Стив Джобс поделился проблемой с конкурентами

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Казалось, что у нового iPhone плохое качество приема. Оказалось, что оно плохое у всех остальных

В истории «Антеннагейта» было все, что нужно для полноценного скандала. Во-первых, классическое начало: жалобы лояльных пользователей. Выяснилось, что если держать iPhone 4 в левой руке, зажимая его всеми пятью пальцами, у него существенно ухудшается качество приема. Во-вторых, хамская реакция: представители Apple посоветовали своим клиентам держать телефон как положено. В-третьих, зарождающаяся волна общественного протеста: ассоциация левшей (особенно страдающих от проблемы) призвала компанию исправиться под угрозой бойкота.

По мере того как развивались события, история обрастала все новыми подробностями, не делавшими чести компании-производителю и как будто специально придуманными для учебника по маркетингу. Apple обращалась к пользователям с обещанием исправить недостаток смартфона программными методами, что позволило бы избежать покупки специальных приспособлений. Авторитетный журнал Consumer report, исследующий качество потребительских продуктов, выяснил, что проблема телефона действительно в антенне (которую программными методами не исправить) и «не рекомендовал» своим читателям покупку устройства. Это, впрочем, не помешало журналу назвать iPhone 4 лучшим устройством на рынке. Apple пошла на попятный.

Комментаторы соревновались в изобретении емких сравнений. Неправильный способ держать iPhone был назван «смертельным захватом». Сам телефон сравнивали с неудачной и провалившейся в продаже операционной системой Windows Vista, а Apple — с компанией Toyota, которой пришлось отзывать полгода назад несколько миллионов машин из-за подозрений в небезупречной работе тормозов. Рисующаяся картина отлично укладывалась в стереотип: Apple захватила рынок, обогнала по капитализации Microsoft и, естественно, начала халтурить. Меньше чем через неделю после начала «Антеннагейта» Motorola опубликовала в New York Times полосную рекламу своего нового телефона Droid X, антенна которого «позволяет держать его как вам понравится и наслаждаться кристально чистым сигналом практически в любом месте». На память приходили рекламные кампании самой Apple, нещадно высмеивающие каждый новый релиз Windows.

Впрочем, у Apple есть одно выгодное отличие от прочих технологических гигантов: они доминируют на рынке совсем недавно. Поэтому вместо того, чтобы сносить критику молча и идти навстречу всем жалобщикам, Стив Джобс решил, что лучше потонет, но утащит за собой и всех остальных.

В пятницу Apple созвала внеплановую пресс-конференцию, что само по себе необычно. Все публичные выступления компании, обласканной прессой, готовятся за несколько недель. На пресс-конференции Джобс озвучил несколько тезисов.

Во-первых, он подтвердил, что компания продала уже больше 3 млн iPhone 4. Во-вторых, сказал, что только 1,7% купленных устройств возвращают в магазин (по сравнению с 6% iPhone 3Gs) и только полпроцента жалоб покупателей касаются качества приема. В-третьих, пообещал обеспечить все телефоны, купленные до 30 сентября, специальным чехлом, позволяющим побороть «смертельный захват». И, наконец, он сделал то, что очень редко позволяют себе менеджеры в его положении: прямым текстом заявил, что конкуренты ничем не лучше. «Смертельный захват», сказал Джобс, ухудшает качество приема не только у iPhone последних двух поколений, но и у BlackBerry Bold 9700, HTC Droid Eris и Samsung Omnia II (на сайте компании есть специальная страница с результатами замеров). Иными словами, проблемы не только у Apple, но и у всей индустрии.

И что же ответили конкуренты? Ничего. Возмущенные опровержения остальных производителей можно читать как пособие по демагогии.

Вот что сказали генеральные директора Research in Motion (производитель BlackBerry) Майк Лазаридис и Джим Болсилли: «Попытки Apple втянуть RiM в свои неудачи неприемлемы. Заявления Apple по поводу наших продуктов — это намеренная попытка… отвлечь внимание от проблем компании». По существу дела они добавили, что «RiM — мировой лидер в разработке антенн и успешно производит эффективные беспроводные устройства уже больше 20 лет. Все это время RiM избегала технических решений, примененных в iPhone 4».

Генеральный директор Motorola Сунджай Джа сказал, что расположение антенны снаружи устройства (как в iPhone. — Forbes) имеет недостатки и по этой причине его компания избегала его.

«Apple должна сама разбираться со своими проблемами, — заявил финансовый директор HTC Хуэй-Мэн Чэн. — Проблемы с приемом совершенно точно не распространены среди смартфонов».

«В результате многолетнего опыта производства качественных телефонов Samsung начал применять внутреннюю антенну, позволяющую оптимизировать прием при любом захвате трубки», — гласило официальное заявление Samsung.

Nokia заявила, что ее телефоны спроектированы для реального мира и их можно держать в любой руке. Впрочем, финская компания признала, что захват может влиять на качество приема.

В этих отповедях есть и гнев, и недоумение, и самореклама. Чего в них нет — это обвинения Стива Джобса во лжи. Что могло бы быть проще, чем сказать: заявления Apple не соответствуют действительности. Однако никто не смог этого сделать.

На процитированных топ-менеджеров (включая Джобса) приходится 90% рынка смартфонов. И ни один из них не нашел в себе сил, чтобы опровергнуть доморощенное исследование Apple, сделанное, вероятно, в последний момент и без должной тщательности. Это может значить одну из двух вещей: либо Apple знал, куда бил, и точно подобрал модели конкурентов для сравнения, либо у всех рыльце в пушку. Но в любом случае проблемы действительно у всей индустрии.

Представители RiM, Nokia или Samsung могут теперь сколько угодно говорить, что для их телефонов редкие сбои в связи совсем не такая проблема, как для iPhone, хотя бы потому, что на iPhone приходится львиная доля мобильного интернет-трафика и самый перегруженный оператор в США — AT&T. После пятничных событий сложно будет им верить (если, конечно, они не найдут в себе сил обвинить Apple во лжи). А Стив Джобс объявит результаты второго квартала, включающие выручку с миллионов проданных iPad и 1,7 млн iPhone 4, раскупленных за первый уик-энд, и снова станет героем. Уже несколько лет прибыль Apple на 40% обгоняет прогнозы аналитиков. В конце концов, иногда приятно быть доминирующей компанией.

Новости партнеров