К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Неудачи останавливают лузеров: почему приговор Элизабет Холмс — угроза для визионеров

Элизабет Холмс (Фото Michael Short / Bloomberg via Getty Images)
Элизабет Холмс (Фото Michael Short / Bloomberg via Getty Images)
После вердикта присяжных основательнице стартапа Theranos Элизабет Холмс светит 20 лет тюрьмы за обман инвесторов. Феерическое падение для героини обложек Forbes и Fortune со статусом «самой молодой женщины-миллиардера мира, революционера здравоохранения». Ее признали виновной по четырем из 11 пунктов обвинения. Но были ли обмануты профессиональные инвесторы? И разве тогда вместе с ней не должны сесть другие? В колонке для Forbes инвестор и основатель SDVentures Дмитрий Волков рассуждает о том, почему предприниматели, которые двигают прогресс, могут попасть за решетку

Элизабет Холмс, еще будучи студенткой Стэнфорда, создала Theranos — компанию по медицинской диагностике. Ее идея была в том, чтобы определять сотни заболеваний по одной капле крови с помощью чудо-машины, которая стояла бы в каждой аптеке. Это могло бы сэкономить средства и время и спасти жизни. Когда она поделилась идеей в Стэнфорде, там покрутили у виска. Она, как подобает визионерам, пожала плечами и ушла с курса химических технологий — заниматься делом, а не чужие лекции конспектировать.

Она добралась до таких людей, которых так просто даже в Сан-Франциско на улице не встретишь: бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, медиамагнат Руперт Мердок, владельцы сети гипермаркетов Walmart семья Уолтонов. Низким голосом, который, как говорят, Холмс специально ставила, чтобы преодолеть гендерное неравенство, она говорила им: «Вот машина, она похожа на коробку принтера. <...> Один укол, и капля крови превращается в индикатор здоровья». Эту штуку она показала экспертам из фармацевтических компаний и медицинских лабораторий. Инвесторы выписали чеки на $950 млн по оценке $9 млрд, а фармацевтические конторы подписали контракты на поставку. Вот только чудо-машина была действительно коробкой от принтера и ничего такого с кровью не делала.

Я как-то возмущался на этот счет на встрече в переговорной одной крупной венчурной компании. Вошел Винод Косла, влиятельный инвестор в Кремниевой долине, основатель Sun Microsystems. «Она просто не успела», — сказал он. Она просто не успела превратить коробку от принтера в чудо медицинских технологий. За такие-то деньги воду можно превратить в вино, а хлеб — в рыбу. Если бы успела, инвесторы получили бы куш, а не шиш. 

 

В то же время куш могут еще получить инвесторы Милтона Тревора, другого изобретателя чудо-машины — автомобильной компании Nikola. Ее профессиональные инвесторы оценили не в какие-то $9 млрд — многим дороже.

Милтон начал с объявлений по продаже машин uPillar. Сайт якобы «соревновался с Amazon» по объему заказов и должен был стать «круче Ebay». Но потом, израсходовав деньги инвесторов, закрылся. И Милтон открыл dHybrid, компанию по переоборудованию дизельных грузовиков в гибридные, на природном газе. Использовав $2 млн инвесторских денег, Милтон смог получить контракт на переоборудование 800 грузовиков. Но что-то опять пошло не так. Financial Times со ссылкой на рядовых сотрудников писала, что газовые баллоны отваливались на ходу от рамы. Думаете, его это остановило? Неудачи останавливают лузеров.

 

Милтон, наоборот, раскочегарился. Он зарегистрировал новую компанию, оставив инвесторам пустышку, и объявил, что сделает революцию в индустрии коммерческого транспорта. Какое-то время он возился с идеей турбо-электрического грузовика на батарейках, а потом осознал перспективу водородного топлива и объявил себя главным конкурентом Tesla: «Мы сделаем грузовик будущего, по всем параметрам не уступающий дизельному, но только экологически чистый». 

«На сцене перед вами не просто концепт. Перед вами грузовик на ходу со всеми рабочими системами», — говорил Милтон пораженному журналисту в кабине автомобиля. И в подтверждение своих слов нажимал на экран iPad: «Смотрите, здесь все автоматизировано: кондиционер, управление подвеской, энергообеспечение». Для тех, у кого еще оставались сомнения, Милтон продемонстрировал видео: грузовик Nikola с обтекаемой, как у бомбардировщика стелс, кабиной победоносно мчится по хайвею вдоль какой-то там равнины. Видео посмотрели в General Motors. И договорились о партнерстве — почти на миллиард долларов и даже обмене акциями. Стоимость Nikola тогда взлетела до рекордных $34 млрд. 

Вот только работающего двигателя в грузовике не было, и водородное топливо не использовалось. Как позже признались инженеры, для видео грузовик загнали на холм и спустили вниз под горку. Даже дверца в водительскую кабину не держалась, и во время съемок ее пришлось постоянно привязывать. 

 

Это стало известно из расследования Hindenburg Research. Авторы утверждали, что менеджмент Nikola постоянно обманывал акционеров — ни рабочего прототипа, ни дешевой технологии получения водорода, ни крутых аккумуляторов. Впрочем, расследование не очень влияет на Тревора Милтона. Он уступил позицию гендиректора Nikola партнеру, и тот все еще собирается выпустить чудо-машину. Nikola действительно может еще успеть — как успела Tesla, как, возможно, успеет Neuralink Маска.

Так что такое дух предпринимательства? Визионеры искажают реальность, как черные дыры — пространство. Они видят не то, что есть, а то, что будет, или то, что может быть. Половина Долины, та половина, что делает что-то по-настоящему увлекательное, больна этим. А инвесторы знают об этом, но считают это не багом, а фичей системы. Мол, гениальность сродни помешательству, и нужно снисходительно относиться к гениям, несущим золотые яйца. 

Неслучайно, когда Холмс обвинили, другой магнат венчурного бизнеса и инвестор в Theranos Тим Дрейпер написал email-декларацию: «Этот вердикт ставит американский дух предпринимательства в опасность. Америку и Кремниевую долину сделала великими способность определять то, что возможно. Элизабет Холмс — предприниматель. Она видит лучшее будущее. Предприниматели изобретают и продолжают изобретать, пока продукт не становится рабочим. Я все еще верю в то, что она пыталась сделать, и если бы так предвзято изучали бизнесы других предпринимателей в тот момент, пока они изобретали будущее, у нас не было бы автомобилей, смартфонов, антибиотиков, не было бы автоматизации, и наш мир был бы намного меньше».

Выходит, вопрос только в грамматике. Садятся не те, кто продает мечту, а те, кто путает в презентациях будущее и прошедшее время. Предприниматели заставляют верить в то, что возможное будущее так же реально, как настоящее — сотрудников, партнеров, инвесторов. Но чтобы не сесть, они должны использовать правильные грамматические обороты. Вот такой нюанс. Маленькая деталь. Но вы сами знаете, кто прячется в деталях. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+