К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

ОСАГО отматывают срок: зачем таксистам нужны «короткие» полисы

Фото агентства «Москва»
Фото агентства «Москва»
В Госдуме рассматривают поправки в закон об ОСАГО, которые в случае принятия позволят автомобилистам покупать полисы ОСАГО на срок менее года — дневные и месячные. По мнению экспертов, это станет большим подспорьем прежде всего для таксистов. Сегодня они предпочитают платить штрафы из-за дороговизны полисов, но поправки повысят их доступность, полагают представители отраслевых объединений такси. Автостраховщики с целесообразностью таких нововведений не согласны

В поисках гибкости

Ввести более гибкую систему тарификации для полисов ОСАГО по сравнению с действующей предлагают поправки, подготовленные депутатом от «Единой России» Александром Толмачевым (есть в распоряжении Forbes). Речь идет прежде всего о появлении опции заключать договоры на день или месяц вместо действующих годовых полисов. Толмачев, член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, подтвердил Forbes, что является автором этих поправок, и сообщил, что направил документ в Госдуму: «Сейчас он находится на рассмотрении в комитете по финансовому рынку». В комитете на запрос Forbes не ответили.

В апреле Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о полисе ОСАГО сроком от одного месяца, подготовленный группой депутатов от ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким. Сегодня договор ОСАГО сроком менее года заключить невозможно. Однако бывают ситуации, когда полис ОСАГО нужен на более короткий срок, например для поездки или перегона машины в другой город. В этом случае водитель должен заключить договор ОСАГО на один год, а затем его расторгнуть, говорится в пояснительной записке. В таких ситуациях водителю выгоднее заплатить штраф за езду без полиса ОСАГО в размере 800 рублей либо с учетом 50%-ной скидки в размере 400 рублей, чем покупать полис ОСАГО, средняя стоимость которого составляет более 5000 рублей. Поэтому авторам законопроекта представляется логичным выпуск «коротких» полисов ОСАГО.

Что предлагает Толмачев

Предложения Александра Толмачева расширяют этот законопроект. С 1 сентября 2023 года вступают в силу положения закона №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», согласно которым перевозчики должны оформить ОСАГО для такси, в противном случае им грозит лишение лицензии. «Сейчас чаще всего водители такси самостоятельно выстраивают удобный для себя график работы: часть водителей работают только по пиковым часам (например, с пяти часов до десяти с утра) или только по выходным дням (например, в формате подработки), следует из комментариев к предлагаемым нововведениям. Однако такие «почасовые» или «дневные» водители обязаны купить полис ОСАГО на срок от одного года, причем его стоимость иногда превышает 70 000 рублей, говорится в пояснении: «Такая сумма — слишком большая для таксиста или таксомоторной компании, в которой работают несколько сотен водителей». Из-за этого перевозчикам невыгодно заключать договор ОСАГО на год или заниматься бизнесом в такси на таких условиях.

 

Введение часовой или дневной тарификации придаст системе гибкости, считает автор поправок. При этом водители, которые оформили полисы ОСАГО на срок до одного года (дневные или месячные) и попали в ДТП в первые три месяца, будут обязаны доплатить стоимость трехмесячного полиса ОСАГО, предлагает Толмачев. Это повысит доступность ОСАГО для безаварийных водителей, а страховые компании получат стоимость трехмесячного ОСАГО при наступлении убытка (страхового случая) в первые три месяца вождения.

Другое нововведение касается оформления ОСАГО для использования авто именно в такси. Сейчас некоторые перевозчики получают ОСАГО, не указывая, что автомобиль будет использоваться в такси, — так они пытаются уменьшить страховую премию, сделать для себя полис доступнее, а вероятность его получения — выше, говорится в пояснении к поправкам. Если же выяснится, что страхователь представил ложные сведения, страховщик может вовсе аннулировать договор и потребовать возмещения убытков. Более того, закон о такси, который вступает в силу в сентябре, делает обязательным ОСАГО именно для такси. Поправки предлагают сделать безопасным переоформление полиса по инициативе перевозчика, чтобы на время переоформления он не терял право на деятельность в такси и мог на оставшийся срок действия прежнего полиса доплатить страховую премию без санкций и ограничений для себя.

 

Еще одно предложение Толмачева касается возможности оформить договор ОСАГО в режиме «единого окна» для самозанятых, подключенных к агрегаторам такси. По данным Федеральной налоговой службы, в 2022 году число самозанятых в России за год выросло в 1,7 раза и составило 6,5 млн человек, многие из них как раз работают в такси. Таким «окном» сможет выступать сам агрегатор — это позволит самозанятым упростить процессы и сократить операционные расходы, рассчитывает депутат. «В противном случае мы рискуем прийти к ситуации массового банкротства самозанятых таксистов, которые и так несут непосильные операционные расходы, а также затраты на ОСАГО для такси», — пояснил он Forbes.

