К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Нейросети, мобилизация и совместное потребление. Самые интересные IT-стартапы 2017 года

Фото YCloset
Фото YCloset
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный подводит итоги развития IT-индустрии

Отобрать самые показательные изменения в IT-индустрии сложно, потому что реальные изменения растянуты на много лет. В рамках одного года часто случается хайп, как, например, нынешняя криптовалютная истерия, но для настоящих трендов двенадцать месяцев — не срок, мир меняется медленнее. Но давайте попробуем уловить новые тенденции.

Мобилизация уже не тренд

Наверное, именно в этом году завершена революция смартфонов. Их доля в потреблении интернет-трафика и человеческого времени еще будет расти, но новых качественных изменений это не принесет. Точно так же после технологического прорыва, случившегося век назад, продолжило и продолжает расти использование электроэнергии в России, но никто сейчас не говорит о революции электрификации.

Китайская Alibaba утверждает, что 85% покупок на ее ресурсах совершается с мобильных устройств — существенно доля уже не вырастет. Вариантом нормы стало квартальное падение продаж смартфонов во всем мире, никто не удивится, если в 2018 отгрузки упадут за весь год.

 

Новый мобильный мир совсем другой и порождает стартапы, которые были совершенно немыслимы пять лет назад. Дальше всех продвинулся Китай.

В нем, например, есть новая беда — разряжающиеся телефоны, которые не доживают до вечера в руках миллениала. Стартап Xiaodian спасает в этой трудной ситуации с помощью зарядных станций, расставленных по городу в магазинах и кафе. Человек платит копеечку за подключение к проводу, а пока ждет, может и сто рублей потратить в гостеприимной торговой точке.

 

Cтартап ChongChong и несколько аналогов вместо зарядок, за деньги раздающих электричество, сконструировали коробочки, за деньги выдающие внешние аккумуляторы. Пользователь ChongChong сканирует QR-код, хватает источник питания и бежит дальше, а позже сдает этот аккумулятор в другой точке. В отличие от Xiaodian, ChongChong ценности для партнеров не создает: его типичный пользователь прибегает, берет или отдает power bank и убегает, не покупая ничего. Цена зарядки при этом остается почти символической. Как стартап станет прибыльным в таких условиях — непонятно совершенно. С другой стороны, в современном Китае роста аудитории сервиса достаточно, чтобы деньги инвесторов лились рекой. Рекордсмен пока как раз ChongChong — он получил $75 млн.

Еще один стартап из того же Китая, завязанный на мобильном поколении, — это Zuoyebang, предлагающий школьникам технологическую помощь в решении домашних заданий.

Ребенок фотографирует текст задачи и отправляет картинку в приложение. Zuoyebang переводит изображение в текст и ищет по нему в базе знаний Baidu. Помимо автоматических ответов, примерно за юань в минуту можно получить помощь живого человека. В системе 20 000 преподавателей, онлайн всегда кто-то есть. 20–30 рублей за одну транзакцию (переводя на наши деньги) кажутся ерундой, и даже если пользоваться сервисом каждый день, то выйдет меньше тысячи в месяц. Но тот же самый тариф в пересчете на час — это уже неплохая ставка для подрабатывающего студента, и комиссию тоже есть с чего брать. Второй способ монетизации Zuoyebang — онлайн-курсы и вебинары. Запущен стартап был внутри Baidu, но развивается независимо, привлек $210 млн внешнего финансирования.

 

Искусственный интеллект

Нейронные сети 2016 года — прекрасный образец хайпа. Приложения с художественными фильтрами взлетали в сторах, получали неограниченное финансирование, у их авторов брали интервью модные журналы. Как и положено хайпу, взлет был недолгим, сейчас широкая публика о моде прошлого года уже забыла.

Между тем, настоящая работа по внедрению искусственного интеллекта в нашу жизнь идет своим чередом. Прошлый год был в этом плане активнее позапрошлого, этот активнее прошлого, а в следующем будет обязательно поставлен новый рекорд. Событий и новостей было много, я выделю пару.

Распознавание лиц окончательно стало обычной коммерческой услугой, почти как перевозка грузов из пункта А в пункт Б. Китайская система Face++ осенью получила $460 млн инвестиций от Государственного венчурного фонда Китая и Российско-китайского инвестиционного фонда. В целом сформировался нормальный конкурентный рынок, где кроме Face++ есть, например, Azure Cognitive Services и еще десятки вендоров: использование этих технологий может быть в разных ситуациях дешевле или дороже, и точность работы у них отличаются на единицы процентов. Потребитель выбирает по важным ему параметрам лучшее предложение, а не идет на поклон к монополисту. Как результат, самые разные бизнесы активно применяют распознавание для своих нужд, это просто и недорого. Из самых свежих примеров — российский сервис каршеринга YouDrive, который начал с помощью распознавания проверять подлинность аккаунтов пользователей, и банк «Открытие», запустивший денежные переводы по фото клиента.

