К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

6 ошибок производителя BlackBerry

6 ошибок производителя BlackBerry
Недооценка успеха iPhone, любовь к хоккею, нерасторопность и другие причины неудач руководства канадской Research in Motion

Десять лет назад Research in Motion (RIM) была ведущим производителем мобильных телефонов. Все, кто хоть что-нибудь значил в этом мире, — знаменитости, инвесторы с Уолл-стрит и предприниматели из Кремниевой долины — носили культовый BlackBerry.

Еще год назад BlackBerry опережал все другие смартфоны по числу пользователей.

В этом году компания потеряла значительную часть рынка, а ее акции за последние пять месяцев упали более чем на 50%. Что случилось?

 

RIM была основана 20 лет назад в маленьком городке Ватерлоо в Канаде Майком Лазаридисом, получившим техническое образование в местном университете. Вскоре Лазаридис привлек еще одного канадца — Джима Балсилли, который стал помогать ему управлять делами предприятия. Им обоим принадлежит заслуга превращения RIM в крупнейшую компанию Канады, и они по-прежнему делят обязанности гендиректора.

Сегодня, однако, компания рискует устареть, подобно Nokia или Palm. Как же все так быстро испортилось?

 

RIM допустила несколько ошибок:

1. Они игнорировали iPhone, пока не стало слишком поздно. iPhone появился в январе 2007 года. Майк Лазаридис, как сообщают, говорил своим сотрудникам, что iPhone покупать не будут, потому что никто не захочет, чтобы на мобильном телефоне был персональный компьютер. Людям достаточно просто проверять почту — эта уверенность объяснялась тем, что он сам создал только приложение для электронной почты.

2. Отвлеклись от основного вида деятельности на хоккей: Джим Балсилли — страстный фанат хоккея и игрок, как многие канадцы. С 2006 года он предпринял четыре попытки купить разные хоккейные клубы за $200 млн. Он оставил эту идею только в конце 2009 года. Можно проследить, как именно за это время RIM лишается своего конкурентного преимущества и уступает Apple. С момента первой попытки Балсилли купить хоккейную команду до сегодняшнего дня цена акций RIM упала на 16%. Средний показатель Nasdaq за это время увеличился на 24%, а капитализация Apple выросла на 358%.

 

3. Слишком долго ждали, прежде чем освежить устаревшую линейку смартфонов. Когда Балсилли очнулся от хоккейной дремы, а Лазаридис наконец осознал, что пользователи все-таки хотят иметь iPhone, в апреле 2010 года они в отчаянии приобрели компанию под названием QNX, которая разработала операционную систему следующего поколения для телефонов RIM. К несчастью для RIM, первые телефоны с новой операционной системой станут доступны лишь в конце 2012 года, а люди все больше отказываются использовать нынешнюю версию BlackBerry.

4. Продвижение идеологии закрытой корпоративной культуры и нежелание выслушивать идеи подчиненных. 10 лет назад, когда я работал на софтверную компанию в отделе коммерческого развития, я обратился к RIM с предложением о сотрудничестве. Я понял, что компания чрезмерно бюрократична. Мне пришлось подписать 20-страничный договор о неразглашении только для предварительного разговора с компанией о моем предложении. Разговор ни к чему не привел. Может быть, потому, что в группе коммерческого развития были сплошные юристы. RIM в то время была вовлечена в долгое и дорогое судебное разбирательство из-за патентов с компанией NTP. Возможно, отсюда появилась эта юридическая культура, но она чрезвычайно непродуктивна, особенно когда пытаешься успевать за конкурентами. За последние несколько недель публичную огласку получили гневные письма сотрудников компании, где они жалуются на закрытую культуру, в которой имеет значение лишь «то, что думают Майк и Джим». Стив Джобс — перфекционист, но он хотя бы позволяет хорошим идеям подниматься снизу.

5. Проблема «большой рыбы в маленьком пруду». Ватерлоо — маленький городок, в нем всего 200 000 жителей. Когда Балсилли и Лазаридис прогуливаются по городу, они местные боги. Любой, кто встречается им, или сам работал на RIM, или его знакомый там работал, или его бизнес зависит от денег, приносимых RIM в местную экономику. Это позволяет Балсилли и Лазаридису в течение последних четырех с половиной лет утешать себя тем, что RIM — по-прежнему великая компания, а Apple и Google не представляют собой ничего особенного. Кто выскажется иначе в таком маленьком городе? Если бы RIM располагалась в месте с большей конкуренцией — к примеру, в Кремниевой долине, где они бы были «маленькой рыбкой в большом пруду», — Балсилли и Лазаридис, вероятно, были бы не так самодовольны.

6. Стратегия «Без Китая». Во время поездок в континентальный Китай я практически никогда не вижу BlackBerry — разве что у инвесторов из Гонконга. Сравните это с Apple, которая получила от продаж в Китае 10% своих доходов в прошлом году, а в этом году ожидается намного больше. Своим успехом Apple отчасти обязана инвестициям в Китае. RIM на этом рынке не показывалась.

Можно ли спасти RIM? Не думаю. Предложения, которые мне доводилось слышать от акционеров, включают, в частности, отделение части компании, назначение нового независимого председателя совета директоров, отказ от двухглавой структуры управления или даже смещение обоих гендиректоров. Это все сомнительные лекарства для пациента с конечной стадией рака.

 

Motorola в 2007 году была в схожей ситуации. У них была ужасная продуктовая линейка. Пришел Карл Айкан и потребовал разделения компании на две и привлечения нового «профессионального» руководства в сфере мобильных телефонов. Они провели многочисленные увольнения и решил полностью сотрудничать с операционной системой Android от Google. Тем не менее через четыре с половиной года их акции котируются гораздо ниже, чем были когда-то, и все еще неясно, смогут ли новые телефоны и планшеты поднять компанию на прежний уровень.

Забудьте об этой некогда великой компании. Дни Research in Motion в качестве независимого производителя сочтены.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости