закрыть

Беспилотные автомобили «Яндекса» проехали миллион километров

Фото Evgenia Novozhenina / Reuters
Беспилотные автомобили «Яндекса» проехали 1 млн километров по дорогам России, США и Израиля. «Яндекс» доказал, что технология работает, однако выпускать беспилотные автомобили в коммерческую эксплуатацию не торопится

С начала 2018 года беспилотные автомобили «Яндекса» проехали 1 млн км по дорогам России, США и Израиля, сообщает пресс-служба компании. Это доказывает, что технология работает и применима в условиях реального городского трафика вне зависимости от времени суток и ситуации на дорогах.

Пока что поездки производятся в обучающем режиме: машины собирают данные о поведении участников движения, а также учатся распознавать разные дорожные ситуации, чтобы лучше предсказывать поведение других автомобилей и пешеходов. Коммерческую эксплуатацию беспилотников в мегаполисах «Яндекс» сможет начать в 2023 году.

Миллион километров — это много?

За восемь месяцев 2019 года беспилотники «Яндекса» проехали более 900 000 км. За 2018 — всего 75 000. Сейчас такое расстояние они проезжают за неделю. В беспилотном автопарке компании на сегодняшний день более полусотни машин. До конца года компания планирует вывести на дороги общего пользования более сотни беспилотных автомобилей. Летом 2019 года «Яндекс» представил первый беспилотный автомобиль, спроектированный вместе с корейской Hyundai, до этого компания сотрудничала только с концерном Toyota.

«Проехать миллион километров в беспилотном режиме по дорогам общего пользования можно только при наличии работающей технологии. Теперь пришло время расширять флот», — говорит руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук.

Только при наличии флота в несколько десятков автомобилей можно преодолеть такую дистанцию за относительно небольшой срок. На сегодня всего несколько компаний в мире заявили о том, что их беспилотные автомобили проехали более 1 млн км. Одна из них — Waymo, подразделение Google. В 2018 году СЕО компании Джон Крафчик отчитался, что их беспилотники проехали 8 млн миль (12,9 млн км). У Uber — 3 млн миль (4,8 млн км), но компания была вынуждена прекратить свои тесты в марте 2018 года из-за несчастного случая, приведшего к гибели пешехода. В декабре, за несколько месяцев до выхода на IPO, компания объявила, что готова возобновить испытания. В Китае уже запущен проект беспилотного такси — его запустила компания DiDi 30 августа в Шанхае.

Топ-менеджер «Яндекса» назвал главные проблемы в развитии беспилотных автомобилей

Грузы или люди?

Банк UBS прогнозирует, что «Яндекс» станет монополистом на рынке беспилотного транспорта России. Однако о конкуренции на российском рынке беспилотников пока что говорить рано, сказал Forbes аналитик Райффайзен Банк Сергей Либин. «Вообще в мире эта отрасль находится, скорее, на стадии R&D, и о конкуренции можно будет говорить, когда технология войдет в коммерческую эксплуатацию, а это вопрос явно не ближайшего будущего», — рассуждает он. Сроки выхода беспилотников на рынок в ближайшие 3-5 лет он называет «смелыми».

Беспилотное направление будет стоить дороже, если «Яндекс» выйдет со своей технологией на рынок коммерческих грузоперевозок, пишет РБК со ссылкой на аналитиков UBS. В таком случае стоимость бизнеса составит $6,4 млрд. Если же компания сосредоточится только на пассажирских перевозках (например, такси и каршеринг), то оценка этого бизнеса к 2030 году в среднем будет составлять $2,6 млрд.

Впрочем, пассажирские беспилотные перевозки появятся в России значительно быстрее грузовых, считает начальник ситуационного центра ЦОДД Александр Есин. «Целесообразность замены водителей грузовиков на роботов меньше, поскольку зарплата водителя составляет меньшую часть стоимости бизнес-процесса, чем зарплата водителя такси. Также водитель грузовика нужен не только для вождения машины, но и для сопровождения грузов», — сказал он Forbes. Еще один фактор, по его словам, заключается в том, логистика грузовых перевозок значительно сложнее, в то время как развитие агрегаторов заказов такси полностью модифицировало рынок, сделав его пригодным для внедрения беспилотников.

«В принципе, беспилотные автомобили уже сейчас ездят не только безопаснее, чем человек, но и оптимальнее», — заключает он.

Новости партнеров