К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Домашний интеллект: зачем устройствам «Яндекса» для умного дома новый протокол

Фото «Яндекс»
Фото «Яндекс»
«Яндекс» анонсировал поступление в продажу новых устройств для умного дома, поддерживающих протокол Zigbee и готовых к переходу на единый стандарт Matter — над ним работает международный альянс, включая такие компании, как Samsung, Xiaomi, Huawei, «Яндекс» и «Сбер». Сейчас умные устройства различных производителей поддерживают разные протоколы, что затрудняет их использование в одной системе умного дома. Появление единого формата способно покончить с войной протоколов и замкнутых экосистем, а на передний план выйдет удобство пользователя, считают эксперты. Однако распространение устройств с поддержкой Matter в России будет зависеть от себестоимости таких решений в Китае: если цена будет слишком велика, это затормозит распространение технологии

Протокол имеет значение

«Яндекс» готовится к началу продаж новой умной колонки «Станция Макс», а также хаба для управления умным домом и набора из пяти датчиков, рассказали Forbes в компании. Все эти устройства поддерживают протокол Zigbee — он позволяет устройствам взаимодействовать друг с другом напрямую, без Wi-Fi, а значит, если Wi-Fi отключат, локальные сценарии умного дома продолжат работать.

Кроме того, модуль Zigbee «Яндекса» позволяет подключать датчики и Zigbee-устройства других производителей. Предполагается, что в продажу устройства поступят этой весной. Руководитель умного дома «Яндекса» Марат Мавлютов напоминает, что год назад компания выпустила первое устройство с Zigbee — «Станция 2». «В дальнейшем наши колонки и хаб будут поддерживать не только этот протокол, но и Matter», — добавляет он.

Matter — это единый стандарт управления умными гаджетами, разработку которого инициировали Google, Amazon и Apple в конце 2019 года. Задача создания Matter — унификация управления между гаджетами разных производителей. Разработкой стандарта занимается альянс Connectivity Standards Alliance, в него входят несколько сотен компаний, в том числе Xiaomi, Haier, Amazon, Google, Apple, Samsung, а также российские «Сбер» и «Яндекс».

 

«Зоопарк» стандартов

Сейчас умным домом на платформе «Яндекса» управляют более 1,4 млн уникальных пользователей в месяц, рассказал Марат Мавлютов. «Сюда мы включаем тех, кто использует умные устройства из категории освещения, безопасности, управления климатом и др. Аудиторию умного дома «Яндекс» считает отдельно от аудитории умных колонок, телевизоров и модулей с «Яндекс ТВ», — поясняет он.

Использование «Яндексом» в своих продуктах протокола Zigbee логично, так как последний наряду с протоколом Thread являются технологической основой для Matter, считает генеральный директор АНО «Умный многоквартирный дом» Никита Уткин. По словам директора по развитию систем безопасности и продуктов умного дома МТС Алексея Давыдова, Zigbee сейчас — одна из основных технологий, и МТС тестирует ряд устройств, которые ее поддерживают.

 

Крупные игроки в основном используют стандарт Wi-Fi и в меньшей степени Zigbee, рассказывает продакт-менеджер направления «Умный дом» в Hiper Владислав Аничкин. По его мнению, Xiaomi слишком фрагментирован, так как использует стандарты Bluetooth, ZigBee и Wi-Fi. Aqara основной фокус делает на ZigBee: «Остальные игроки в массе своей ориентируются на Wi-Fi». Он отметил, что сам Hiper полагается также в основном на Wi-Fi. «На текущий момент Hiper не продает устройства ZigBee. Основная причина в том, что они дороже, чем Wi-Fi, без существенных для конечного покупателя преимуществ», — поясняет он.

Появление единого стандарта было неизбежно, считает директор центра исследования интернета вещей НИИ Радио Павел Антонович: «Необходимо было создать протокол, который бы позволил объединить разные устройства в одну систему». Одни устройства работают через Wi-Fi и Bluetooth, а другие — через специализированные радиопротоколы, например, ZigBee, Z-Wave и др., без выхода в интернет. Matter позволяет им всем связываться друг с другом, добавляет он.