Из более ранних и зарубежных — китайский Bingobox, похожий на Amazon Go: он делает полностью автоматические магазины без продавцов и другого обслуживающего персонала. Чтобы войти в помещение, покупатель сканирует специальный QR, привязывает кредитку или Alipay и позволяет себя тщательно сфотографировать. Двери открываются, клиент может набирать товары. Для оплаты необходимо сканировать штрих-код, а компьютерное зрение проверяет, что все товары оплачены и человек не взял с собой лишнего.

Стартап начал с формата маленького магазина у дома: он предлагает скромный ассортимент, большая часть которого — непортящаяся еда, бакалея и тому подобное. Утверждается, что на запуск новой точки требуется вложений всего на $15 000, а экономия на персонале позволяет снизить цены на 10% относительно рыночных — для стандартных товаров это очень заметно. Первый магазин был запущен почти год назад, совсем недавно эксперимент признан удачным. Это событие Bingobox отпраздновал запуском второй точки и раундом инвестиций в $15 млн под создание и развитие франшизы.

 

Совместное потребление

Шеринг-стартапы появились не в 2017 году, но их подъем продолжается и конца ему не видно. Airbnb, который кажется, существует уже вечно, впервые получил прибыль именно сейчас, но в мире есть и новые игроки.

Стартаперы во всем мире пытаются запустить сервис по аренде одежды. Идея лежит на поверхности, а китайский YCloset ее реализовал и довел до значимых масштабов. Бизнес-модель — классическая подписка: девушка платит 500 юаней ($75) за месяц и держит у себя одновременно три вещи. Пока подписка действует, обменивать их на другие можно бесплатно. В ассортименте 60 000 наименований.

Для тех, кто уже тратит много на одежду, сделка выглядит отлично: подписчица платит за год цену четырех предметов (пишут, что средняя розничная цена вещи в сервисе составляет 1500 юаней) и меняет наряды хоть к каждому выходу в свет. За два года работы YCloset получил инвестиции в размере $70 млн, из них $50 млн в последнем раунде.

Стартап Fair реализовал похожую модель — только не с одеждой, а с машинами. Пользователь выбирает и бронирует автомобиль в приложении, едет к дилеру, забирает машину и катается на ней, пока не надоест. Аренду можно прекратить в любой момент, достаточно предупреждения за пять дней.

 

Экономика для клиента получается вполне пристойной. На примере Nissan Sentra: позапрошлогодняя машина в пятилетний кредит на традиционном Cargurus стоит $190 ежемесячно, ее аренда на Fair обойдется в $150. За пять лет арендатор выигрывает $2500, но не получает сам автомобиль. Семилетка, в свою очередь, стоит у дилеров $5000, то есть промежуточный счет — $2500 в пользу покупки. Из них надо вычесть бесплатное техобслуживание, которое берет на себя Fair, и, конечно, удовольствие от регулярных замен автомобилей. Как минимум всегда можно ездить на более свежих моделях, как максимум — полгода на джипе, полгода на кабриолете, а потом на пикапе: неплохая сделка за лишние 15% к стоимости покупки и обслуживания автомобиля.

С другой стороны, 15% стоимости автомобиля — куш, за который стоит бороться, так что по крайней мере в теории у Fair все хорошо. А если люди начнут активно брать в аренду, а обменом машин не пользоваться — все совсем замечательно сложится.

Сейчас стартап работает только в Лос-Анджелесе и только под iOS, но недавно поднял очень существенные инвестиции — $15 млн на разработку и целый $1 млрд кредитных денег на выкуп автомобилей.

Надежный способ точно предсказать следующий год — сказать, что ничего не изменится, а все тренды продолжатся. Я уверен, что и через год можно будет писать и об искусственном интеллекте, и о совместном потреблении, и даже о конце мобилизации. Очень хочу увидеть успешные проекты, связанные с блокчейном, но не спекуляциями — пока курс криптовалют растет, все покупают и продают, а не программируют. Огромный и пока почти не тронутый прогрессом рынок — продажа товаров повседневного спроса: вряд ли перелом наступит именно в 2018 году, но ведь когда-то он должен случиться. Впрочем, в России есть повод что-то сделать уже сейчас — электронные чеки, которые стали обязательными для магазинов в этом году, это огромный шанс для новых бизнес-моделей, удивительно, что так мало стартапов пытаются что-то сделать.

 

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный ежедневно публикует авторские обзоры стартапов на своей странице во ВКонтакте. Этот обзор из серии «Стартап дня» он написал специально для Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+