К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спутник для каждого

Спутник для каждого
Компания Pumpkin готова наладить массовое производство дешевых космических спутников. Дело за массовым спросом

Cреднестатистический американский потребитель может пока не осознавать, зачем ему собственный спутник, признает Эндрю Калмэн. Он и сам этого точно не знает. Тем не менее, замечает 46-летний стэнфордский профессор, двадцать лет назад никто толком не понимал, зачем может понадобиться коробка, набитая чипами и программами, то есть персональный компьютер.

Фирма Калмэна Pumpkin Inc. вышла на рынок искусственных спутников 10 лет назад. Сейчас компания, в которой всего четыре сотрудника, стала крупнейшим в мире поставщиком наборов для сборки легких (чуть меньше килограмма) и небольших (10 см высотой) модулей с бортовым компьютером, которые можно запускать на орбиту Земли. Своеобразные кубики Рубика стоимостью $7500 (они называются CubeSat) сделали Калмэна этаким космическим Генри Фордом: он стремится принести в каждый американский дом компактный беспилотный звездолет.

Космический набор состоит из алюминиевой основы, материнской платы, программного обеспечения, памяти и процессоров — все детали достаточно прочны, чтобы противостоять вибрациям, вакууму и колебаниям температуры в космосе. Хотите следить за ураганами, которые угрожают вашему бунгало на пляже? Транслировать полученные из космоса сигналы радиооператору в Северной Корее? Подключите к базовой комплектации панели солнечных батарей, камеру или радиопередатчик, найдите ракету, которой можно «сесть на хвост», и у вас будет собственный беспилотный летательный аппарат, бороздящий просторы космоса на высоте 600 км.

 

«До нас это была территория миллиардных бюджетов. А мы продали первый набор небольшой обсерватории в Боготе (Колумбия) со штатом из девяти человек, никогда не имевших дела со спутниками», — рассказывает Калмэн. Другие покупатели Pumpkin Inc. — в основном университеты — использовали CubeSats для слежения за кораблями в открытом море и изучения молний и радарных волн в верхних слоях атмосферы. «Никто пока толком не знает, на что способны наши маленькие спутники. Но мы хотим сделать их следующим прорывом в освоении космоса», — говорит Калмэн.

 

На сегодняшний день Pumpkin Inc. продала около 280 наборов. Конечно, по сравнению с $13,5 млрд рынка больших спутников, которые собирают такие гиганты, как Lockheed Martin и Boeing, это крошечный бизнес. Доходы компании за все время не превышали $1 млн в год. Пока на орбите кружат только пять наборов CubeSats, хотя уже в 2011 году планируется запустить в два раза больше.

Основным барьером для продаж CubeSats остается высокая стоимость запуска. Спутник можно погрузить на большинство ракет-носителей, но их аренда у NASA или любого другого космического агентства требует долгих переговоров и десятков тысяч долларов.

Тем не менее благодаря дешевому оборудованию в прошлом году Pumpkin Inc. добилась настоящего успеха: Национальное управление военно-космической разведки США заказало компании 12 полноценных спутников (каждый около 30 см в длину) по $250 000 за штуку, включая разработку и тестирование. Два из них отправились на орбиту уже в ноябре — запуск осуществляла частная компания SpaceX. «Сотрудничество с правительством и военными демонстрирует, что платформа CubeSat уже давно перестала быть диковинкой», — утверждает Калмэн.

 

Получив степень по электротехнике, Эндрю Калмэн окрыл компанию, разрабатывающую звуковое оборудование. Затем в 1995 году он основал фирму Pumpkin Inc., производящую аналитическое оборудование для водителей гоночных машин. Разработанные им операционные системы для установки на машинах продавались в оранжевых коробках, отсюда и название компании (pumpkin — тыква). Продукт так и не вышел на рынок: необходимое GPS-оборудование стоило слишком дорого.

В 1998 году Калмэн получил должность консультанта в Стэнфорде, и вскоре к нему обратился профессор инженерного дела Роберт Твиггс. Твиггс разрабатывал стандарт спутников CubeSat, которые можно было бы запускать с любым носителем. Но его студенты не успевали собирать эти аппараты за то время, которое длился его курс.

Набор для Твиггса Калмэн создал, используя операционную систему, разработанную им для гоночных машин, и сократил время изготовления аппарата до нескольких месяцев. Ключевой идеей стала смена подхода — Калмэн видел в аппаратах не уникальный технический феномен, а бытовой прибор. Вместо специальной памяти и процессоров, предназначенных для космических полетов, он подключал такие стандартные детали, как, например, SD-слоты памяти и процессоры Texas Instruments. «Изготовители спутников покупают дорогущее оборудование, спроектированное 15 лет назад. У нас другой подход: к черту все это, надо использовать штампованные детали. Зачем тратить $1000 на память, когда работающий аналог продается за $2», — считает Калмэн.

Идея использования компонентов промышленного производства не нравится традиционалистам, но профессор аэрокосмической инженерии Джорди Пуиг-Суари, один из инициаторов движения CubeSat, считает, что Калмэн действительно сделал технологию куда доступнее. «Pumpkin Inc. создала новый стандарт миниатюрных спутников, и все больше компонентов можно купить в магазине, — говорит он. — Калмэн сделал рискованный шаг — и предложил новый подход к искусственным спутникам».

Крупные игроки также проявили интерес к микроспутникам. Boeing, например, участвует в девяти похожих проектах, а еще десять планирует на следующий год. Однако Калмэн считает, что в отличие от его фирмы большие компании никогда не будут фокусироваться на негосударственных покупателях: «Они не заинтересованы в проектах, которые принесут им меньше $10 млн. Поэтому всегда остается ниша для таких, как мы».

 

Он замечает, что подобная стратегия помогла Apple стать лидером в вычислительной индустрии прошлого века. Иногда большие цели — и даже революции — лучше всего достигаются с помощью очень маленьких шагов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+