«Сложная категория»

Несмотря на то, что сегодня уже каждое десятое домохозяйство в России имеет колонку с голосовым помощником или другой элемент умного дома, о полноценных умных квартирах говорить еще рано, рассуждает заместитель директора по стратегическому развитию ГК «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий.

 

Рынок умных устройств в России остается нишевым, сегментированным и находится на ранней стадии развития, согласен Алексей Давыдов. Он оценивает общее проникновение услуг умных устройств в России в 6% домохозяйств, тогда как в западных странах он составляет на сегодня около 40% (в основном за счет колонок).

Суммарный объем рынка умного дома в России в 2023 году, если считать системы безопасности, датчики дыма, движения, а также умные колонки и IP-камеры, может составить около 40 млрд рублей — это почти на 50% больше, чем в 2022 году, оценивает Давыдов. В ближайшие три-пять лет рынок в стране будет расти двузначными темпами, прогнозирует эксперт.

По оценке Станислава Солтицкого, в потребительском сегменте умных датчиков, розеток и хабов большую часть рынка сейчас занимают «Яндекс», а также китайские Aqara и Xiaomi. В роботах-пылесосах выделилась лидирующая тройка Xiaomi, Roborock и Dreame», — говорит он. Умный дом — сложная категория, и не все компании готовы вкладываться и развивать ее, отмечает Владислав Аничкин. По его словам, есть тенденция к сокращению сильных вендоров умного дома, которых в итоге останется от пяти до десяти, не считая серого импорта. Причем консолидация рынка на уровне устройств началась с развитием голосового помощника «Алиса» от «Яндекса», «Маруся» от VK и «Салют» от «Сбера». «Устройства разных производителей собираются в одном приложении голосового помощника, и клиент может ими управлять как единым умным домом», — поясняет он.

Великий перелом

«ZigBee, Thread, Matter — это эволюция форматов технологических решений, которую можно сравнить с развитием мобильных сетей от EDGE к 3G, LTE, 5G», — отмечает Алексей Давыдов. Сейчас стандарт Matter дорабатывается и сертифицируется. Ряд производителей, в том числе китайских и тех, с кем работает МТС, уже поддерживают этот протокол в России, добавляет он. «Если сейчас на рынке умных устройств ключевую роль играет канал продаж и производитель, то Matter приведет к тому, что устройства перестанут оставаться замкнутыми на производителях и экосистемах. Ключевым конкурентным преимуществом станет сервисная часть и обеспечение удобства пользователя», — заключает Давыдов.

Все крупные участники мирового рынка уже объявили о скором переходе на Matter, говорит Марат Мавлютов. Он ожидает, что первые партнерские устройства на протоколе Matter появятся в продаже в России в первой половине этого года. «Яндекс» тоже входит в международную рабочую группу по разработке Matter. «Наша платформа умного дома будет совместима с этим стандартом, и когда он появится, софт на наших устройствах обновится автоматически», — добавляет он. Кроме того, внедрение единого протокола Matter поможет упростить и удешевить производство и будет способствовать развитию рынка, считает Марат Мавлютов.

 

Распространение Matter снизит для конечных пользователей порог вхождения в умный дом и улучшит ситуацию с совместимостью устройств от разных производителей, надеется Станислав Солтицкий, предупреждая, что «чудесного и молниеносного эффекта ждать не стоит». Впрочем, по словам Никиты Уткина, Matter оставляет все меньше оснований для тех, кто делает ставку на бесконечную войну форматов и протоколов, заключает он.

Распространение устройств с поддержкой Matter в России будет зависеть от конечной себестоимости таких решений в Китае, полагает Владислав Аничкин. «Если лицензионные отчисления будут значительными, есть риск, что проникновение Matter будет незначительным», — добавляет он. Он не исключает того, что в результате распространения устройств на Matter китайские производители Aqara и Xiaomi могут потерять значительные доли продаж, так как этот стандарт повторяет все их функции. «При этом А-бренды с офисами в западных странах надолго потеряют возможности продаж в России значительных количеств, так как, кроме логотипа, не несут ничего уникального, но показали себя с плохой стороны, покинув российский рынок», — заключает Владислав Аничкин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости