К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Дальнобойщики против беспилотников: грозят ли новые технологии безработицей людям

Фото OTTO
Несмотря на все преимущества беспилотной технологии в индустрии грузоперевозок, ее повсеместное распространение не так близко, как многим хотелось бы

Компания Uber уже несколько месяцев тестирует доставку беспилотными грузовиками на трассах Аризоны, об этом 6 марта 2018 года сообщил Techcrunch. Однако пока водителям беспокоиться рано. Даже Uber в столь щекотливом вопросе указывает, что надеется на увеличение рабочих мест за счет обслуживания грузовиков и повышения количества местных перевозок. Однако, факторов конечно больше.

В начале 2016 года в Сан Франциско бывшими сотрудниками Google была основана компания Otto, нацеленная на создание беспилотного грузовика. Уже через полгода ее купил Uber за 680 млн долл. Именно с нее начался хайп вокруг беспилотных грузовиков. Помимо Uber, данную цель преследует еще несколько стартапов: TuSimple, Embark, Drive.ai, Starsky Robotics.

Применение беспилотных грузовиков действительно несет в себе огромный потенциал. Во-первых, в США и Китае более 40% транспортных расходов приходится на зарплату дальнобойщиков. Во-вторых, технология беспилотного управления должна повысить безопасность на дорогах. В-третьих, с увеличением утилизации активов и снижением операционных расходов повысится производительность. Сегодня законодательство США позволяет дальнобойщикам быть за рулем только 11 часов в течение суток — беспилотным грузовикам не нужно спать и отдыхать, они могут быть на дорогах в 2 раза дольше. Стоит также учитывать эффект мультипликатора – позитивные изменения в грузоперевозках повлияют и на другие сферы экономики. 

 

Несмотря на существенные преимущества данной технологии, она грозит оставить без работы миллионы водителей. В США около 2 млн дальнобойщиков, а в Китае — 16 млн. Однако, в ближайшие 10-15 лет повсеместной безработицы не случится. Чтобы лучше понять, почему внедрение беспилотных грузовиков затянется, необходимо рассмотреть критический путь до момента влияния технологии на занятость, который состоит из трех этапов:

  1. Разработка технологии

  2. Изменение законодательства

  3. Распространение и влияние на занятость

Разработка технологии беспилотных грузовиков займет не менее 5 лет

Существует 5 общепринятых уровней беспилотной технологии. Начиная с 1 уровня, который предполагает минимальное участие искусственного интеллекта, например, круиз-контроль и заканчивая 5 уровнем, при котором автомобиль управляет не хуже человека по неизвестной дороге. До повсеместного распространения технологии среди грузовиков достаточно 4 уровня, который предполагает наличие детальных карт. Так как дороги, на которых разрешено ездить грузовикам, в большинстве развитых стран обозначены, проблема детализации карт имеет четкий круг задач, которые надо решить. Поэтому логично рассуждать о внедрении 4 уровня.

В среде разработчиков беспилотной технологии существует консенсус, что до появления level-4 среди обычных автомобилей еще 3-5 лет. Например, СЕО NVIDIA недавно заявил, что полностью автономные автомобили будут на дорогах США к 2022 году Uber занялись грузовиками только в 2016 году, а  учитывая, что управление грузовиком сложнее и несет в себе больше рисков безопасности, можно полагать, что беспилотные грузовики появятся после легковых автомобилей, то есть не менее, чем через 5 лет.

Законы будут принимать медленно и пошагово

Автопроизводители уже сегодня тесно работают с регуляторами и даже проводят эксперименты. Из-за опасений о безопасности регуляторы принимают законы пошагово и позволяют тестировать технологию только в определенных регионах и при определенных условиях. Например, сейчас только половина штатов в США имеют законодательство, касающееся беспилотных автомобилей. Про грузовики речь пока не идет, а данная сфера намного более зарегулирована.

Распространение законодательства, касающегося беспилотных автомобилей (сиреневым помечены штаты, в которых разрешены беспилотные автомобили, зеленым — где их использование требует получения допуска)

Какими быстрыми не были бы разработчики и автопроизводители, регуляторы будут тормозить этот процесс. Стоит отметить, что, например, в США у дальнобойщиков довольно сильное лобби, которое может противостоять внедрению беспилотных грузовиков. Таким образом, регуляторное внедрение займет еще какое-то время, в лучшем случае пару лет.

Автопарк на беспилотный быстро не сменится

Допустим, что технология разработана и законы вступили в силу. Остается только заменить текущий парк на беспилотный.

Рассмотрим США. За последние несколько лет в год продавалось 200 000-250 000. грузовиков. На дорогах в США сейчас около 2 млн грузовиков. Согласно American Trucking Associations тонаж, перевозимый грузовиками вырастет на 30% к 2027 году. Т.е. Понадобится уже около 2,6 млн грузовиков. Беспилотные грузовики могут использоваться в 2 раза эффективнее, поэтому можно предположить, что в 2025 году потребуется около 1,5 млн беспилотных грузовиков. Тогда при условии, что будут производиться только беспилотные грузовики, потребуется минимум 6 лет на полное замещение.

Продажи грузовых автомобилей в США

Однако предположение, что весь производимый объем будет беспилотным, довольно амбициозное. Можно провести параллель с электромобилями. С момента появления модели Tesla S, которая более прочих популяризировала электрокары, прошло уже 5 лет. В 2016 в мире было продано около 700 000 таких машин, что составляет менее 1% от всех 80 млн проданных автомобилей. Эта динамика подтверждает, что замещение производства не произойдет моментально.

Глобальные продажи электромобилей

Кроме того, к 2022 году дефицит дальнобойщиков в США достигнет 239 000 . Именно этот дефицит будут компенсировать беспилотными грузовиками, поэтому первые несколько лет производства не повлияют на занятость.

 

Заключение

Таким образом, несмотря на все преимущества беспилотной технологии в индустрии грузоперевозок, ее повсеместное распространение не так близко, как многим хотелось бы. Даже при условии, что все пойдет по плану, влияние на занятость начнется только через 10—15 лет. Проблема безработицы в данной сфере, действительно, будет более чем заметной. Структурная безработица, вызванная изменениями в технологии, считается одной из самых сложных в решении, поэтому заняться этой проблемой стоит уже сейчас. У самих же дальнобойщиков есть время подготовиться, потому что порой полагаться на государство – не самая умная стратегия.

Рассылка:

  • Свежий номер
Оформить подписку

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+