К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Космические пирамиды: как нажиться на желающих полететь на Марс

Фото DR
Фото DR
Одни люди мечтают о путешествии к другим планетам, другие наживаются на этих мечтах

Принято считать, что космос — территория честного бизнеса. Однако, как любая среда, в которой крутятся большие деньги, космическая сфера время от времени рождает своих комбинаторов, великих и не очень. И речь не о том, во сколько на самом деле обходятся запуски ракет Илона Маска или можно ли считать частными проекты, которые выигрывают тендеры NASA. Эта деятельность на виду, и нюансы подобных подсчетов подробно разобраны: ракеты летают, задачи последовательно выполняются. Гораздо хуже, когда на рынок выводятся заведомо несбыточные проекты, организаторы которых зарабатывают дешевым самопиаром, а некоторые еще и откровенно изымают средства у чересчур доверчивых граждан.

Марсианские хроники

В 2013 году никому не известная компания Mars One вышла на краудфандинговую площадку  Indiegogo со «скромным» проектом создания обитаемой станции на Марсе. Инвесторам было предложено скинуться на первый этап программы: запуск в 2018 году посадочной станции и спутниковой миссии. Была обозначена необходимая сумма — $400 000. То, что бюджет аналогичных марсианских проектов составлял миллиарды долларов, инвесторов не отпугнуло — Mars One собрал 78% от заявки, или $313,744.

На дворе 2018 год. В мартовском интервью основатель компании Бас Лансдорп заявил, что, несмотря на небольшие финансовые трудности, первый этап проекта успешно завершен, второй начнется в 2019-м.

 

Чем же занималась Mars One эти пять лет? Провела онлайн-регистрацию энтузиастов для участия в программе (202 586 заявок). Собрала вступительные взносы, которые в зависимости от страны проживания кандидата составляли от $5 до $73 (4227 плательщиков). Все. Ах да, еще Лансдорп ежегодно объявлял о переносе сроков проекта на 1-3 года.

Что дальше? Людей уже набрали, осталось всего ничего:

 

- запустить разведывательную миссию с посадочной станцией и марсоходом;

- отправить несколько миссий по доставке блоков для строительства станции (сами блоки тоже предстоит сконструировать);

- последовательно доставить на Марс несколько групп поселенцев.

 

Удивительно не то, что у Mars One ничего не получается и никогда не получится. Удивительно, что нашлись люди, готовые воспринять этот проект всерьез. Их не насторожило, что стартап с тремя сотнями тысяч долларов, надувая щеки, выходит на рынок, где работают правительственные агентства и международные консорциумы с совокупным капиталом в десятки миллиардов. Их не напрягло, что технологий, позволяющих создать на Марсе защищенную станцию для длительного проживания людей на полном самообеспечении, как не было в 2013-м, так нет и сейчас. О чем думают эти люди, для меня загадка.

На фоне всех вопиющих нестыковок особенно смешно и нелепо выглядят претензии к Mars One по поводу процедуры отбора участников или присвоения гонораров за их интервью. Это все равно что всерьез обсуждать технические неисправности автомобиля, от которого в наличии только клаксон.

Настоящий детектив

Вторая история — готовый сценарий для остросюжетного сериала. Куда смотрят HBO и Netflx? Непонятно, но поможем им.

Серия 1. Начиналось все красиво. В сентябре 2014 года некоммерческое предприятие Spaceship Earth Grants объявило о запуске всемирного конкурса, победитель которого бесплатно отправится в космическое путешествие. В течение четырех месяцев любой желающий мог зарегистрироваться для участия в программе, оплатив вступительный взнос от $15 до $90 в зависимости от уровня благосостояния своей страны. Для доставки победителя в космос планировалось воспользоваться услугами космического туроператора Virgin Galactic, позже конкретика была заменена расплывчатой формулировкой «на любом корабле, который окажется в наличии». Участникам был обещан один космический полет на каждые 50 000 заявок.

Казалось бы, уже на этом этапе нетрудно понять, с кем имеешь дело. Virgin Galactic продавала билеты на космический вояж по $250 000. Зная формулу «один из 50 000» и средний размер вступительного взноса — $50, нетрудно подсчитать, что при идеальном раскладе организаторы Spaceship Earth Grants планировали собрать как минимум $2,5 млн и получить в виде чистой прибыли 90% этой суммы (незначительные расходы на интернет-PR не в счет). Но принцип условно бесплатного сыра сработал безукоризненно: на программу подписались несколько десятков тысяч человек со всего мира.

 
Участникам был обещан один космический полёт на каждые 50 000 заявок.
Участникам был обещан один космический полёт на каждые 50 000 заявок.·Фото DR

В течение полугода организаторы акции вяло мурыжили участников предварительными отборами, а 12 июня 2015 года неожиданно объявили о слиянии с аналогичной программой Rising Star от компании Kruger Cowne. Участникам SEG было предложено перерегистрироваться на сайте правопреемника.

После этого Spaceship Earth Grants тихо сошла со сцены. 3 октября 2015 года ее фейсбучный аккаунт издал последний писк радости по поводу определения финалистов Rising Star и с тех пор не подавал признаков жизни. Любопытно, что на него до сих пор подписаны 22 466 человек — то ли поленились отписаться, то ли по-прежнему верят в бесплатный сыр.

2 серия. На передний план выходит второй участник комбинации — компания Kruger Cowne. Бизнес-модель, на которой строилась ее программа Rising Star Spaceflight Contest, как под копирку срисована с Spaceship Earth Grants. С той только разницей, что техническим партнером была выбрана компания XCOR Aerospace, работавшая над созданием реактивного космического корабля Lynx, способного подниматься до 100 км над поверхностью Земли.

Программа Rising Star продвинулась дальше: объединив свою клиентуру с участниками Spaceship Earth Grants, ее организаторы провели полуфинальный отбор претендентов и 25 ноября 2015 года на молодежном форуме One Young World  объявили победителя конкурса. «Счастливчиком» стал 24-летний Хусейн Манавер из лондонского пригорода Илфорд.

 

3 серия. Казалось бы, еще чуть-чуть — и сказка «Отрок во вселенной» станет явью. Но тут в дело вступает третий фигурант многоходовки. Спустя полгода, в мае 2016-го XCOR Aerospace объявила, что приостанавливает работы над комическим кораблем Lynx, и сократила 3/4 сотрудников. А в 2017 году компанию признали банкротом.

в мае 2016-го XCOR Aerospace объявила, что приостанавливает работы над комическим кораблём Lynx
в мае 2016-го XCOR Aerospace объявила, что приостанавливает работы над комическим кораблём Lynx·Фото DR

По законам жанра в конце каждого сериального сезона должен появиться элемент саспенса, намекающий, что следующий сезон не за горами. Не обошлось без него и в этой истории: после банкротства XCOR  большая часть ее активов отошла некоммерческой организации Build a Plane, которая по странному стечению обстоятельств занимается не инженерными разработками, а… образовательными космическими программами для молодежи.

Ждем второй сезон?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+