно было расширяться на европейские рынки, — говорит Подгорецкий. — Начали с Каталонии – я туда переехал и перевез команду разработчиков».

Теперь Подгорецкий и Марторелл – совладельцы зарегистрированной в Люксембурге компании Uwatec, разрабатывающей технологии широкополосного доступа в интернет по радиоканалу в нелицензируемом диапазоне частот. Третий совладелец и ныне главный инвестор – один из наиболее известных предпринимателей в рекламной отрасли Игорь Ганжа, пару лет назад переехавший в Барселону (с Подгорецким они познакомились за несколько лет до этого в Минске, где Ганжа выступал с мастер-классом).

«В Испании одна из самых неблагополучных ситуаций в Европе с широкополосным фиксированным доступом в интернет – уровень проникновения 24,3% на 100 домохозяйств (для сравнения: в соседней Франции, где уровень тоже невысок, 37,8%). Всего 33% населения Испании живут в крупных городах, дотянуть оптику до центра небольшого города еще можно, а вот разводить сеть по домам крупным операторам невыгодно», — объясняет опытный рекламист перспективы комплекса технологических решений из базовых станций, антенн собственной разработки, работающих в общедоступных частотах с собственным протоколом обмена данными. 

Главное конкурентное преимущество платформы, которую партнеры продвигают под брендом GhoFi (сокращение от Ghost Fiber), — возможность недорогого подключения клиентов, живущих в труднодоступных для приема радиосигнала местах. Недорогого как в сравнении с мобильным доступом в интернет LTE, так и с самой передовой технологией широкополосного фиксированного доступа – подключением по оптоволокну. Сегодня цена базовой станции GhoFi при емкости покрытия до 2400 абонентов в максимальной конфигурации — €5000. Для сравнения: стоимость базовой станции LTE – от 50 000, это около 500 абонентов. 

Приятный бонус клиентам — бесшовный внутрисетевой роуминг в поле покрытия сети GhoFi. По словам Ганжи,  клиенты уже сегодня могут пользоваться домашним интернетом со скоростью 100 Мбит/с и вне дома – в горах, в гостях или даже на пляже. В планах – лицензирование отдельных технологических решений для провайдеров и производителей домашних роутеров. «Ровно для этих целей в 2015 году в США мы получили первые пять патентов на различные составляющие платформы GhoFi, планируем еще три патента»,  говорит Ганжа.

К концу 2016 года партнеры планируют вывести на рынок устройство, которое избавит пользователей от проблем с домашним wi-fi в часы наибольшей нагрузки или при использовании высоконагруженных сервисов: торрент-трекеров, потокового видео. «В нестабильной работе wi-fi чаще всего виноват не оператор, а сам протокол wi-fi, — говорит Подгорецкий. — Эту причину мы и устранили с помощью собственного протокола».

Первые лицензии на оказание услуги широкополосного доступа в интернет под брендом GhoFi уже купили два телекомоператора в Испании и на Кипре. 

Дэйтинг для стартапов

Компания: Starter.one, 2016

География: США

Основатели: Игорь Гонебный (на фото слева), Игорь Любимов

Почему погибают миллионы стартапов? «Они не нашли нужных коннектов в определенное время»,  38-летний Игорь Гонебный говорит это, опираясь на личный опыт. Свой самый первый стартап  компанию Cloud IT, что первой в мире начала сдавать в аренду лицензионный софт для проектирования и автоматизации (популярная ныне модель SaaS — Software as a Service) – ему пришлось закрыть. Он долго искал инвесторов и в сервис Coursmos.com. В итоге все-таки привлек более $1 млн инвестиций. Но именно этот опыт убедил Гонебного в том, что модель поиска инвесторов пора менять.

В 2014 году Игорь Гонебный выиграл грин-карту и вместе с семьей перебрался в Калифорнию, живет теперь в 30 минутах езды от Стэнфорда. Последние несколько месяцев он закрывает крышку ноутбука лишь засветло. Вместе с разработчиком LinguaLeo Игорем Любимовым запускают в Калифорнии платформу для поиска инвесторов для стартапов Starter.one.

Суть проекта – автоматически подбирать стартапам «правильных» инвесторов, которые работают именно с такими проектами. «Стандартная ситуация для любого стартапа: пишешь инвесторам 100 писем, используя все их доступные аккаунты, в итоге получаешь не больше десяти ответов, из которых окажутся полезными лишь два-три. Очень хотелось перевести этот процесс на цивилизованный уровень. На нашей платформе сегодня это делается за один клик».

В середине 2015 года Гонебный разработал алгоритмы, которые детально анализируют компанию, опыт команды, текущие показатели и достижения на соответствие требованиям инвестора. Основатели проанализировали 110 000 инвестраундов, 70 000 фондов, партнеров и бизнес-ангелов: нужно было отобрать реально действующие контакты, удалить "мусор". В разработку партнеры вложили около $10 000. Как планируют зарабатывать? Доступ к платформе для ее участников будет стоить $50 в месяц.

Starter.one предлагает в итоге список не сотни инвесторов, а 10-15 отборных. Именно этим сервис отличается от конкурентов, которых в Кремниевой долине предостаточно. Самые ближайшие, MatterMark и PitchBook, фокусируются на сборе аналитики и ее обработке, а всю дальнейшую информацию компании уже ищут «руками». «Мы используем их данные на нашей платформе, чтобы запускать artificial intelligence (искусственный интеллект) для автоматического поиска»,  говорит Гонебный.

Платформы же типа AngelList DealFlow сфокусированы на создании синдикатов ангелов и инвесторов. «Остальные сервисы или платформы пытаются оказать стартапам услуги, которые на самом деле им не нужны, с этой точки зрения Starter.one выглядит намного интересней», — считает CEO небольшого калифорнийского стартапа CloudTrack Леонид Шейба. Но предупреждает, что в ближайшие 2-3 года на рынке инвестиций в стартапы стоит ждать затишья: «Рынок раздут, его начнут «остужать». 

На этот случай у Гонебного и Любимова есть подстраховка. Интерес к платформе с узким поиском проявили Латиноамериканская торговая палата, Израильская торговая палата в Калифорнии, Форум по венчурным инвестициям Китая — все они хотят инвестировать в перспективные зарубежные компании, созданные их соотечественниками.