К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Роскомнадзор против мессенджеров: Медведев подписал новые правила идентификации пользователей

Фото Романа Пименова / Интерпресс / ТАСС
Фото Романа Пименова / Интерпресс / ТАСС
Новое постановление правительства РФ обязывает «организаторов сервиса обмена сообщениями» самостоятельно идентифицировать пользователей

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое предусматривает идентификацию всех пользователей мессенджеров при вхождении в сеть: в течении 20 минут администрация приложения должна связаться с сотовыми операторами и подтвердить, что в сеть входит именно владелец сотового номера. Если абонент перестает пользоваться номером, сотовый оператор должен сообщить об этом разработчикам мессенджера, а последние — заново идентифицировать его. Документ вступает в силу через 180 дней; за это время сотовые операторы и разработчики мессенджеров должны внести изменения в свои бизнес-процессы.

Пользователь под микроскопом

Согласно новым правилам, применять мессенджер может только пользователь, на которого зарегистрирован номер телефона, на который присылается проверочное СМС. После его подключения к приложению создатели мессенджеров должны связаться с сотовыми операторами и в течении 20 минут получить подтверждение, что номер телефона актуальный и принадлежит ранее зарегистрированному пользователю. Кроме того, операторы должны будут вести учет приложений, которые применяет пользователь. По мнению Жарова, это облегчит деятельность правоохранительных органов.

Сейчас пользователи, сменившие номер, могут пользоваться авторизацией по старой SIM-карте, пока не придется ставить программу на новый смартфон. Разработчик мессенджера не проверяет актуальность номера и не требует от пользователя данные о его личности (считается, что они есть у оператора, выдавшего SIM-карту). Поэтому идентификация пользователей мессенджеров, формально вступившая в силу с 1 января 2018 года, фактически не работает, по сообщению «Вести.Hi-Tech».

 

Представители мессенджеров сообщили Forbes, что сформулируют свою позицию по поводу постановления в ближайшее время. Один из операторов сообщил «Известиям», что потребуется незначительная доработка программной части, но авторизация в течении 20 минут в целом возможна. Однако эксперты отметили, что непонятно, как при такой схеме будут авторизовываться иностранные пользователи в российском роуминге.

Призрак Telegram

Возникает вопрос, пойдут ли производители мессенджеров на новые правила. Самые популярные программы этого типа в России — иностранные. А значит, в первую очередь их производителей волнует тайна личных данных. При соответствующих запросах правоохранительных органов они выдадут требуемую информацию, но сдавать ее постоянно — очень жесткое требование, которые скорее всего будет расценено как вторжение в частную жизнь.

 

С другой стороны, Facebook (владелец WhatsApp, Messenger и Instagram) и Rakuta (Viber) ранее договаривались с российскими властями и снова могут пойти на уступки. Кого точно не будет в этом списке, так это Telegram. Добавив в одном из обновлений пункт о возможной передаче сведений о пользователе по запросу правоохранительных органов, основатель проекта Павел Дуров в отдельном посте отметил, что он не будет работать для России и других стран, где, по его мнению, нарушаются права человека.

В таком случае Telegram снова будет под прицелом, и утихшая было война между Роскомнадзором и мессенджером Дурова опять разгорится. Формально с 16 апреля программа заблокирована на территории России. Реально же после многомесячной борьбы с блокированием IP-адресов и неработоспособностью западных облачных сервисов, важных для бизнеса, ситуация вернулась к исходной точке: сервис доступен через VPN-серверы. Так же происходило и с LinkedIn (заблокирован до сих пор), и с Lurkmore (сейчас блокировка снята, и сервис доступен напрямую).

Роскомнадзору не справиться с Telegram, как показали последние события, даже с поддержкой со стороны операторов. Нужен контроль над операционной системой смартфонов или хотя бы лояльность Apple и Google, их создающих, а в текущих отношениях США и России на нее надеяться сложно.

 

Кроме боев с отдельными компаниями, российским регуляторам придется разбираться с ЕС, закон о персональных данных которой — GDPR — не позволяет передавать персональные данные граждан Евросоюза на сервера, расположенные вне его территории. Постановление не оговаривает, что делать в отношении иностранных абонентов. Если сделать для них исключение, то желающие обойти контроль могут начать массово регистрироваться на иностранные номера — они, например, широко применяются для туристических симок. В случае же соблюдения правил идентификации в мессенджерах к иностранным гражданам Роскомнадзору придется выйти на новый уровень противостояния — межгосударственный.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+