К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

VK купила разработчика софта для онлайн-записи на услуги Yclients

Фото Гавриила Григорова / ТАСС
Фото Гавриила Григорова / ТАСС
Интернет-компания VK договорилась о покупке разработчика программного обеспечения для онлайн-записи в компании сферы услуг Yclients. Консультации о покупке Yclients также велись с рядом компаний, включая МТС, «Ростелеком», холдинг Kismet, контролирующий «Авито», узнал Forbes. Инвесторы оценивают бизнес Yclients в 4–4,5 показателя годовой выручки, хотя мультипликаторы зарубежных аналогичных сервисов заметно выше. Купив Yclients, VK сможет предлагать малому и среднему бизнесу не только рекламу в соцсети «ВКонтакте», но и программное обеспечение для онлайн-записи клиентов

VK купила 100% долей в группе Yclients, разрабатывающей программное обеспечение для онлайн-записи в компании сферы услуг, говорится в сообщении компании. Сервис записи клиентов будет интегрирован в платформы VK, уточняется в сообщении группы. После сделки основатели Yclients покинут компанию, чтобы заняться международными проектами, слышал собеседник Forbes, близкий к сделке. По собственным данным, Yclients занимает 60% рынка платного ПО для малых и средних предпринимателей с потребностью в онлайн-записи и автоматизации бизнеса.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

По словам знакомого с ситуацией собеседника, владельцы Yclients искали стратегических инвесторов в последние месяцы — этот процесс «драйвили» фонды, которые вошли в проект до начала «спецоперации»* России на Украине. Возможностью инвестиций в Yclients, помимо VK, интересовался также МТС, кроме того, актив показывали холдингу Kismet, контролирующему Avito, говорит он. Об этих интересантах слышал также инвестор, анализировавший проект для вложений. Источник Forbes в венчурной среде в числе тех, кто рассматривал сделку, назвал «Ростелеком». Его интерес к Yclients подтвердил источник, близкий к телеком-компании. 

«Ростелеком» изучал возможность инвестиции в Yclients, но это было давно, говорит собеседник, знакомый с ситуацией. Представитель «Ростелекома» сообщил, что компания не комментирует незавершенные сделки. В МТС отказались от комментариев. Forbes направил запрос Kismet. Финансовым советником владельцев Yclients в этой сделке выступил инвестиционный банк Aspring Capital, сообщил собеседник Forbes, знакомый с ситуацией. В нем не ответили на запрос Forbes. В фонде Guard Capital отказались от комментариев.

 

Инвестор, анализировавший Yclients, обращает внимание на убыток 51,4 млн рублей, полученный компанией по итогам 2022 года, а также дисконт, который обычно применяется при оценке бизнеса, ориентированного на Россию. По словам знакомого с ситуацией источника, «бизнес без прибыли» оценили в 4,5 показателя выручки. «Ребята получают космические деньги в текущих условиях», — отмечает он. Другой источник Forbes, близкий к одному из инвесторов Yclients, утверждает, что компанию оценили в четыре показателя годовой выручки.

Зарубежные аналоги Yclients оцениваются выше. «Публичные компании, чей бизнес построен вокруг CRM, — Hubspot, Atlassian,  Shopify, Salesforce — торгуются по мультипликаторам от 7,59. Для быстрорастущей SaaS (софт как услуга. — Forbes) CRM-системы применим мультипликатор 15 к выручке текущего года», — полагает финансовый консультант Антон Иншутин. Yclients относится к такой категории — в 2022 году компания выросла на 39% к предыдущему году, ее выручка достигла 823 млн рублей, отмечает Иншутин. «Насколько я помню, основатели ожидали, что выручка в 2023 году превысит 1 млрд рублей. То есть текущую стоимость бизнеса Yclients [по аналогии с зарубежными активами] можно оценить в 15 млрд рублей», — предполагает он. 

 

Прямое сравнение мультипликаторов российских и зарубежных компаний в нынешних условиях — «чисто теоретическое упражнение», считает аналитик инвестбанка «Синара» Константин Белов. По его словам, на оценку этого бизнеса влияет, как именно он поможет VK в генерации дополнительной выручки и прибыли. «Очевидно, что покупатель надеется на какую-то синергию, учитывая свое положение в сегменте российских соцсетей и клиентскую базу, которая покрывает очень большую часть населения. Такая синергия вполне может быть», — рассуждает он. По словам Белова, интеграция Yclients в платформы VK «очевидно, имеет смысл». «Пользовательский интерфейс Yclients можно интегрировать в экосистему «ВКонтакте» и «Одноклассников», тем самым резко повысить базовую привлекательность Yсlients для бизнеса», — говорит он.

Сделка позволит партнерам реализовать новые возможности, считает Иншутин. «VK — огромная аудитория, а Yclients — CRM-экосистема для малого и среднего бизнеса, на которую можно гнать трафик потенциальных клиентов из VK. Бизнес рекламируется в VK и тут же есть инструментарий записи клиента к специалисту через Yclients», — рассуждает он.

Софт под товарным знаком Yclients разрабатывает московское ООО «Уайклаентс», принадлежащее кипрской компании Peletino Ltd. Разработчика в 2015 году основали Юрий Петров, Дмитрий Шестаков, Антон Луцевич и Станислав Петрик, следует из презентации Yclients, с которой ознакомился Forbes. Петров и Петрик, по данным СПАРК, прежде владели долями в ООО «Море объектов, развивающихся в единстве», управлявшем онлайн-агрегатором «Море салонов». Он был запущен в 2010 году и привлек инвестиции от Аркадия Морейниса и группы «Купи купон». «Море салонов» было агрегатором салонов красоты и платформой онлайн-записи, но эта «тема не полетела», рассказывает источник, знакомый с ситуацией. Проект был заморожен в 2014 году, следует из информации на сайте Yclients. По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Море объектов, развивающихся в единстве» было исключено из ЕГРЮЛ в 2021 году в связи с наличием недостоверных сведений в записях.

 

В основу Yclients легла другая бизнес-модель — с ориентацией на клиентов из числа малых и средних компаний. После запуска Yclients состоялся выкуп долей ранних инвесторов «Моря салонов», следует из презентации Yclients, с которой ознакомился Forbes. В течение двух лет после запуска Yclients привлекла посевные инвестиции от фонда Guard Capital на сумму $600 000. В декабре 2019 года Yclients привлекла $10 млн в рамках раунда инвестиций класса A от «Эльбрус капитала» и Guard Capital, писала газета «Коммерсантъ». В 2022 году Yclients обслуживала 37 000 клиентов из малого и среднего бизнеса, следует из ее информации. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+