К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Миллиарды за мессенджер: зачем Salesforce купила Slack

Фото MAURITZ ANTIN / EPA / ТАСС
Фото MAURITZ ANTIN / EPA / ТАСС
В среду, 2 декабря, американская компания Salesforce объявила, что купит корпоративный мессенджер Slack за $27,7 млрд. Это одна из крупнейших сделок на мировом технологическом рынке за всю его историю. Однако Salesforce может не получить желаемого роста от поглощения, предупреждают эксперты

Первые сообщения о том, что Salesforce может купить Slack, появились в конце ноября: издание Wall Street Journal (WSJ) рассказало, что стороны ведут переговоры, а сумма сделки составит около $17 млрд, это будет крупнейшим приобретением Salesforce за всю ее историю. В среду, 2 декабря, Salesforce официально объявила о сделке.

По условиям соглашения, акционеры Slack получат $26,79 млрд наличными и по 0,0776 обыкновенных акций Salesforce за каждую акцию Slack: это в сумме дает примерно $27,7 млрд, исходя из цены закрытия торгов обыкновенных акций Salesforce на 30 ноября 2020 года, сообщается в релизе. Ожидается, что сделка будет закрыта в 2021 году.

Эта покупка объединит двух самых влиятельных гендиректоров технологической индустрии, а Salesforce превратит в более серьезного конкурента для корпорации Microsoft и материнской компании Google — Alphabet, пишет WSJ. Однако предыдущие приобретения Salesforce не принесли желаемого эффекта и не привлекли в компанию новых пользователей, поэтому есть сомнения в эффекте новой сделки, предупреждают эксперты.

 

Два гендиректора

Созданная 21 год назад IT-компания Salesforce занимается разработкой одноименной CRM-системы на основе облачных технологий. Это крупнейший в мире продавец программного обеспечения, которое используется для управления работы с клиентами. У нее более 150 000 клиентов — от небольших бизнесов до компаний из Fortune 500. В 2017 году Salesforce заняла первое место в рейтинге самых инновационных компаний The World's Most Innovative Companies американского Forbes, в 2018 году — третье. Ее выручка за 2020 финансовый год (закончился 31 января) составила $17,1 млрд.

Болтовня Salesforce

 

Сооснователь Salesforce миллиардер Марк Бениофф активно выражает свою позицию в том числе по политическим и социальным вопросам. Например, в 2015 году Бениофф помог наложить вето на местный закон штата Индианы о религиозных свободах, который дискриминировал ЛГБТ-сообщество. За день до того, как губернатор Индианы Майк Пенс должен был подписать его, Бениофф первым из лидеров крупного бизнеса высказался против и пригрозил урезать инвестиции Salesforce в штате. Кроме того, он призывает своих коллег по индустрии поддерживать меры по устранению гендерного разрыва в оплате труда. Также Бениофф вместе с супругой Линн купил журнал Time за $190 млн в сентябре 2018 года — после сделки они заявили, что не будут вмешиваться в работу журналистов и редакции.

Гендиректор и основатель Slack Стюарт Баттерфилд создал корпоративный мессенджер Slack в качестве дополнительного продукта, который вырос из его игровой студии Tiny Speck. Одна команда разработчиков базировалась в Ванкувере, другая — в Сан-Франциско, а Баттерфилд жил между этими городами. Для того чтобы команды разработки могли работать совместно, был написан Slack. Он быстро стал популярным среди программистов и айтишников, когда появился на рынке в 2014 году. В 2019 году Slack вышел на биржу NASDAQ через прямой листинг (без предварительных торгов) при оценке $15,7 млрд, после этого капитализация компании выросла до $23 млрд.

У Slack более 12 млн пользователей по всему миру. В России их число составляет около 150 000, рассказал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Выручка Slack за 2020 финансовый год (закончился в марте) достигла $630 млн. Стюарт Баттерфилд должен присоединиться к Salesforce, чтобы управлять Slack в качестве подразделения головной компании.

 

Крупнейшая сделка

Сделка Salesforce и Slack станет одной из самых крупных в мире в технологическом секторе, говорит сооснователь компании Dsight Арсений Даббах. Среди похожих крупных слияний — сделка по покупке глобальной финансовой компанией Fidelity платежного процессинга Worldpay за $35 млрд в 2019 году, покупка гигантом Johnson & Johnson швейцарской биотехкомпании Actelion Ltd. за $30 млрд в 2017 году, а также приобретение Hewlett-Packard в 2001 году производителя компьютеров Compaq за $25 млрд.

