К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российской венчурной индустрии необходимо перевести потенциал стартапов в реальные бизнес-проекты, необходимые для достижения этой цели шаги следует предпринять как можно скорее

Русские — очень предприимчивые люди. Если есть хоть какая-то возможность для торговли — на этом месте тут же появится русский магазинчик. Если природа сделки — финансы, то обязательно найдется русский партнер. Это здорово. Это то, на что не мог повлиять даже 70-летний анти-предпринимательский советский период.

Парадокс в следующем: почему по сравнению с размерами и потенциалом России в ней появляется столь малое количество новых предпринимателей и средних компаний? Основываясь на моих наблюдениях, узкие места в развитии предпринимательства можно разделить на три основные темы: отсутствие ролевых моделей, недоверие и проблема больших корпораций.

Во-первых, образ успешного предпринимателя и роль лидера сильно изменились по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Если раньше успех в бизнесе основывался на 100% контроле, сильной руке и доминировании на внутреннем рынке, то сегодня наибольшие прибыли получают те компании, в которых конкурентным преимуществом являются глобальные знания и продукты, отсутствие иерархии в организации и очень быстрая скорость принятия решений, ориентированных на клиента.

 

К сожалению, большинство ролевых моделей идеального лидера в России относятся к индустриальной эпохе, когда достаточно было быть «самым крутым парнем в Москве». Рынки и компании росли почти автоматически, а конкурентоспособность была основана на личных связях людей и полной монополизации рынка. Так сложилось исторически, что в публичном пространстве и фокусе СМИ присутствует очень мало соотечественников, которые показывают ролевую модель новой эры для молодых предпринимателей. Более того, среди нынешних бизнесменов мало тех, кто готов выступать в роли настоящих бизнес-ангелов и наставников для молодых предпринимателей.

Во-вторых, недоверие к другим людям очень плохо соотносится с современным предпринимательством. Здесь у русских, как и у нас, финнов, есть над чем крепко поработать. В современном бизнесе вы не можете самостоятельно всем управлять и все контролировать. Успешный предприниматель, он как обезьяна — смотрит и слушает во все стороны, копирует лучшие практики, а потом ловко добавляет их в свой собственный продукт/услугу своей компании. В этом отношении  русский человек еще не достаточно хорош. Вместо того чтобы находить новые контакты, активно стремиться вовне, многие предприниматели глубоко скептически относятся, или того хуже откровенно боятся, работать с «незнакомцами». Такой тип поведения не сделает российские продукты и услуги лучшими.

 

В-третьих, крупные российские частные и государственные компании должны играть активную роль в развитии предпринимательского сообщества. Есть настоящие титаны, звездные компании такие как Apple, Tesla или Google, но даже они в силу своего размера и сложной структуры организации не способны достаточно быстро внедрять инновации и новые эффективные решения. Поэтому я считаю, что все крупные компании в России должны иметь четкую стратегию поиска на рынке стартапов необходимых компонентов, технологий и команд, которые будут добавлены в их портфель. Конечно, это сложно, потому что культура в России — это закрытое развитие внутри каждого хозяйствующего субъекта. Однако, я на 100% уверен, что для конкуренции на мировых рынках российским компаниям необходимо ускорить модернизацию своей продукции и оптимизировать методы работы. Самый простой и самый дешевый способ – это внедрить часть философии и технологии стартапов в свою повседневную жизнь.

На мой взгляд, именно небольшие компании стали движущей силой цифровой революции, начавшейся в середине 1990-х. К примеру, все технологии интернет-банкинга и мобильной связи были созданы именно небольшими, часто даже крошечными стартапами (Visual Systems Oy, WAPIT и другие). Сейчас, в 2017-м в этом смысле ничего не изменилось, и этот факт уже начинают осмыслять и использовать крупные российские компании. Так, «Почта России» с ее штатом в 340 000 сотрудников приступила к развитию экосистемы электронной торговли, привлекая стартапы, специализирующиеся на цифровых сервисах и логистике. Новые технологии, разработанные стартапами, все активнее внедряются и созданным два года назад «Почта банком».

Что же предстоит сделать в ближайшем будущем?

1. Технологическому предпринимательству не учат в школе или институте — ему необходимо учиться у других предпринимателей. Для этого надо формировать предпринимательские сообщества и развивать в них атмосферу доверия.

 

2. Нужно забыть о том, как управлялись компании в индустриальную эпоху, забыть искаженное значение термина «патриотизм», когда мы закрываем глаза на глобальную конкуренцию и образование, сторонимся их. При создании каждого российского продукта нужно принимать во внимание глобальную конкуренцию. При этом университеты и другие образовательные учреждения в России должны играть значимую роль в этом процессе. Сегодня университеты больше похожи на генераторы дипломов, нежели на истинных агентов смены парадигмы мышления.

Университеты в больших российских городах стоит укрупнить, превратив в конкурентоспособные образовательные учреждения. Сегодня вузы по всему миру совсем не похожи на те, которые существовали в 1980-х или 1990-х годах. Сегодняшние студенты в России должны иметь возможность самостоятельно выбирать изучаемые предметы из тех, которые преподаются на разных факультетах и относятся к различным сферам знаний. Университеты также должны играть более значимую роль в работе региональных технопарков и бизнес-инкубаторов. День, когда все российские ректоры и деканы осознают, что вузы должны быть на передовой создания новых стартапов, станет великим переломом в развитии в России технологического предпринимательства. Пока же многие люди в сфере высшего образования видят в бизнесе врага подлинной науки и научных исследований. Я категорически не согласен с такой постановкой вопроса.

3. Каждому успешному российскому бизнесмену (или бизнесвумен) стоит попробовать себя в роли бизнес-ангела для стартапов или молодых предпринимателей. Да, это отнимает время. И да, эти молодые люди будут задавать «глупые» вопросы. Но благодаря этому вы также многому научитесь, и, в лучшем случае, сможете заработать совместно с ними — как акционер компании.

4. Все крупные компании в России и их руководство должны сформировать свою собственную стратегию, как им использовать инновации и чему можно научиться у молодых предпринимателей. Ни одна из них не может позволить себе упустить такую возможность.

И, наконец, самым явным «бутылочным горлышком» являемся мы сами — родители талантливых русских детей. Пока наша мечта — видеть своих детей на стабильной офисной работе в большой государственной компании или органах власти с полным пакетом социальных услуг, ничего не изменится. Как только мы начнем поддерживать их в развитии собственных инициатив и идей, станем советовать им начать свой бизнес и создавать, мы сможем по-настоящему изменить российскую культуру предпринимательства.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+