К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Илон Маск и его спутники: почему раздача интернета из космоса под угрозой срыва

Фото Starlink / SpaceX
Фото Starlink / SpaceX
Анализ проекта всепланетной сети связи показывает, что реализации задумки Илона Маска может помешать множество объективных причин

Еще 6 февраля весь цивилизованный мир, затаив дыхание, следил за запуском сверхтяжелой Falcon Heavy, отправившей в космическое путешествие ярко-красную Tesla. Смайлики в скафандрах, лайки, статьи, статьи, статьи. На фоне этого хайпа мало кто обратил внимание, что менее чем через две недели, 17 февраля, Falcon 9 вывела на орбиту тестовые спутники Microsat 2a и 2b. А зря, это не просто спутники, а прообразы будущей низкоорбитальной группировки Starlink, призванной накрыть всю поверхность Земли недорогим спутниковым интернетом.

Тут не до хайпа. Это не парящий в космосе родстер и не утопические марсианские оазисы. Это другая весовая категория, пахнущая относительно быстрыми и очень большими деньгами. Сумеют ли их освоить Маск & Со? Полагаю, вряд ли. И дело даже не в миллиардах долларов, которые для этого потребуются, их-то Маск легко найдет. Его подведут другие цифры.

Илон, ты не прав

Для того чтобы охарактеризовать любой проект Маска, достаточно трех слов: красиво, дорого, не просчитано. Два первых понятия — это то, на чем строится PR-стратегия, позиции, которые отлично продаются на информационном рынке, особенно применительно к космосу. Отсутствие тщательно просчитанной бизнес-стратегии, граничащее с прожектерством, — это послевкусие, которое остается после отшелушивания декоративных элементов.

 

Яркий пример — та же Tesla. Все нематериальное (дизайн, позиционирование, рекламные ходы) близко к идеалу. О материальном аспекте можно судить по тому, что убытки компании в прошлом году составили $2,24 млрд, а колумнист Bloomberg прогнозирует разорение Tesla уже в этом году.

В случае со спутниками проблемы с цифрами проявились еще до старта проекта. Начать с того, что никто толком не знает, сколько их будет, то ли информация тщательно скрывается, то ли вбрасываются намеренные фейки. В сети со ссылками на «информированные источники» гуляют разнообразные числа — 2200, 4000, 4400. Ни одно из них не соответствует действительности.

 

Единственный заслуживающий доверия источник информации по этому вопросу, который удалось найти, — американская Федеральная комиссия по связи (Federal Communications Commission), которая выдает разрешения на использование частот, в том числе для спутниковой связи. Так вот, от SpaceX в FCC поступило две заявки: 15 ноября 2016 года (на 4425 спутников, рассчитанных на работу в диапазонах Ku и Ka) и в марте 2017 года (на 7518 спутников под диапазон V).

29 марта 2018 года комиссия дала добро на создание спутниковой группировки Starlink, выписав SpaceX соответствующую лицензию. Казалось бы, вот оно, счастье, живи и радуйся. Как бы не так.

Илон, ты не потянешь

Так какие цифры могут подвести Маска? Начнем с исходных данных (источники: заявки в FCC и публичная информация SpaceX).

 
  • Общее количество спутников группировки Starlink (с учетом резервных): более 12 000.
  • Срок реализации проекта: 6 лет (2019–2024).
  • Вес спутника 386 кг; размер 4х1,8х1,2 м.
  • Грузоподъемность Falcon 9 при выводе грузов на низкую опорную орбиту и условии возвращения на Землю ускорителей и разгонного блока: около 10 т, грузоподъемность Falcon Heavy при тех же условиях — 30 т.
  • Для полноты картины: стоимость пользовательского терминала Starlink, по словам Маска, составит от $100 до $300.

Что потребуется, чтобы в течение последующих шести лет вывести на орбиту заявленное количество спутников в обозначенные сроки (это одно из условий, оговоренных в лицензии FCC)?

Еженедельно придется выводить в космос свыше 15 т полезной нагрузки (не считая веса диспенсеров, разводящих спутники по орбитам). Falcon Heavy пока в процессе доработки; Falcon 9, чтобы уложиться в эти нормативы, придется стартовать примерно два раза в неделю. Для сравнения: за первые 15 недель 2018 года общее количество запусков со всех космодромов Земли составило 38, то есть 2,53 запуска в неделю.

Предприятия, ответственные за производство комплектующих и сборку, должны будут выдавать на гора по шесть готовых к употреблению спутников каждый день. В то, что существующие технологические мощности позволят штамповать спутники с такой скоростью, верится с огромным трудом.

Илон, ты не один

Мы помним, что Маску удается воплотить многие технологии, которые казались невозможными. Но даже если спутники рано или поздно займут свое место на орбите, то экономический и имиджевый аспект опять может неприятно поразить фанатов Илона. Хотя на рынке космоинтернета еще ничего толком не началось, там уже не протолкнуться.

Ближайший конкурент SpaceX в предстоящей гонке — OneWeb с заявленной в FCC группировкой из 1440 спутников. На той же поляне играют Boeing (заявка в FCC на 2956 интернет-спутников) и Samsung (планируемая мощность группировки — 4600 единиц). Большие планы на глобальный спутниковый интернет вынашивают китайцы, которые в традиционном восточном стиле помалкивают о численности будущей группировки. Срок реализации всех этих проектов — ближайшие пять-семь лет, поэтому есть большие сомнения, что Starlink удастся получить пальму первенства.

 

Да, у SpaceX есть неоспоримое конкурентное преимущество: собственные носители, которые позволят выводить спутники на орбиту по себестоимости. Но что такое экономия в десятки миллионов, когда речь идет о проектах стоимостью в миллиарды долларов?

При всем уважении к Маску, полагаю, что в этом сегменте ему не стать первым и единственным. В лучшем случае — одним из многих. И то придется совершить очередное чудо.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+