Salesforce когда-то была стартапом, а сейчас стала крупнейшим в мире корпоративным венчурным инвестором, продолжает Даббах: она приобрела уже 64 актива, самая крупная сделка состоялась в июне 2019 года. Тогда Salesforce купила компанию для визуальной аналитики Tableau за $15,7 млрд. Salesforce скоро приблизится к «клубу» триллионных по капитализации компаний, куда входят Microsoft, Google, Amazon, Apple и могут также войти Facebook и Alibaba, отметил Даббах.

Salesforce видит в Slack в первую очередь технологию, с помощью которой можно получить больший доступ к пользователю и повысить потенциал кросс-маркетинга своих продуктов, считает партнер Capital Lab Евгений Шатов. По его словам, похожий подход во время предыдущего поглощения компании Tableau до сих пор не принес очевидных результатов. 

В 2016 году Salesforce купила компанию Quip Inc., которая предлагает приложение для совместной работы с документами в облаке, за более чем $500 млн, чтобы расширить спектр своих услуг. Но, по мнению аналитиков, опрошенных WSJ, продукт не пользуется спросом.

Salesforce получает благодаря Slack достаточно слабую пользовательскую базу в 12 млн пользователей: один пользователь при цене сделки $27 млрд стоит $2250, подчеркивает Шатов. «Такая слабая база и щедрая оценка предполагают радикальное вмешательство руководства Salesforce в работу Slack, а не просто дальнейшее линейное развитие, как это было, когда Google купил YouTube», — добавил Шатов. По его словам, Salesforce уже несколько лет пытается диверсифицировать свои доминирующие позиции на рынке Enterprise Software в сторону корпоративных коммуникаций. Она хочет построить экосистему по примеру Microsoft, которая позволит ей замкнуть клиента на решениях одной компании, добавил он. 

 

Фактор пандемии

Хотя у Slack и не такой большой оборот, скорее всего, Salesforce сделала ставку на то, что покупка Slack напрямую повлияет на ее стоимость, говорит основатель AltaIR Capital Игорь Рябенький. Slack — известный и активно используемый инструмент коммуникаций удаленных команд, и в сочетании с другими продуктами Salesforce партнерство может привести к быстрому росту, считает он.

В мире, где все уже привыкли общаться друг с другом в мессенджере, боты обслуживают в этом же канале клиентов компаний и сотрудников, покупка лидирующего бизнес-мессенджера вполне имеет смысл, согласен директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев. По его словам, отчасти на сделку могла повлиять пандемия COVID-19 и переход на удаленную работу. Из-за этого увеличилось число коммуникаций в мессенджерах, однако Slack не вырос так же, как Zoom. Slack практически не добавил в рыночной капитализации за февраль — ноябрь 2020 года, тогда как Zoom вырос в капитализации более чем в четыре раза, до $115 млрд, отмечает Калаев.

Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT

Пандемия в первую очередь повлияла на рост раздаваемого бесплатно вместе с Microsoft Office сервиса Teams на фоне массового перехода на удаленную работу при локдаунах, считает Шатов. Это, вероятно, сделало менеджмент Slack более расположенным к переговорам, считает он. В сделке неожиданным оказался высокий компонент кеша: за полтора года Slack просел на четверть, а Salesforce выросла почти вдвое, говорит партнер Capital Lab. Формат акции-за-акции позволил бы Salesforce не брать на себя новый долг и выступил бы хеджем от широкого спада на технологическом рынке, прогнозирует эксперт.

 

Несмотря на то что Slack была пионером в разработке инструментов для удаленной работы, она упустила влияние пандемии, благодаря которому выросли Zoom и Microsoft Teams, писал WSJ. С февраля по ноябрь акции Slack выросли всего на 10%, но затем еще на 37% на новостях о возможной сделке с Salesforce. Для сравнения: с конца февраля акции Microsoft выросли на 30%, а акции Zoom — в четыре раза. За этот же период количество активных пользователей Zoom выросло до 300 млн ежедневно с примерно 10 млн в день до пандемии. Сервис Microsoft Teams, который сочетает в себе функции Zoom и Slack, вырос с 32 млн активных пользователей в день в марте 2020 года до более 115 млн в октябре. Slack перестал публиковать отчеты о количестве активных пользователей в конце 2019 года, когда их число достигло 12 млн.

Кроме того, Slack в течение долгого времени не мог добавить функцию видео в свой продукт. В 2015 году компания купила стартап Screenhero, который давал возможность совершать голосовые звонки и получать доступ к экрану другого пользователя для редактирования файлов. Но интеграция сервиса в Slack происходила сложно и заняла больше года, рассказывал WSJ бывший гендиректор стартапа Джаханзеб Шервани. Видеозвонки появились в Slack в конце 2016 года, а в 2017 году в них была добавлена функция совместного использования экрана. «Нет никаких сомнений, что звонки для Slack не были главным приоритетом», — заключил Шервани.

На связи: 10 самых популярных мессенджеров

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+