К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Что ждать от интернета Маска: SpaceX вывела на орбиту сразу 60 спутников связи

Фото Thom Baur / REUTERS
Фото Thom Baur / REUTERS
Ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту 60 спутников системы космической связи Starlink. Чем Илон Маск смог удивить при запуске этого проекта и что может ему помешать?

Ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту первые 60 спутников системы космической связи Starlink. Всего SpaceX имеет разрешение на вывод 12 000 спутников на орбиту — это в шесть раз больше, чем общее количество находящихся на ней сейчас аппаратов. Разместив на низкой околоземной орбите столько спутников, Маск рассчитывает обеспечить покрытие интернетом, которое сможет по скорости и цене конкурировать с проводным доступом. Почему этого еще никто не сделал до него?

Интернет Маска

Чем больше аппаратов надо вывести, тем больше требуется запусков. Благодаря хитростям конструкции Маску удалось разместить в одной ракете-носителе 60 спутников — их фотографию он разместил в Twitter 11 мая. Судя по фотографии, он решился на необычную тонкую форму спутников —шириной около 0,2 метра, исходя из длины обтекателя, внутри которого они сняты, — 13 метров, согласно сайту SpaceX. Вес каждого спутника — 227 кг.

May 12, 2019

Спутники будут работать на высоте 550 км. На такой орбите обеспечивается низкая задержка сигнала. Каждый из космических аппаратов обеспечивает скорость около 10 гигабит/c — быстрее, чем современный мобильный интернет. Илон Маск обещает, что 60 спутников позволят создать космическую сеть с суммарной пропускной способностью в 1 терабит/c.

 

Для минимального покрытия понадобятся еще 360 спутников, а для приемлемого — 720 аппаратов. Каждый спутник имеет свой ионный двигатель, который позволяет ему работать на орбите 3-5 лет. Сейчас SpaceX делает 20-30 запусков в год и весьма востребована. Поэтому развертывание всей группировки в 12 000 аппаратов ожидается не ранее 2027 года.

Алан Губиев, руководитель пусковых проектов Innovative Solutions In Space (проектирует наноспутники), отметил, что потенциально поддерживать связь могут даже миниатюрные спутники массой 5 кг, однако Starlink еще придется доказать заявленные характеристики.

 

После окончания работы космические аппараты будут терять скорость, снижаться и сгорать в плотных слоях атмосферы. Так они не будут мешать работающим в космосе моделям. Из-за регулярного схождения в атмосферу спутников SpaceX придется постоянно пополнять группировку. Затраты на нее могут достигнуть $30-50 млрд в год, по расчетам Маска.

May 24, 2019

Возможности Starlink

Основатель и президент Momentus.space Михаил Кокорич объясняет, что современные технологии позволяют снабжать двигателем и солнечными батареями даже аппараты массой всего 227 кг (обычно спутники связи в разы тяжелее). Размер определяет, сколько клиентов одновременно сможет поддерживать спутник. Но для Starlink поддержка множества пользователей будет обеспечиваться за счет рекордного количества спутников в группировке.

«Основной драйвер стоимости такого рода проектов — это стоимость запуска», — оценивает затраты SpaceX Кокорич. Он прогнозирует, что при том масштабе производства, который планирует SpaceX (от 720 до 12 000 спутников), себестоимость спутников связи составит от $500 000 до $1 млн, то есть вся группировка обойдется SpaceX примерно в $1 млрд.

 

Стоимость космических запусков у SpaceX — «секретное оружие» компании, по мнению Кокорича. На сайте SpaceX указано, что стоимость вывода спутников на орбиту с помощью ракеты Falcon 9 — $62 млн, но глава Momentus.space допускает, что себестоимость их составляет $20-30 млн. В таком случае затраты на создание и вывод на орбиту пары тысяч спутников составят $2-3 млрд — в 10 раз дешевле, чем, например, для проекта OneWeb, объясняет Кокорич.

Эти расчеты ниже вышеприведенных Илоном Маском, так как они делались по себестоимости и рассчитаны на начальную группировку в 1000-2000 спутников, а не 12 000 аппаратов. Кроме того, Кокорич оценивал по себестоимости, а Маск никогда ее не раскрывает.

Риски для космического интернета

Кокорич считает основным вопросом к Starlink — размер рынка. Ведь большинство людей живет в крупных городах, где есть хороший интернет, а скоро будет и быстрая сотовая связь 5G. Впрочем, он отмечает, что в США рынок больше, так как население распределено более равномерно, может найтись достаточно отдаленных ферм, куда невыгодно тянуть оптоволокно и где придется кстати спутниковый интернет Маска.

«Проект будет очень востребованным, они по факту создают новый рынок сами для себя», — уверен Губиев. Он считает, что скоро мы увидим взрывной рост потребления космического интернета, особенно в местах, которые не покрываются зоной мобильного интернета.

Потенциальное применение спутникового интернета — интернет вещей. В случае успешного развертывания Starlink быстрым подключением к сети будут обеспечены пассажирские суда, самолеты и даже машины (это может быть важно для автопилотируемых машин, той же Tesla).

 

Ограничат возможности спутникового Starlink антенны — они будут иметь размеры в десятки сантиметров, поэтому потребуют либо наземных станций, либо будут размещаться в домах и машинах, но не в мобильных устройствах.

Одним из конкурентов Starlink Губиев видит другой проект низкоорбитального проекта — OneWeb. Первые его спутники запущены в феврале 2018 года. Однако Starlink он считает более перспективным: его спутники весят почти на 20% больше, чем у OneWeb, зато они дают почти вдвое более высокую скорость связи. Кокорич согласен, что OneWeb в этой ситуации выглядит аутсайдером: за счет того, что его аппараты выводятся российскими ракетами «Союз», стоимость запуска получается выше — около $60 млн.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+