К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дружеский кредит: краудлендинг для нишевых проектов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как работают финтех-платформы, помогающие стартапам

На рынке принято ассоциировать альтернативное финансирование с потребительскими займами (p2p-кредитование). Это финансовые сервисы выдачи займов (потребительских, бизнесу, ипотечных и других), в которых кредитором выступает не банк или кредитная организация, а большое количество физических лиц или институциональных инвесторов.  Такая модель работы стала широко применимой в потребительском кредитовании. Самые известные игроки на этом рынке —  компании, среди которых, например, американская Lending Club (уже вышла на IPO, текущая капитализация  - $2,5 млрд, за три квартала 2016 года  объем выданных  потребительских займов достиг $6 млрд) и британская Zopa ( частная компания с оценкой £0,5 млрд, в 2016 году объем кредитов  - около £670 млн)

Cервис P2P-кредитования  - это платформа, которая объединяет с одной стороны кредиторов, а с другой – заемщиков. Платформа не принимает на себя кредитных рисков – все займы выдаются за счет денежных средств кредиторов. Сервис проводит скоринг заемщиков, оказывает услуги по сбору просроченной задолженности и удобной оплаты по выданным кредитам, беря за это процент от сделки. Благодаря тому, что в этой схеме убирается посредник (банк), который обычно забирает большую часть комиссии, схема становится выгодна обеим сторонам — повышаются проценты на доходность для кредиторов, а ставки по кредиту для заемщиков снижаются. Другое важное преимущество взаимного кредитования — его удобство:  все можно сделать онлайн, без походов в банк, сбора справок и поиска поручителей.

Однако краудфандинг не ограничивается только потребительским кредитованием, включая в себя финансирование бизнеса. В отличие от займов частным лицам, показавшим в последний год рост в 54% (все — данные KPMG), кредитование бизнеса развивается более динамично — краудлендинг вырос за года на 131%,  краудинвестинг  - на 83%. В последние 3-5 лет появились новые модели альтернативного кредитования (в первую очередь, бизнеса), которые по своим объемам иногда даже превосходят рынки, на которых работают такие гиганты, как Lending Club, Prosper и Zopa.

 

Funding Circle, Kabbage — сегодня миллиардные компании и лидеры рынка в США и UK, которые начали работать в незанятой нише, которая образовалась после кризиса 2008 года, когда банки резко снизили кредитование малого и среднего бизнеса. Образовавшиеся ниша создала условия для привлечения заемных деньги или инвестиций с помощью нетрадиционных, в первую очередь, небанковских инструментов. Новая индустрия на стыке финансирования и IT, где как и во многих других «хайповых» нишах в первую очередь убирается посредник, в данном случае — банк или другой финансовый институт.

Что входит в это понятие? Кроме «классического» потребительского p2p, где физические лица кредитуют друг друга:

 
  • Взаимное кредитование бизнеса (сrowdlending), где инвесторы получают возврат на инвестиции. Ярким примером может быть компания Funding Circle

  • Инвестиции за вознаграждение от компании (сrowdfunding). Хорошим примером может быть сервис Kickstarter, Crowdcube

  • Кредитование за долю в компании (сrowdinvesting). Расчет на дивиденды и рост стоимости доли. (Seedrs) Также включает совместные инвестиции в недвижимость (Tessin)

  • Онлайн факторинг — финансирование дебиторской задолженности, т.е. кредит под залог ожидающихся платежей (BlueVine). Второй вариант объяснения — это кредит, в котором в качестве залога выступают ожидаемые платежи.

  • Инвойс дискаунтинг — по сути, разновидность факторинга. Здесь финансирование обычно выплачивается сразу на общую сумму ожидаемых поставок, а не на каждую в отдельности. Является регрессным (т.е. кредитор обязан возместить фактору недополученное от дебитора) и закрытым (дебитора не уведомляют о состоявшейся уступке) (Arex)

Стали появляться продукты, которые работают по принципу «кредитной карты для бизнеса», когда компании одобряется определенный лимит. Далее она может брать деньги, отдавать их в любой срок, а проценты платить только за время фактического пользования (Biz2Credit — US, с 2007 выдали займов бизнесам на $1.6млрд).

Насколько глубока стала кроличья нора?

