К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От Boeing 747 до роскошных вилл: как китайцы продают все на онлайн-аукционах

Фото REUTERS / Stefan Wermuth
Фото REUTERS / Stefan Wermuth
Онлайн-аукционы китайского интернет-магазина Taobao неожиданно стали популярны у компаний и судебных органов страны

Taobao — онлайн-базар, которым управляет китайский титан электронной коммерции Alibaba, — уже долгое время представляет собой торговую площадку, на которой почти полмиллиарда покупателей покупают дешевую еду, одежду и различные гаджеты, но есть здесь предложения совершенно другого уровня.

В последние годы китайские суды, государственные банки и компании по управлению активами также обращаются к Taobao, чтобы через открытые аукционы Paimai найти покупателей залоговых обеспечений по проблемным кредитам. Например, на роскошные автомобили и виллы, а также невозвратные задолженности на сотни миллионов юаней, поскольку страна экспериментирует с более ориентированными на рынок способами борьбы с быстрорастущими долгами.

Одна из крупнейших компаний в Китае, занимающаяся безнадежными долгами, — China Cinda Asset Management в Гонконге. В настоящее время она выставила на аукцион долг двух сталелитейных заводов из Цзянсу на 530 млн юань ($81 млн). Шанхайский филиал китайского банка Hua Xia также продает квартиру в провинции Гуандун стоимостью 645 000 юаней ($98 000). Двадцатое число каждого месяца — это специальный день аукциона Taobao, зарезервированный для местных органов власти. Для них в этот день проходит аукцион конфискованных автомобилей, ювелирных изделий и роскошных часов.

 

Торговля Боингами

Нетерпеливые покупатели выстраиваются в очередь, чтобы купить всевозможные вещи с сайта. На прошлой неделе китайская служба доставки S.F. Express купила два самолета Boeing 747 за $42 млн на аукционе в Taobao, организованном компанией по управлению активами в Шэньчжэне. Последняя пыталась продать ранее эти самолеты обанкротившейся компании Jade Cargo International на шести оффлайн-аукционах, но безуспешно.

Аукционы не ограничиваются только корпоративными и ведомственными покупателями. На странице общей информации канала Paimai написано, что любой человек в Китае может вести торги после регистрации учетной записи в Taobao с национальным идентификатором, а также внесения депозита в соответствии с требованиями продавцов. Депозиты возвращаются в течение трех дней, если торги не увенчались успехом.

 

«Если посмотреть на электронную торговлю в Китае, очевидно, что торговые площадки Alibaba являются одними из самых известных: у них есть инфраструктура с точки зрения платежей и технологий обработки любых транзакций», — говорит Зеннон Капрон, основатель шанхайской консалтинговой компании KapronAsia.

Растущие долги

И это далеко не все… Согласно информации Taobao более трех тысяч китайских судов и несколько десятков местных филиалов банков присоединились к их каналу аукционов. Причина этой онлайн-гонки в просроченных кредитах объемом 1,64 трлн юаней ($246 млрд) . Это число растет в последние годы, поскольку в связи с замедлением экономического роста многие компании не смогли погасить свои задолженности. Это привело к резкому увеличению количества активов, замороженных или конфискованных местными банками и судами. За последние семь месяцев этого года китайские суды рассмотрели более 4700 дел о банкротстве, и количество таких дел растет с 2013 года. «Китайские суды не располагают необходимыми кадрами для рассмотрения и ведения дел о банкротстве», — говорит Чжу Нин, профессор финансовых наук Китайского Университета Цинхуа. «Что касается банков, то проблемные активы, такие как кредиты под обеспечение, обычно имеют очень низкую ликвидность. Учреждения могут привлечь гораздо больше покупателей, размещая конфискованные активы в Интернете».

Китайские суды, в частности, считают канал Paimai Taobao достаточно эффективным. С 2012 года они провели более 610 000 аукционов на Taobao, где было продано активов на сумму 640 млрд юаней ($70 млрд), согласно сообщению государственного информационного агентства Синьхуа со ссылкой на Верховный народный суд Китая.

 

В период с января по июль один суд в Наньтун продал на аукционе 876 активов на общую сумму 2,4 млрд юаней ($364 млн), что на 319% больше по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, как сообщает государственная газета Jiangsu Legal Daily. Но некоторые полагают, что в новом способе решения проблем с задолженностями в Китае есть риски.

В отличие от акций и облигаций торговля проблемными активами требует должной осмотрительности, что означает, что такой способ не подходит для розничных инвесторов, как считает Оливер Руи, профессор финансовых наук Китайско-европейской международной бизнес-школы в Шанхае.

Например, хедж-фонды, которые покупают такие активы, иногда работают непосредственно с проблемными компаниями для выработки оздоровительной стратегии в надежде, что активы, которые они купили, можно будет позднее продать по более высоким ценам. Профессиональные менеджеры, занимающиеся вопросами регулирования просроченных задолженностей, также указывают на непрозрачные финансовые и правовые системы Китая как на большую проблему.

«Плохие активы сопровождаются большим количеством проблем», — говорит Руи. «Они определенно не являются стандартными торгуемыми продуктами для общества, чтобы инвестировать в них».

Представитель Alibaba сказал, что заинтересованным покупателям рекомендуется «проверять активы лично перед тем, как делать предложение о покупке», добавив, что компания, как сторонняя платформа, имеет «четкие аукционные процедуры и определенные требования депозита, чтобы гарантировать прозрачность сделки».

 

В то же время другие рассматривают такие онлайн-аукционы как долгосрочную тенденцию, учитывая, что многие китайские компании расширяются, и им необходимо приобретать больше активов. «Это уникальный способ решения проблем», — говорит Капрон компании KapronAsia. «Я не могу себе представить покупку Boeing 747 через Paypal, но в Китае происходят более масштабные изменения в промышленности, предполагающие отход от традиционных способов ведения бизнеса».

Перевод Натальи Танюк

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+