«Поправки нацелены на повышение доступности ОСАГО и облегчение процесса оформления полиса для самозанятых таксистов, — объясняет Толмачев. — Сейчас оформить ОСАГО для такси очень сложно и дорого. Высокие цены на ОСАГО обусловлены убыточностью таких полисов в последние годы. Я предлагаю такую модель, которая позволит нивелировать риски убыточности полисов ОСАГО для страховых компаний (доплата в случае аварии в первые три месяца) и повысить их доступность для таксистов, которые используют машину для работы в такси несколько дней в месяц».

Недоступные полисы

Традиционно в сфере таксомоторных перевозок много водителей, которые используют такси как временную или частичную занятость при потере основного заработка, поэтому порог входа в профессию должен быть низким, рассуждает представитель рабочей группы по агрегаторам такси при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). «Требование по наличию годового ОСАГО, напротив, станет большим барьером для начала работы в такси, так как его стоимость неподъемна для большинства водителей, — полагает он. — Необходимо, чтобы для отрасли были предусмотрены короткие полисы — на день или месяц, это позволит перевозчикам не нести на старте работы высокие издержки».

 

Исполнительный директор ассоциации Национальный совет такси Наталия Лозинская называет ситуацию с полисами ОСАГО для отрасли такси «сложной». Летом 2022 года ЦБ в очередной раз расширил тарифный коридор ОСАГО, и теперь стоимость страховки такси в ряде регионов доходит до 160 000 рублей, напоминает она: «Это делает полисы фактически недоступными для большинства водителей. Легальный извоз для перевозчиков теряет экономический смысл, им проще платить штрафы».

Кроме того, Лозинская указывает на непрозрачность процедуры заключения договоров: «Недобросовестные страховые просто отказывают в продаже полисов таксистам, при этом эти отказы нигде не фиксируются. К нам регулярно поступают жалобы от представителей таксопарков. На днях мы направили письмо в администрацию президента с просьбой принять меры для повышения доступности полисов, — говорит она. — Уже 1 сентября вступает в силу новый отраслевой закон, по которому при отсутствии ОСАГО будут аннулировать действующее разрешение такси. Отрасль просто не сможет выполнить требования закона в части полисов».

«Поэтому мы положительно оцениваем любые инициативы, направленные на поддержку перевозчиков и повышение доступности полисов ОСАГО. Предложенные поправки помогут отрасли адаптироваться к новым правилам, а также будут способствовать формированию справедливой стоимости полисов страхования для таксистов», — заключает Наталия Лозинская.

Если поправки не будут приняты, то ситуация со стоимостью ОСАГО никак не изменится, а значит, полис по-прежнему будет недоступен для водителей, они не смогут выполнить требования нового закона, считают в рабочей группе по агрегаторам такси при РСПП. «В отрасли не будет большого притока новых водителей, и при растущем спросе на перевозки она будет стагнировать, — полагают там. — А часть водителей, в первую очередь те, которые используют такси для временного заработка, уйдут в тень».

Больше контроля

Впрочем, автостраховщики не согласны с целесообразностью таких нововведений. Необходимо помнить, что полис ОСАГО — это в первую очередь защита имущественных интересов потерпевшего в ДТП, рассуждают в Российском союзе автостраховщиков (РСА, объединяет 44 страховщика — действительных членов и две компании в статусе наблюдателей). «Если создать систему, в которой автовладелец, заключивший «короткий» полис ОСАГО, может легко пропустить срок его продления (а с однодневными полисами ОСАГО такие риски максимальны), — это подвергнет риску прежде всего интересы потерпевших в ДТП. Поэтому любое сокращение срока действия договора ОСАГО должно в обязательном порядке сопровождаться параллельным запуском контроля за наличием полиса ОСАГО при помощи видеокамер», — делает вывод президент РСА Евгений Уфимцев.

 

Если же страховщик де-факто будет нести ответственность по однодневному полису ОСАГО в течение трех месяцев, то убытки страховщика от такого «однодневного» договора будут соответствовать убыткам от договора ОСАГО длительностью три месяца — а значит, и такой «однодневный» полис будет стоить как трехмесячный, полагает Уфимцев: «То есть введение такого «однодневного» полиса никоим образом не поможет автовладельцу сэкономить на страховании».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+