Согласно докладу KPMG, рынок только Европейского альтернативного финансирования (без учета UK) продолжил рост и увеличился на 72% в период с 2014 по 2015 до объема в €1 трлн.

 

Согласно докладу Европейской Комиссии, объем выданных кредитов, привлеченных с помощью инструментов альтернативного финансирования, в 2015 составил €4.2 млрд. При этом, согласно исследованию, на конец 2014 года в этом регионе было 510 активных площадок, связанных с альтернативным финансированием:

Рынок Европы достаточно сегментирован, как по размеру, так и по уровню «принятия» (adoption) новых форм онлайн-кредитования. UK является безусловным лидером и занимает 81% Европейского рынка альтернативного финансирования. Одной из причин такого успеха, может быть, историческая концентрацией капитала в Лондоне. В этой связи, рынок центральной Европы выглядит более привлекательным для инвестиций в компании на ранней стадии, как в связи с ростом привлекательности альтернативного финансирования в регионе, так и с доступом к оборотному капиталу (инвесторам) в таких финансовых центрах, как Германия, Швейцария, Люксембург.

Однако если посмотреть более внимательно, то основным драйвером развития индустрии в регионе стало развитие небанковского кредитования именно бизнеса (так называемый «краудлендинг»), который достиг 131% годового роста в 2015 году:

Такой рост обусловлен несколькими факторами.

Краудлендинг - это взаимное кредитование бизнеса физическими лицами, как правило, суммами от $50 000 до $500 00 сроком на несколько лет.  Для компании такая модель гарантирует более низкую процентную ставку по кредиту в силу отсутствия посредника в виде традиционного финансового института, например банка. Вторым фактором является срок рассмотрения заявки — от нескольких часов до нескольких дней (плюс время сбора денег на площадке от кредиторов), в то время как банки обычно принимают решение в течение месяца и более. И это не учитывая сбор документов и прочие сложности. Кроме того, удобный размер кредита, определяемый только самой компанией. Небольшим компаниям нередко требуется небольшой быстрый займ для закрытия кассового разрыва, однако банкам работать с такими суммами зачастую не интересно из-за высоких операционных расходов на оформление.

 

В такой модели выигрывают две стороны: для инвестора в такой ситуации  - выше доходность на инвестиции. Согласно аналитике стартапа Raisin, предлагающему размещение депозитов по всей территории Евросоюза и куда инвестировал Юрий Мильнер, годовая доходность по депозитам в EU сейчас едва превышает 0.3-1.2%, а на краудлендинг площадках есть предложения от 3 до 7%. При этом риски гораздо меньше, чем во многих других инвестиционных инструментах, таких как фондовая биржа, облигации, форекс и других. Кроме этого, через площадку возможно инвестировать небольшую сумму (от €100 до €10,000), так как общий «пул» займа при P2B-кредитовании разделен на небольшие части. Такая механика, кроме своего удобства, также помогает снизить степень риска инвестора через диверсификацию его кредитного портфеля. В таком случае, если какая-то из компаний не вернет займ, это сбалансируется другими успешно возвращенными инвестициями.

Желание, с одной стороны —  сохранить высокую доходность и удобство таких платформ, а с другой — максимально снизить риски при вложении через такие сервисы, привело к тренду на сегментацию p2b платформ. Наши исследования показывают, что именно четкий фокус определенном регионе и на выбранную аудиторию в бизнесе (тип бизнесов), позволяет добиться желаемого результата. Уже существует несколько компаний, работающих в определенных нишах, определяемых в основном спецификой бизнеса.

  • BillFront (DE) — онлайн факторинг площадка только для медийных компаний, для преодоления кассовых разрывов 

  • LendInvest (UK) — ипотечные займы и кредиты под залог недвижимости 

Ярким примером такой сегментации может быть Finnest (компания сообщила об инвестициях в более $1 млн от фонда Maxfield Capital — Forbes). Компания в отличие от конкурентов кредитует только компании старше 10 лет и годовым оборотом не менее €10 млн. Это Австрийская площадка выдачи субординированных займов компаниям из DACH региона (на сегодняшний день). Большая часть из них это b2c-компании, поэтому 80% инвесторов привлекаются из базы компании-заемщика (по сути клиенты фирмы) через их внутренний маркетинг, что позволяет значительно снизить стоимость привлечения. Такая модель предлагает компаниям взять беззалоговый субординированный кредит под 5-6% годовых на срок от 3-х до 5 лет.

Многие конкурирующие компании таргетируют стартапы и ранние проекты, и как следствие получают соответствующий «имидж» и определенный уровень дефолта в силу высокой выживаемости проектов. Недавний инцидент с дроном для сэлфи Lily на Kickstarter это хорошо демонстрирует — компания собрала предзаказов на $34 млн от 60.000 участников кампании и разорилась. Такие истории отпугивают устоявшиеся компании, их условия обычно другие — выше размер займов, другие ставки, длительность, соответствующая юридическая часть и прочее. Этот сегмент компаний традиционно был клиентами банков, но постепенно разворачивается в сторону альтернативного финансирования в связи с ужесточающимися требованиями и поисками диверсификации долговой нагрузки.

 

Некоторые компании (из кредитуемых на площадке, в основном бизнесы с прямыми b2c продажами — винодельня, сеть отелей, производитель матрасов) предлагают инвесторам возможность получить накопленные проценты по займу ваучерами на покупку продукции, с повышающим коэффициентом. В этом случае компания получает увеличение лояльности и новых клиентов. Например, по статистике Finnest, данным механизмом возврата готовы пользоваться около 10% инвесторов.

Почему сегментация на определенные ниши дают больший рост?

В Европе краудлендинг постепенно превращается из нишевой истории в серьезную альтернативу традиционной банковской сфере (доклад Организации Экономического Сотрудничества и Развития 2015). Важным фактором на этом рынке является введение постепенное вступление в Еврозоне новых банковских требований Basel III. В числе нововведений будет постепенное уменьшение капитала Tier 2 (рисковые активы) в портфеле банков, что приведет к ужесточению требований к заемщикам, т.е. компаниям малого и среднего бизнеса. Новое законодательство, равно как и новые требования к ликвидности (повышается мин. уровень капитала, достаточный для покрытия 30-дней отсутствия наличности) повысит конкурентоспособность альтернативных финансовых площадок. Кроме этого, не стоит забывать, что часто банковский кредит привязан к конкретной цели (нужно описать конкретный бизнес план и предоставлять отчетность), на которую компания может потратить привлеченные средства. На crowdlending займы это требование не распространяется, что дает компании определенную свободу в распоряжении заемным капиталом. Подтверждением тренда на сегментацию в кредитовании бизнеса со стороны небанковских сервисов приходит даже со стороны крайне консервативных организаций. Они видят в краудлендинге серьезный инструмент для финансирования. Примером может может быть сделка немецкой площадки Kapilendo, которая недавно привлекла $7.3М от Берлинской Ассоциации Стоматологов (Berlin Chamber of Dentists).

Однако не стоить думать, что ниша небанковского кредитования компаний так безоблачна. Индустрия находится только в начале своего становления, поэтому она как никакая другая подвержена рискам со стороны законодателей. Австрия в сентябре 2015 года разработала «Акт об альтернативных инвестициях», фактически, легализовав их работу. В России и даже некоторых других странах ЕС, такой документ только предстоит создать и его параметры вряд ли будут так «дружелюбны» к бизнесу. Кроме отсутствия правового поля, существует другая проблема — отсутствие подходящей инфраструктуры. В таких сервисах главную роль играют «эскроу» счета. Они позволяет продавцу и покупателю обеспечить исполнение обязательств и минимизировать свои риски по срыву сделки или возможности мошенничества одной из ее сторон. В нашей стране такой сервис только предстоит разработать, легализовать и выпустить на рынок. Кроме риска со стороны законотворцев есть и другой существенный аспект. Альтернативные инвестиции высокорисковый инструмент, который плохо защищает инвестора. В отличие от Австрии и Германии, где давно действует государственный рейтинг кредитоспособности организаций (фактически кредитный рейтинг компаний), в России такая система отсутствует в принципе. Хотя даже наличие такого рейтинга не гарантируют хотя бы сохранение вложений, тем более через 3-5 лет. Дефолт компании на площадке с высокой степенью доверия со стороны инвесторов компаний — это значительный репутационный риск для таких платформ. Появление такого случая может поставить жирную точку на планах по развитию сервиса за пределами «тепличных» условий регионального рынка.  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+